Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Куба

Морские практики

Анатолий Полиновский

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Поморский карбас

карбас

Новый проект клуба «Морские практики».

Летом 2017 года в селе Лешуконское будет построен поморский карбас, на котором члены клуба, а также съемочная группа совершат плавание по Белому морю. По итогам строительства и плавания будет снят фильм.

Подробно о проекте.

 

Судовой журнал. Поморский карбас
Парусно-моторная шлюпка Морошка. Переход с Соловков в Архангельск. 29 — 31 июля

0954, отчалили от дружеского причала Товарищества северного мореходства. Варя рыдает и смущает провожающих. Многие жалеют бедного ребенка. Вчера друзья пытались предложить купить для Поли и Вари билеты. Короче, скорее пора сматывать. Выходим из бухты Благополучия. Навстречу идут яхты Соловецкой регаты.

1020, прошли боковым фарватером, мимо Игуменской луды выходим в море.

Варёк поплакала и перестала. Села с Полей порулить. Читать всю запись.

IMG_4199

 

Поморский карбас. Нижняя Золотица — Двинской залив — Соловки. 14 — 17 июля. Завершение плавания

Спал в носу карбаса. Звуки ударов волны о клинкерный корпус — особые. Каждый набой отдает своим звуком. Удары получаются дробные, горстями звуков…

Теперь, после того, как маршрут почти пройден, стало понятно, что за судно мы построили. Это — лоцманский карбас. Быстроходный, способный лавироваться под парусами, но недостаточно мореходный для того, чтобы совершать длительные морские плавания в любую погоду. Высокий фальшкиль делает невозможным осушку карбаса в отлив, значит, стоял он у причала. Судно река-море. Лоцман выходил на таком карбасе на рейд Северной Двины, чтобы пересесть на большое судно и вести его в порт Архангельска, например. Читать всю запись.

IMG_3761

Поморский карбас. Зимний берег, Горло Белого моря. Койда — Нижняя Золотица. 10-13 июля

Койдовчане часто приходят и внимательно, по делу, рассматривают наши лодки. Всеобщее мнение — карбас наш недостаточно полон в обводах, качёк (валкий), может перевернуться на крутой волне. Я согласен с ними. Наш карбас не для здешнего моря, это уже понятно и мне. Советуют не ходить в море и подождать, когда волна успокоится. Делают это как-то по-особому вежливо, стараясь не навязывать свое мнение. Это так здесь принято, человек, который идет в море, сам должен принимать решение. Читать всю запись.

IMG_3409
Выход в море. Дорогорское — Каменка — Койда. 6-7 июля

Спешу выйти в море, потому что днем начнется северный ветер и здесь, у наветренного Абрамовского берега, будет очень непросто найти укрытие. Укрыться можно будет только у подветренного берега острова Моржевец, но успеем ли мы до него дойти? С друго стороны, надо идти и делать маршрут. Подходят практики и говорят что интернет обещал три дня жары и южного ветра. Где они это нашли? Понятно, что ребятам хочется отдохнуть. Неприятно давать непопулярные распоряжения.

0012, вышли из Каменки. Штиль, скоро начнется отлив.

Читать всю запись.

19964991_1357724610963678_1524354651_n

Репортажи от Андрея Ягубского (Чифан).

Видео от режиссера проекта «Поморкий карбас» Дмитрия Амелина.

Вниз по Мезени. Первое путешествие карбаса «Вашка». 3-5 июля

Не думал, что Мезень — такая заселеная река. Так плотно деревни на берегу, одна за одной. На Волге такого нет, наверное, ни то что в родной Сибири. Население реки ловит рыбу. Всё время встречаем лодки и рыбаков, забрасывающих плывучие сетки (поплавни) в воду. Много людей на реке, много жилых деревень. Радость — путешествовать здесь.

Насколько меркартовская карта изобраэжает Север бескрайним, а он такой компактный и уютный.

Читать всю запись.

19970466_1356989431037196_486790111_n-800x600

1-2 июля. Спуск на воду. Карбас «Вашка»

Сегодня спускаем карбас. Работаем героически.

1400, приехал тарктор, начали гузить карбас. Легко его подняли.

1620, закончили грузить и собирать вещи. Поехали.

1640, мы уже внизу.

1700, спустились в воду.

