Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Спинакер

Морские практики

Иван Шинкаркин

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Парусно-моторная шлюпка Морошка. Переход с Соловков в Архангельск. 29 - 31 июля

IMG_4051

Заканчивается проект «Поморский карбас» 2017 года. Собственно, для карбаса «Вашка» проект это года уже завершен. Карбас на Соловках, поднят на берег, перевернут и укрыт старыми тентами на зимовку рядом с Морским музеем. Летом 2018 года мы планируем совершить на нём плавание вдоль Карельского берега в Кандалакшский залив. Это будет плавание в одиночку, без судна сопровождения, на вёслах и под парусом — следующий эксперимент морских практиков. Поднять и устроить карбас на зимовку помогли юнармейцы — ребята из Мурманска в красных беретах. Взялись за привальный брус и перенесли карбас к Морскому музею.

IMG_4133

Так он будет дожидаться следующего лета.

IMG_4147

В эту беломорскую навигацию осталось одно дело — перегнать наше судно сопровождения, отважную и безотказную шлюпку «Морошка» в Архангельск. Помочь капитану «Морошки» Алексею Лузянину вызвались Евгений, Полина и Варвара Шкарубы. Погода говорит, что через три дня и 200 километров мы будем в Архангельске.

Соловки - Архангельск

29 июля

0954, отчалили от дружеского причала Товарищества северного мореходства. Варя рыдает и смущает провожающих. Многие жалеют бедного ребенка. Вчера друзья пытались предложить купить для Поли и Вари билеты. Короче, скорее пора сматывать.

Мотор не работает на холостом ходу. Глохнет. Что-то с карбюратором.

Выходим из бухты Благополучия. Навстречу идут яхты Соловецкой регаты.

1020, прошли боковым фарватером, мимо Игуменской луды выходим в море.

Варёк поплакала и перестала. Села с Полей порулить.

IMG_4199

Начинаем огибать Большой Соловецкий остров с юга.

Дует умеренный встречный ветерок. Когда повернем вокруг мыса Печак, курс сменится на галфвинд и мы побежим в Соловецкую салму — пролив, отделяющий Соловецкий архипелаг от Онежского полуострова.

1100, прошли Печак. Поставили грот. Готовим к постановке генакер.

1240, ложимся спать. Несем грот и стаксель. Геннакер нести не получилось. Слишком остро идем.

1405, проходим через сулои напротив Большой Муксалмы. Яхты навстречу идут одна за одной. Они на Соловки, а мы в Архангельск.

1430, поставили генакер. Обидно, регата не увидела нас в красе.

IMG_4201

Попутное течение вытолкнуло нас в Салму. При ветре три балла мчимся под парусами со скоростью 6 узлов.

1640, скисло. Убрали генакер. Варим обед.

По салме бродят остатки ветра, тёмной рябью, как косяки рыбы.

1820, белухи в канале.

Погода сегодня летняя. Давно такой не было.

IMG_4223

Время от времени нервы не выдерживают и хочется поплакать. Сухопутным не понять этой смены настроения в Соловецкой Салме.

IMG_4214

1850, прошли каналам между мысом Ухтнаволок и островом Жижгин. Течение повернуло на встречное. Прибавили оборотов на двигателе, чтобы поскорее пройти Жижгинскую салму, повернуть в Двинской залив и пересесть на другое попутное течение .

Ошибка. За мысом снова встречное течение. Видимо, водораздел потока течений проходит восточнее.

2020, встали в Дураково. Прошли сегодня около 70 км. Хорошо, но мало. Завтра погода измениться и умоет нас дождичком.

30 июля

Ночью, как и обещал прогноз, пошел дождь.

0915, вышли из Дураково. Прячемся под тентом.

Идем против слабого ветра и течения. Не могу разобраться, в чем дело с приливными течениями у этого берега.

Поля с Варьком хотели сразу залечь спать после выхода в море, но нет. День должен быть днем. Хотя бы на полчаса нужно собраться с силами, прибраться, ну а потом, с успокоенной совестью, можно ложиться спать.

0951, вдруг среди серого, серого моря покажется и исчезнет белоснежный серп белужьей спины.

