ПОМОРСКИЙ КАРБАС — благодарственная

Друзья, наш проект «Поморский карбас» закончен. Во всяком случае, в этом году. Особенная благодарность тем, кто принял в нём участие — Дмитрию Амелину, Андрею Евтюхову, Андрею Ягубскому (Чифан), Павлу Вабищевичу, Алексею, Светлане Петровне, Ирине, Володе и Остапу Чиркиным, Полине и Варваре Шкаруба, Даше Морозовой, Артему Гарусеву, Артему Локалову, Владимиру Манилову, Игорю Разуваеву, Леониду Гройсману, Артёму Москвину, Максиму Тяну, Алексею Лузянину, Александру Мелешко. Спасибо вам, друзья, за то, что были рядом!
Мы, как будто, не сделали ничего необыкновенного. Пришла хорошая идея. Повезло с моделью в музее. Повезло с Виктором Петровичем. Мы начали строить. Построили. Сан Саныч перевернул машину. Никто не пострадал. Поплыли. Чуть не сели на мель в заливе Койды. Встречали хороших людей на пути. Снимали фильм. В конце плавания пятеро участников похода слегло от переутомления. Добрались до Соловков…
Понемногу приходит понимание и крутятся в голове разные формулировки. Вчера летел на «Джульетту» и не мог спать, пока не написал этот текст, вдогонку событиям и интервью. В чём мы с вами участвовали…