Владыка Иаков освятил наш карбас под именем «Вашка». Вашка — это речка, которая впадает в реку Мезень как раз напротив верфи Виктора Петровича. Говорят, пока мы ехали в Нисогору, я сиял от счастья. Представляю.

Читать всю запись.

19601507_1461137843924792_6410250100773249720_n-800x533

 

 Дневник стройки

Последние новости о проекта «Поморский карбас» — на странице в фейсбуке.

Поморский карбас. 26-30 июня, последние дни стройки

27 июля. Виктор Петрович говорит, что пока нас нет на стройке, он работает и многое успевает, но как только мы приезжаем, работы нормальной у него нет. Всю жизнь работал один, а тут на него такая компания свалилась. Я тоже не слишком умею расставлять людей по рабочим местам. Выручает общий позитивный настрой и желание участников проекта работать.

ВП начал делать слани. Спешит. Грубо делает. Машет своим топором как саблей, направо и налево, будто отбивается от врагов. Мы придумали себе нереальные сроки. Нам делать непонятно чего.

Читать всю запись.

IMG_2456

Поморский карбас. 24-25 июня, десятый и одиннадцатый день стройки

После обеда продолжали ставить и обтягивать шпильки в шпангоуты. Всего их около 200 штук. На шпильки нужно надевать шайбу (монету) и гайку. Гайку обтягивать осторожно, потому что медная резьба может сорваться. При этом подбивать шпильку снаружи. После того, как гайку обтянули, нужно срезать лишнюю часть шпильки и расклепывать. Внутри эти шпильки теперь выглядят неплохо, но снаружи очень неопрятно. Надеюсь, покраска немного улучшит картинку.

Читать всю запись.

IMG_2408

Поморский карбас. 22-23 июня, восьмой и девятый день стройки

Длина нашего карбаса по килю — шесть с половиной метров. Ровно столько, чтобы помещаться между соседними гребнями короткой беломорской волны. Соотношение длины, ширины и высоты корпуса взяли с макета. Виктор Петрович все эти соотношения носит у себя в голове, на стенке ничего не пишет и на земле палкой не рисует.

А  мы смотрим, как он лепит корабль, без чертежей, согласно своему представлению и навыкам. Наверняка, он свои мысли проговаривает вслух, он вообще много всего говорит, но я, например, не все схватываю. Это понимание приходит не сразу. Только на третий день работы с досками набоев, что-то стало проясняться с шитьём.

Слышал недавно, как Петрович местному понимающему мужику говорит про набои: «Гоним, а носа вверх пошли, начали их топить — скулы поперли».

Читать всю запись.

IMG_2310

 

Поморский карбас. 20 — 21 июня, шестой и седьмой день стройки

1100, Виктор Петрович прибивает правую доску девятого набоя. Левая доска уже на месте. Мы начинаем её пришивать. Девятый набой будет высоко от ватерлинии, поэтому его пришивают на сухую, без силикона.

ВП измерил высоту доски девятого набоя левого борта.

Прочертил в середине доски линию смыкания  верхней и нижней досок и ввернул в это место два самореза — своего рода кондукторы. Доски заготовлены зимой. Девятиметровые, из елки. Теперь такие мало где пилят. ВП вошел в долю: доплатил за лишнюю секцию стола, чтобы можно было пилить длинные доски.

1120, поставил доску на место, опираясь на два самореза и прищепив клещами середину. Прижимая концы доски к штевням отчерчивает, продолжает линию смыкания набоев. Доска получается разной по ширине. В середине шире, к концам сужается.

1125, снял доску.

1127, электропилой ручной циркуляркой обрезает доску вдоль отбитой линии, с напуском 35мм, для нахлеста.

1130, чай.

1150, на торце доски восьмого набоя в средней части и снаружи отбил границы фаски.

1154, снял фаску.

Эта фаску нужна, чтобы борт загибался внутрь судна.

1200, перенес размеры запила на штевне с левого на правый борт.

1205, выбрал на штевне посадочное место под доску. Бензопилой, стамесками. Очень топорная работа.

1225, вырубает посадочное место на ахтерштевне.

1310, прилаживаем доску на место. Начинаем ее пришивать.

1420, закончили пришивать девятый набор.

1500, отобедали кашей.

ВП взялся за десятый набой.

1930, закончили пришивать десятый набой, а с ним и обшивку карбаса.

Читать всю запись.