Дождь не кончается. Идем на моторе. Натянули тент. Рулим почти в слепую.

1055, дождь сменил туман.

1305, жданый ветер с запада и северо-запада. Поставили паруса.

1400, Лопшеньга по правому борту. У нас проблема, как нам с Алексеем кажется: если ветра не будет, нам не хватит бензина дойти до Архангельска. Здесь, на Летнем берегу, заправок нет. Можно только купить бензин у местных жителей. Надо прикупить хоть десять литров.

Ветерок поднял волну, а встречное течение её задирает. Идем бабочкой, несём генакер на наветренном борту, вместо гика подперли её фут-штоком.

1700, пришли в Яреньгу. Самая красивая деревня на этом берегу. Дали Варе канистру в руки и пошли просить продать бензина.

IMG_4303
IMG_4278

Местные карбасы. Крепенькие.

IMG_4283

Этот старый карбасок. Ему уже лет 60, или того больше. Весновальный, помнит, как ходили поморы на зимний промысел бить морского зверя.

IMG_4314

Все в нем для прочности и легкости. По банкам это хорошо заметно.

IMG_4316

Бывшая рында у моста. Сейчас этот колокол, который собирает жителей Яреньги.

IMG_4333

Вот и лошади на косе. Пришли поздороваться.

IMG_4357

1920, заправились, поужинали и поехали дальше. Где же обещанный ветер с берега?

2120, заглушили мотор, начинается южный ветерок

2150, проходим мыс Яреньгский Рог. Дальше провал глубокого Унского залива. В домике на мысу уютно светится окошко. Вот и темные ночи наступают. Заканчивается «белое» лето.

2230, прекрасно идем. «Морошка» мчится под парусами и отлично держит курс. Весной мы сняли с «Морошки» большие, корявые поддоны с баластом. Они были прикреплены снаружи подводной части корпуса, рядом с килем. Шестьсот килограммов свинца. С этой работы для меня началась навигация 2017 в Архангельске. Когда снимал поддоны, мимо проходили толковые люди и спрашивали, зачем я это делаю? Уверенности мне это не добавляло, само сабой. Я только знал, что лодка перегружена, таскает под брюхом неопрятной формы поддоны со свинцом, плохо идет в умеренный ветер… Но без балласта она могла стать валкой.  Теперь осталось около 150 кг. И размещены эти килограммы внутри корпуса. Думаю, можно убрать и их. Лодка не стала валкой, я этого совсем не замечаю, зато пошла в слабый и умеренный ветер.

Решили не тормозить на ночевку, идти пока есть ветер.

IMG_4363
31 июля

0450, всю ночь прошли под парусом. Теперь отваливаем от мыса Голец. Правим в устье Северной Двины. С правого борта видим трубы Северодвинска.

0630, завели мотор. Ветер кончается.

Благополучно разошлись с подводной лодкой.

IMG_4386

0900, бар Мурманского рукова.

0905, заходим в Мурманский рукав Северной Двины.

0915, справа остров Кумбыш. Не можем найти фарватер, карта не бьет. Идем почти наугад.

0930, остров Голец с левого борта.

0950, остров Лайда.

1000, остров Щучье.

1015, остров Большой Солокотский.

1030, остров Чекаминский. Легли в дрейф завтракать манной кашей.

1100, жарко и слепни на реке. Едем дальше.

Никольский остров.

1105, остров Баталки.

1125, Онишевский. Слабый попутный ветерок, развернули генакер.

1135, остров Тяжелая кошка.

1140, острова Отменные.

1145, остров Хлебный. Набережная Соломболы напоминает большой морской музей под открытым небом, так много здесь судов.

IMG_4454

1240, пришли в Архангельск. Встали в яхт-клубе на свободное местечко. Наше дело сделано, на этом Беломорские практики закончили навигацию 2017 .

IMG_4462

Самое время заглянуть в grib и посмотреть, что там дует в районе Азорских островов? Как там прекрассная «Джульетта»? Скоро нам с ней собираться в дорожку, в океан, Бискайский залив, Ла-Манш и так далее по пути морских практиков.

К нашим походам можно присоединиться. Есть вопросы — пишите!

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>