Поморский карбас: пример практического мореходства

Ограниченное по времени и ресурсам исследование непрофессионалов, которые построили и испытали судно, называемое на Белом море «карбас».
Идея проекта кратко: яхтсмены, увлеченные морем дилетанты не имеющие соответствующего опыта, заказывают представителю традиции народного судостроения (Виктору Петровичу Кузнецову) парусный карбас. Такой карбас, который никогда не делал мастер и подобно которому уже не делают на Поморье. Проектов парусных карбасов не сохранилось, но нам повезло — в Архангельском краеведческом музее мы нашли модель старого парусного карбаса. Мастер, для которого подобная работа — тоже эксперимент, принимает вызов и берется за дело. Стройка ведется в селе Лешуконское на реке Мезень. Мы тоже участвуем в строительстве. Учимся. Формат стройки выбрали такой, как был в старину — максимально быстрый и практичный. Это необходимое условие для того, чтобы не увлечься искусственной стороной музейной реконструкции.
Стройка удалась. Новый карбас построен всего за 17 дней. Он получает имя притока Мезени — «Вашка». Далее участники проекта, не давая себе передышки, начинают следующее исследование — отправляются на новом судне в плавание. Маршрут проходит по сложнейшим в навигационном отношении акваториям Белого моря, таким как Мезенский залив, залив реки Койда, горло Белого моря. Длина маршрута составляет 800 км. Используя современные навигационные и метео-технологии, уклоняясь от крепких ветров, но имея ограничение по времени,  исследователи (мы) попадают в непростые условия. Чтобы вовремя пройти маршрут участники проекта вынуждены работать, часто не имея возможность для нормального отдыха. Для многих членов команды поход становится испытанием на выносливость, способность правильно рассчитать свои силы. Рядом с построенным судном идет судно сопровождения — парусно-моторная шлюпка «Морошка». В непростых походных условиях снимается фильм.
Одним из основных вопросов, которые мы ставили перед началом проекта, была парусная составляющая карбаса. Как наш карбас пойдет под парусом? Ведь парусные карбаса уже ушли из повседневной жизни поморов — теперь ходят на вёслах или на моторе… У современных карбасов широкий, скуластый корпус, устойчивый на волне, во время обсыхания на отливе, но с недостаточно большой площадью бокового сечения, что делает его не пригодным для лавировки на ветер. Модель, которую мы нашли, представляла как раз парусный вариант карбаса — острая, клиновидная форма корпуса, высокий надставной фальшкиль. Виктор Петрович изначально сомневался в мореходности такого узкого (прогонистого) корпуса, но вместе мы приняли решение не отступать от формы найденной модели и построить её точную копию. Также вопросы вызывало парусное вооружение модели. Оно было очевидно недостаточным, по нашему мнению. И опять, не смотря на сомнения, мы сохранили и перенесли пропорции парусов от модели на строящееся судно.
В процессе эксплуатации карбаса выяснилось, что большую проблему на неглубоких, обсыхающих стоянках представляет навесной фальшкиль. На малой воде карбас ложится бортом и не может встать со следующим приливом. Это натолкнуло на мысль о том, что наш карбас должен базироваться у причала или понтона. Таких мест на Белом море немного. Вкупе с клиновидным, недостаточно развалистым, а значит, недостаточно мореходным корпусом, мы сделали вывод, что наш карбас — это судно «река-море». Размер парусов, который показался нам недостаточным вначале, наоборот, оказался оптимальным. Карбас лёгок на ходу, не лежит на руле, лавируется.
На Северной Двине существовала и существует по сей день самая старая в России лоцманская служба, ей недавно исполнилось 400 лет. Правы мы или нет, но мы решили, что карбас, который мы построили, можно классифицировать как лоцманский катер. Судно, на котором доставляют на рейд, к прибывшим судам, лоцманов и базирующееся у причала. Или похожее по функциональности разъездное судно для быстрой перевозки людей от причала к причалу.
Еще есть интересные наблюдения по поводу особенностей клинкерного шитья, которое используют на Мезени. Но об этом позже. «Джульетта» заждалась на Азорском Терсейре. Просится в море.
Немного фотографий на память.
Нисогора.
IMG_1622
Вова и Ося Чиркины.
IMG_1619
Наш домик на следующий после приезда день. Зелени совсем нет.
IMG_1600
Второй день стройки. Клепаем набои, каторые ВП уже заготовил.
IMG_1759
Сколько мы фотографировали эту церковь, возвращаясь домой, после стройки…
IMG_1709
По началу сил хватало и на пикники.
IMG_1827
Чифан рассказывает про свою службу на подводном флоте.
IMG_1848
Утро. Вид на Мезень.
IMG_1493
Андрей Евтюхов на работе.
IMG_2031
Виктор Петрович и скандальный сикафлекс.
IMG_2118
Корпус готов.
IMG_2156
Наши поездки по реке на зырянке. Возвращение домой скоро стало праздником, прогулкой, небольшим пикником.
IMG_2310
Черемуха зацвела — похолодало.
IMG_2320
Купим самовар!
IMG_2395
Володя Манилов приехал на подмогу.
IMG_2402
Дима Амелин с кисточкой. Помните: «Райком закрыт, все ушли на фронт»?
IMG_2438
Виктор Петрович. С ангиной и топором.
IMG_2456
Артём Гарусев, последний рабочий день.
IMG_2516
Артем Локалов. Накануне спуска и отъезда.
19894272_1356193734450099_1567169728_n
Леонид и Игорь — первый день, на работе.
IMG_2550
Зырянка и зыряне.
19894442_1356194231116716_906540369_n
Даша приехала.
19894041_1356194587783347_996857999_n
Спуск и освещение карбаса «Вашка» владыкой Иаковом, епископом Мезенским и Нарьян-Марским.
19866598_1356197401116399_331579421_n
Семья Чиркиных. Володя, Ира, Светлана Петровна, Алексей, Ося.
19679330_1461142247257685_1276524522068209226_o
Отчалили!
19883692_1356916881044451_639654367_n
Первый день под парусом.
19904750_1356989684370504_949322996_n
Сан Саныч.
IMG_9508
Игорь Разуваев.
IMG_9574
Паша на Севере.
IMG_0425

Танец с комарами.

IMG_0542_806x537
Лёня.
IMG_9806
Первый выход в море.
19894123_1357723150963824_660918449_n
Макс.
IMG_0289
!
19970910_1357724267630379_460071211_n
День рыбака в Койде.
IMG_0064
«Морошка». Судно сопровождения и хорошего настроения.
IMG_0143
Владимир Василич у самовара.
IMG_3668
В Белом море.
IMG_3742
С самоваром отношения складывались не сразу, но постепенно…
IMG_3761
Святитель Николай….
IMG_3891
Лёша и Даша — Даша и Лёша.
IMG_0996
Соловки.
IMG_4064

Партнеры проекта «Поморский карбас»:

Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».
финансы 1
Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой, Наталье Юрьевне Т.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 2 =

Прокрутить вверх