IMG_2156

Что брать с собой в Белое море?

Друзья, совсем скоро начнется наш поход по Белому морю. Самый часто задаваемый вопрос от участников плавания: что брать с собой? Читать всю запись.

Становище-на-Мурмане-800x600

Поморский карбас. 19 июня, пятый день стройки.

2000, закончили прибивать восьмой набой. Карбас уже сейчас-красавиц. Читать всю запись. 

IMG_2047

 

19 июня. Письмо от партнеров проекта «Поморский карбас»  — производственного предприятия «Курганские прицепы».

«Здравствуйте, Евгений. Автомобиль с прицепом для транспортировки лодок выехал в вашем
направлении. Надеемся 22-23 июня он будет в Северодвинске».

Друзья, спасибо всем, кто участвует в реализации проекта «Поморский карбас»! Всем партнёрам и тем, кто помог нам собрать средства на съемки фильма — на сегодня не хватает еще 24 тыс. рублей по бюджету фильма (приезд оператора на съемки в плавании). И ещё нам нужна резиновая лодка средних размеров.

Всем, кто может помочь, — карта СБ: 4276 0400 1170 6699

IMG_7137_новый размер

Поморский карбас. 18 июня, четвертый день стройки

После вчерашнего пикника, который пришлось устроить для отжига гвоздей, просыпались с трудом. Позавтракали. Пока мы загружали зырянку, мальчишки сбегали к вчерашнему костровищу и собрали отоженные гвозди. Гвозди оказались латунными. Зачем нам продали их как медные — не понимаю. Латунь тверже, тяжело клепается, рвет дерево.

0950, едем по Мезени на зырянке. Мимо проплвают острова — осерёдки. Третий день наблюдаем, как деревья покрываются листвой. Еще три дня назад они стояли совершенно голые. И наш карбас так одевается в обшивку.

Читать всю запись.

IMG_1709

Поморский карбас. 17 июня, третий день стройки

Прежде, чем пришить, доску подгоняют по месту. Концы досок делают немного уже и снимают фаску (малковку), чтобы доски к штевням подходили не внахлест («клинкерная обшивка», еще есть термин — «кромка-на-кромку)», а вгладь. Интересен процесс подгонки двух плоскостей соединяемых досок. Остроумен. Сначала плоскости стесывают топором, а потом накладывают доски друг на друга так, как они должны быть установлены, просовывают между досками полотно ручной пилы и ПРОПИЛИВАЮТ шов! Просто и гениально.

Полнота обводов регулируется длиной доски: чем длиннее доска, тем полнее лодка. А для того, чтобы высота борта у штевней и в районе мидель шпангоута была одинаковой, доски с концов делают уже.

Читать всю запись.

IMG_1797

Поморский карбас. 16 июня, второй день стройки

1100, подогнали первый набой. Доска вошла в паз на киле. Её приходится сильно изгибать, скручивать, притягивая от середины к концам специальными деревянными прищепками — клещами. Центральная часть доски удерживается горизонтально с помощью специального направляющего бруска, прикрученного к килю перпендикулярно, называемого «кобылка». Кобылок две. Они делят киль на три части. Концы доски скручиваются и подходят к штевням.

Вместо уплотнителя ВП использует обыкновенный санитарный герметик. Я привёз ему целый мешок такого. Артем пыхтит, взывает к аутентичности исполнения. А сам вчера на самолете из Архангельска прилетел. Не пешком и не на лошади.

1140, продолжаем собирать первый пояс обшивки. Интересно, что сейчас у нас, кроме киля и штевней, то есть кроме продольных связей, ничего нет. Шпангоуты (поперечные связи) появятся после того, как вся обшивка будет уже сшита. Мы их вставим изнутри. Такой способ здесь, в Мезенском районе, называется «Рассольское шитье». Был такой мастер — Рассолов. Оставил после себя доброе имя и навык.

Читать всю запись.

IMG_1644
Поморский карбас. Стройка. День 1.
Видео подготовлено съемочной группой проекта «Поморский карбас»: режиссер Дмитрий Амелин, оператор Андрей Евтюхов и фотограф Андрей Ягубский (Читан).

Поморский карбас. 14-15 июня

За две недели мы построим традиционное поморское судно, потом пройдем на нем по реке Мезень и через Белое море до Соловков — это еще две недели. Частью проекта будет фильм Дмитрия Амелина — видео-дневник стройки и плавания.

