Карбас «Вашка». Плавание из Мезени на Соловки: Нижняя Золотица — Двинской залив — Соловки. 14 — 17 июля. Завершение плавания

Нижняя Золотица. Зимний берег Белого моря

«Каждый матрос, имеющий возможность поспать, должен отдохнуть. Каждый матрос, имеющий возможность поесть,  должен быть сытым». — из морского устава.
Сутки ждали, когда успокоится южный ветер. Он задул 12 июля, поднял в воздух и засыпал наш лагерь на косе песком, не успокаивался сутки. Прогноз, который я скачал, «не бил». Ветер начал стихать позже обещанного. Мы не знали, что делать, потому что уже настроились на переход через Двинскую губу, а ветер все трепал наши лодочки в устье Золотицы. Наконец, «южак» стих и неожиданно быстро сменился обещанным восточным ветерком. Срочно собираемся в дорогу.
Экипаж карбаса «Вашка»: Артём Москвин, Дмитрий Амелин, Игорь Разуваев, Леонид Гройсман, Владимир Манилов, Евгений Шкаруба.
Экипаж судна сопровождения «Морошка»: Александр Мелешко, Павел Вабищевич, Даша Морозова, Алексей Лузянин.
К отходу в море на стоянку пришли лошади.
IMG_3720

14 июля

0100, вышли из Золотицы.
0120, поставили паруса. Тренировались нести грот без шпринта. Если будет усиление ветра, можно легко уменьшить шпринтовый парус убрав рею, которая поднимает дальний четвертый угол. В таком случае получается привычный бермудский треугольник.
Идем вдоль Зимнего берега.
IMG_3725
0230, сильное попутное течение неподалеку от Вепревского мыса. Южная вчерашняя волна почти стихла. Качаемся на её обломках.
0250, скисло под мысом. Встали на весла.
0325, прошли маяк Вепревский. Сулои крутят воду под килем «Вашки».
0530, отдаляемся от подветренного Зимнего берега. Начинаем пересекать Двинскую губу.  Ветер усилился до трех баллов от Юго-востока. Взяли риф на гроте. Идем в галфвинд левого галса, получается комфортно держать курс в район Лопшеньги. Я пока не решил, куда конкретно на Летнем берегу мы идем. В Яреньгу, Лопшеньгу или, может, на остров Жижгин.
0700, отдали рифы. Идем под парусами. Прохладно.
IMG_3742
1005, великолепно идем под парусами. Летим. Беломорские практики залезли в спальники и спят. Время от времени сменяем друг-друга на руле. До Яреньги осталось 45 миль, это половина нашего перехода.

1400, разбудил колонию спящих практиков. Ветер подстих. Достали вёсла, чтобы согреться, погребли час, потом выпили водки и закусили, потом снова легли спать.
IMG_3761
Спал в носу карбаса. Звуки ударов волны о клинкерный корпус — особые. Каждый набой отдает своим звуком. Удары получаются дробные, горстями звуков.
1650, ветер кончился. Взяты на буксир нашей верной «Морошкой». Что бы мы без неё делали? Гребли бы, наверное. Идем в Яренгу. Мучаюсь вопросом, когда же мы прибудем на Соловки? У Артёма билет на 17 июля.
2200, решили повернуть в Лопшенгу. Будем чуть ближе к Соловкам. Яреньгу хотелось бы повидать, но идти туда на несколько часов кажется неразумным. БелМорПрактики устали.

15 июля

0120, пришли в Лопшеньгу. Спрятались за коргу, прикрывающую село от моря, разбили лагерь и свалились спать.
IMG_3780
Днём встретились с Николаем Михайловичем Майзеровым — местным-мастером лодочником. Посмотрели на его карбаса и мастерскую. Есть, где работать. Мастер показывает свои лодки.
IMG_3817
В мастерской. Первые два набоя легче пришивать вот так, наклонив киль. Потом он встанет прямо.
IMG_3802
Доски набоев входят в штевни вот так.
IMG_3807
Узнаю шайбы для клёпок!
IMG_3793
Вот этому карбасу почти 50 лет!
IMG_3821
2134, вышли из Лопшеньги. Идем вдоль Летнего берега на запад в сторону Соловков.
2240, попутный ветерок подхватил лодки — поставили паруса.
2322, маяк Лопшенга.

16 июля

0100, половина команды и спит. Ветер с берега, замечательно мчимся вдоль Онежского полуострова. С юга надвигаются тучи и веет холодом. Этот ветерок  сейчас безвредный для нас, скоро наберет силу и не пустит нас сегодня на Соловки. Придется пережидать его в Летнем Наволоке.
0150, усиление ветра до крепкого. Взяли рифы на гроте.
0520, пришли в Дураково, точнее, в Летний Наволок. Очень приятная дачная деревня. Много я слышал об этом местечке, а вижу — в первые.
Дома как старые ёлочные игрушки.
IMG_3842
IMG_3848
Встали лагерем, валимся спать без чувств.
Где-то рядом ходит мишка.
IMG_3875
Часовня неподалёку от деревни.
IMG_3904
IMG_3891
Днём приходили местные жители. Рассказывали про житьё-бытье, одаривали нас рыбой.
2000, вышли из прекрассного Дуракова. Ветер, который не пускал нас дальше, должен был уже стихнуть.
И точно, почти сразу поймали попутный ветерок с востока.
2050, держим курс на Жижгин. Соловки уже виднеются.
IMG_3931
2250, стопили самовар. Вышли в Соловецкую салму.
Истопник самовара — новая должность на борту.
IMG_3959

17 июля

0520, сильное встречное течение между Муксалмой и мысом Летний Орлов. Почти стоим на месте. Мимо прошла «Морошка». Борюсь с искушением стать к ней на буксир.
0600, прицепились к «Морошке».
0710, Василич топит самовар и фотографируется в нём же.
0830, хороший попутный ветерок с востока. Несёмся под парусами.
1004, прибыли на Соловки. Бухта Ёлочки.
IMG_3960
IMG_3964
1250, прибыли в бухту Благополучия, встали к понтону Товарищества Северного Мореходства. Спас-жилеты пригодились.
IMG_3975
IMG_3980
Эта часть проекта «Поморский карбас», переход из Лешуконского на Соловки, завершена. Всего пройдено 780 км. В основном карбас шел на вёслах и под парусами. Буксир «Морошка» использовался около 15% пути. Мы старательно уклонялись от встречных ветров и штормов.  В конце похода один человек попал в больницу с симптомами гипертонии, трое свалились от сильного переутомления, пришли в себя через двое суток.
Теперь, после того, как маршрут пройден, стало понятнее, что за судно мы построили. Это — лоцманский карбас. Быстроходный, способный лавироваться под парусами, но недостаточно мореходный для того, чтобы совершать длительные морские плавания в любую погоду. Высокий фальшкиль делает невозможным осушку карбаса в отлив, значит, стоял он у причала. Судно река-море. Лоцман выходил на таком карбасе на рейд Северной Двины, чтобы пересесть на большое судно и вести его в порт Архангельска, например.
Наш карбас отлично годится для походов компании из трех-пяти человек по акватории закрытых заливов, озер, таких как Онежское или Ладожское, на реках. В навигацию следующего года планируется поход на нём в Кандалакшский залив. После этого карбас, скорее всего, будем пристраивать в хорошие, хозяйственные руки.
Благодаря помощи членов клуба «Морские практики» и интернет-сообществу на всех этапах строительства и плавания карбаса нас сопровождала съемочная группа. С нетерпением будем ждать наш фильм.
Я называю этот проект — идеальным. Как только была сформулирована идея, стало понятно, что проект осуществим и будет интересным.
Большое спасибо нашим партнерам, благодаря которым проект получил широкое освещение в СМИ и интернете, стал настоящим событием в яхтенной жизни лета 2017. Ура!

Партнеры проекта «Поморский карбас»:

Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».

Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой, Наталье Юрьевне Т.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − четыре =

Прокрутить вверх