Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Греция

Морские практики

Саймон Тэйлер

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Поморский карбас. 14 - 15 июня

Архангельск. 14 июня. Начинаем проект

За две недели мы построим традиционное поморское судно, потом пройдем на нем по реке Мезень и через Белое море до Соловков — это еще две недели. Частью проекта будет фильм Дмитрия Амелина — видео-дневник стройки и плавания.

Что такое «пошить» парусный карбас — не знает никто. Виктор Петрович Кузнецов, главный строитель,  построил много моторных и весельных карбасов, но никогда — парусных. Мы вообще никаких судов еще не строили. По этому проект наш, как повелось, эксперимент и приключение. Что получится в конце и какой будет наша жизнь в течении ближайшего месяца — пока неизвестно.

В проекте участвует съемочная группа с режиссером Дмитрием Амелиным, оператор Андрей Евтюхов и фотограф Андрей Ягубский (Чифан), а также члены клуба Алексей, Светлана Петровна, Ирина, Володя и Осип Чиркины, Артем Гарусев, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба.

0600, пришла машина, которая повезет нас в Лешуконское. Погрузили сумки с теплой одеждой, снова с теплой одеждой и совсем теплой одеждой. В Архангельской области только забрезжило лето. Листочки на деревьях открылись уже на треть. Очень позднее в этом году лето у нас, товарищи. Может, это даже хорошо.

0630, погрузили вещи съемочной группы. Дмитрий и два Андрея ночевали на улице Урицкого в доме Василия Матонина. У нас много вещей. Профессиональная группа киношников сильно отягощена треногами и аппаратурой.

Увидел кинокамеры и вспомнил, что проект начался уже вчера, когда мы снимали Андрея Ружникова на экспозиции «Паруса Севера» в Гостинном дворе. Среди коллекции вотивных моделей поморских судов столетнего возраста еще раз посмотрели на двухмачтовую лодочку, которая стала прообразом нашего проекта.  Точно такой карбас мы будем строить.

модель Поморского карбаса

0700, выехали из Архангельска. Ехать 450 км. Не так и много, но надеемся прибыть в Лешуконское не позже 2000. Из-за позднего лета вода в реках по-весеннему большая. Летние переправы еще не налажены. Их у нас будет четыре или больше.

0930, проехали Белозерье.

1050, проехали Пинегу.

1120, первая перепарава через Кулойский канал. Здесь в прошлом году мы начали проходить реку Кулой, как еще называют — Пинежский волок.

IMG_1406

Чем дальше едем, тем в более раннюю весну возвращаемся. Листья совсем маленькие, открылись примерно на четверть. Скоро совсем спрячутся. Солнечно, но ветер холодный

1220, приехали к переправе через Кимжу. Здесь стоит очередь. Катер на другом берегу не заводится. Первая машина с нашей стороны стоит здесь уже два часа. Мы девятые по счету.

1245, стоило нам накрыть стол и перекусить, как катер завелся. Верная примета.

IMG_1415

1400, примчались к первой переправе через реку Мезень. Перед нами хвост очереди больше десятка машин. Стоим. Когда будет следующий паром — не известно.

Поклонный крест рядом с переправой.

IMG_1421

Переправы — это, как правило, раздолбанного вида баржа или плашкоут и прицепленный к нему еще более раздолбанный катер. Суровое зрелище. Машины скапливаются в очередь и ждут, когда их позовут на погрузку. Перевозка бесплатная, за счет районного бюджета. Когда закончится сезон «распуты», как здесь говорят, вода в реках упадет и плашкоуты, на которых сейчас нас переправляют, станут понтонными переправами.

1652, только накрыли стол, как переправа тронулась. Переправились через Мезень.

IMG_1436

1718, переправились через Пёзу.

1727, между переправами мы не едим, а летим. Это и гонка на место в очереди, и боязнь не успеть на последний паром.

1733, снег на обочине.

1900, еще одна переправа через реку Мезень, уже в село Лешуконское. Последняя сегодня.

IMG_1453

Теперь нам остается дождаться лодки, которая отвезет всю компанию в дом, снятый нами в 20 км ниже по течении, рядом с деревушкой Нисогора.

IMG_1458

Варя, когда поняла, что нужно теперь ехать еще и на лодке, не выдержала и расплакалась. Алексей, который нас перевозил, стал её уговаривать не бояться. Да разве дело в этом.

IMG_1462

Зырянка.

Чиркины в зырянке.

 

IMG_1487

2330, всё. Все приехали. Всех перевезли. Вещи подняты и свалены посреди дома. Стол накрыт. Русская печь растоплена. Выпьем — и спать.

15 июня

IMG_1493

0650, солнце в дверях и на створном знаке. Вчера вечером на реке было очень холодно. Утро вселяет надежду.

IMG_1500

0730, население дома под Нисогорой спит. Мне кажется, наша комната напоминает жилище медведей: семь кроватей — семь медведей. Пацаны спят на печке.

Решился принять душ. Вода сначала была горячая, как только намылил голову — превратилась в холодную. Пришлось смывать с себя мыло уже ледяной водичкой.

Зажег огонь в печи. Понемногу проснулись морские практики.

IMG_1505

1230, переправились из Нисогоры в Лешуконское. Ждем машину.

IMG_1517

IMG_1518

Дорожные знаки — отличная мишень, чтобы пристрелять ружьё. Сразу видно, что здесь много охотников.

IMG_1532

1430, только приехали к Виктору Петровичу. Сегодня переправы занимают много времени. Логистика не отработана. Осмотрели площадку стройки. Киль с форштевнями и первый набой уже готовы. ВП собирает накладной киль. Это такой элимент, которого никто не использует в современных карбасах. Элемент парусного карбаса. Накладной киль — плавник, для увеличения боковой площади, чтобы лавироваться. О таких накладных килях на карбасах я не знал, пока не увидел модель в музее. И хотя эта съемная штука сильно усложняет нам жизнь, решили делать, как на модели. Померили, получилось, что высота бруса 20 см. Сегодня увидел его внатуре — показался очень большим. Надо подумать и, наверное, подрезать.

IMG_1540

1510, приехал Артем, еще один участник проекта. Артем работает в IT-технологиях. Говорит, что людям которые работают «с цифрой» хочется отдыхать, видя воочию и реально ощущая результаты своего труда. Отлично. Еще Артём поделился, историей того, как он, живя в Англии, изучал деревянные английские лодки. К нам он приехал, чтобы узнать, как подгоняют шов на традиционных деревянных судах. Ну вот… А я привёз по заказу ВП десять штук силиконового герметика. Уксусного, на котором не растет грибок. Что поделаешь, поморы — практичные люди. Вместо топора у них теперь бензопила, вместо пакли — герметик.

IMG_1560

Киль и ахтерштевень.

IMG_1546

1559, ВП делает узел крепления переднего закаренка к накладному килю. Готовится соединить накладной киль и донницу (настоящий киль).

IMG_1552

Дима и Андрей начали съемку. Берут интервью у участников. Снимают работу ВП.

1640, позвонили от «Курганских прицепов». Договариваемся, что к 22 июня они доставят в Северодвинск прицеп для «Морошки» и нового карбаса.

IMG_1565

1655, как Мекилянджело отсекал мрамор, ВП отрезает от белого древа ёлки всё лишнее своей пилой.

IMG_1579

1830, достаточно впечатлений. Едем в дом у Нисогоры. Домашние наши, наверное, уже нагулялись, наварили в печке супа и ждут, поджидают.

IMG_1600

Партнеры проекта Поморский Карбас:

Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».

партнеы

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>