Что такое «пошить» парусный карбас — не знает никто. Виктор Петрович Кузнецов, главный строитель,  построил много моторных и весельных карбасов, но никогда — парусных. Мы вообще никаких судов еще не строили. По этому проект наш, как повелось, эксперимент и приключение. Что получится в конце и какой будет наша жизнь в течении ближайшего месяца — пока неизвестно.

Читать всю запись.

IMG_1517

 

Апрель 2017 года. Село Лешуконское, Архангельская области.

Заготовка леса для строительства карбаса, 11 апреля.

Древесина для карбаса, 12 апреля.

Лес для карбаса заготавливается зимой, когда в нем меньше влаги. Используется ель. Частослойная (плотная) «не с боровины» то есть там, где мало солнца. В таких местах дерево растет медленно и получается крепким. За это качество всегда ценили северный лес.

Прямослойная — не заварная и не косая.

Не сбежистая — комель и вершина мало отличаются в диаметре.

Не шаровая — в меру суковатая, сучки не дают доске колоться по всей длине. Сучки небольшие, желательно горизонтальные.

 

Март 2017 года. Архангельск

Современные карбасы сохранили основные черты традиционного судна, хотя в процессе перехода от парусов к двигателю они естественно изменились.Чертежи старых карбасов не сохранились, однако в Архангельском краеведческом музее можно увидеть вативные модели поморских судов XIX века. Эти модели изготавливали судовладельцы и жертвовали их в церкви. Там модели торжественно хранились и обеспечивали присмотр за реальным судном со стороны Высших сил. Среди моделей Архангельского краеведческого музея — отлично сохранившаяся модель двухмачтового карбаса.

IMG_6097

Модель двухмачтового карбаса в экспозиции Архангельского краеведческого музея.

Судомоделисты Леонид Григорьевич Корытов и Годердзи Викторович Капанадзе по заказу клуба «Морские практики» изготовили копию модели из Архангельского краеведческого музея.

IMG_6814

 Финансирование проекта
  1. Затраты на постройку судна, изготовление парусов и такелажа – 350 000 рублей, покроются за счет взносов участников проекта.

Информация для спонсоров и партнеров проекта! Мы ищем средства на следующие статьи расходов и будем благодарны за помощь:

  1. Специальное оборудование (средства связи, бензиновый генератор, спасательное оборудование) — 100 000 рублей.
  1. Расходы на обеспечения судна сопровождения — 150 000 рублей.
  1. Изготовление фильма — 300 000 рублей.

На сегодняшний день Морские практики и друзья клуба собрали 226 800 рублей. Мы выражаем благодарность нашим друзьям — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозову, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревcкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Наталье Климовой, Александру Александровичу М.

Партнеры проекта:

Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».

партнеы

Фильм «Поморский карбас»

Главный заявленный зритель фильма — это российское яхтенное сообщество.

К сожалению, сейчас для наших новых яхтсменов яхтинг — это пластиковые лодки в Турции. Звучит банально, но так и есть. Еще есть гоночные гламурные фанаты. А что такое домашняя, деревянная парусная лодка, мало кто знает. Помнят, что были такие лодочки с парусами, но не осознают, что это тоже яхтинг. Яхтинг, традиции, хороший вкус, прогулка с детьми в выходной день, рыбалка, да много еще чего.

Фильм должен показать красоту и мудрость традиционного деревянного судна, простоту и надежность его конструкции.

Вторая часть фильма будет о Белом море. Что это будет за плавание, мы пока не знаем. Это, как всегда, будет экспромт и приключение, но в этом приключении будет еще морская наука, знания, наша хорошая морская практика.

Плавание для нас — своего рода исследование: как карбас поведет себя в непростых условиях Белого моря? Места там очень не простые и порой суровы, в морском отношении, с очень богатой историей мореплавания, можно смело сказать, легендарные.

Хотелось бы увидеть в фильме поморскую культуру (это самая старая, состоявшаяся русская морская культура), народа, который в своем стремлении на север дошел до самого края земли и живет там. Здесь и крепкие хозяйственники (другие не выжили бы), и люди, живущие по-русски на авось, и очень верующие люди.

Если проект и фильм о нем состоится, то аудитория может быть намного шире, чем люди, увлекающиеся яхтингом и путешествием по морю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal