Летом 2017 года в селе Лешуконское (Архангельская область) был построен поморский карбас, на котором члены клуба «Морские практики», а также съемочная группа совершили плавание по реке Мезень, Белому морю до Соловецких островов.
Друзья, мы выиграли! Теперь это объявлено официально: http://rus-compass.ru/
Кенозерские практики, 7 — 14 сентября. Почти золотая осень
Эти завершающие Кенозерские практики в сентябре я особенно ждал. Ждал, что будет осень, желтые и багровые кроны деревьев, влажное глубокое небо и грибы в изобилии, разных мастей…
Река Мезень, 17 — 27 августа, II часть
Река Мезень, 17 — 27 августа, I часть
Экипаж нашего карбаса «Шарманъ»: Алексей Морозов, Андрей и Галина Шалёвы и Евгений Шкаруба. Нам предстоит пройти 250 километров вниз по реке на вёслах и под парусами до деревни Кимжа. По пути, между делом, мы будем гулять и смотреть на старинные мезенские деревни, видеть то, что осталось от их былого величия, разговаривать с людьми, разглядывать детали домов, стараться представить будущее этих мест.
Попутный ветерок подул, или можно по-местному: «Пала попутна поветерочка».
0818, стартовали. Такие ранние выходы — это рекорды для Мезени. А все от того, что собрались жаворонки. Андрей и я встаем в шесть утра. К этому времени солнце уже светит пару часов. Как можно спать, когда уже рассвело.
Обрядили карбасок парусом (ветрилом). Идем багштагом или галфвиндом. Читать всю запись.
Кенозерские морские практики, 8 — 15 августа
8 августа, деревня Вершинино
На Кенозеро приехали морские парктики из Сибири: Игорь и Любовь Белокобыльские, Ирина Киллер. Заселяемся, покупаем парное молоко и морошку. День наполнен хлопотами начала практик и вечерней банней.
Люба в моих сапожках.
С верфи Товарищества поморского судостроения от Сергея Егорова поступают отчеты:
«Женя, привет! Стапель: уложили доской последние 2 секции. Зафиксировать сегодня не успели. Доделаем в понедельник. Второй этаж. Богдан сегодня отпросился. На станке одному обрабатывать доску проблема, поэтому работал с ребятами. Завтра — выходной. На следующей неделе, в понедельник, закончим стапель и степень, где отходы (я надеюсь). Я с Богданом — 2 этаж. Сейчас понятен порядок действий, как ускорить процесс. После стапеля Сардор с Бабуром работают над опалубкой сушилки и отмостки ангара, т.к будет хорошая погода. Вариант опалубки пришлю позже обсудить (кроме цемента)».
9 августа
С Игорем, Любой и Ирой всегда очень приятно практиковать. Если выход назначен на 8:30, то будьте уверены — экипаж будет готов ровно в 8:25! Едем на карбас, осматриваем Вершинино, знакомимся с карбасом.
0909, проходим нехитрый инструктаж. Учим новые названия, которые есть на поморском судне. Например, кочета.
0939, поставили паруса. На карбасе шпрюйтовое вооружение. Простое для привычного человека. Идем попутными курсами, пробираемся между островами.
Напротив Момоново поставили самоварчик.
1140, прибыли в Зехново. Смотрели часовню Иоанна Богослова, были в гостях у Саши Антонова, сгоняли с ним в Семеново, запаслись свеженькой водичкой и, наконец, искупались в озере.
Плотницкие топоры.
Заготовки для лемехов на главку.
Хорошая погода.
1635, стартовали обратно из Зехного. Честно гребли два часа. Прекрасно.
1835, подул способный ветерок. Начинаем обгонять байдарки, которые нагло обошли нас полчаса назад.
1920, пришли в Вершинино. Прошли сегодня 25 км.
На верфи был выходной.
10 августа
1034, выходим из Вершинино. Подняли якорь. Ветра мало. Морось. Душевно.
1140, лавируемся из Кенозера в озеро Долгое. Среди лилий и лопухов.
Пили чай.
1330, пристали к бережку. Идем за грибами, а Игоря отправляем походить самостоятелно, в одиночку.
1450, вернулись на карбас, собрав два белых гриба, пять красноголовиков и три подосиновика.
1500, летаем в лавировку. Идем в сторону Бухалово. Карбас — динамичная лодочка, легко набирает и легко теряет ход.
Гуляли по Бухалово. Здесь стоит часовня Николая Чудотворца и прекрасные, вечные, стога сена.
1550, деревня Бухалово.
1624, по дороге из Бухалово взяли рифы на гроте — ветерок такой резвый. Слишком приводит на порывах.
1740, прилавировались в Вершинино. Отличный ветренный день сегодня.
Вести с верфи:
«Женя, закончили стелить стапель! Осталось застелить яму с отходами. Второй этаж: сегодня заготовка шпунтированной доски. Завтра — укладка заготовленного объема».
11 августа
Утром были на экскурсии в музее народного эпоса «В начале было Слово» в деревне Вершинино. Это правильно здесь.
Ветер — северо-восток. До 5 баллов. Сегодня идем в Почозерский погост с ночевкой. На север, через озера Долгое и Свинное, по реке Поча.
1250, выходим из Вершинино. Ставим грот. Лавируемся. Раздуло. Почти финовские практики.
1300, вышли в Долгое. Серо и ветренно.
1400, идем на моторе против ветра в Долгом озере. Поставили самовар. Дым из самоварной трубы обогревает рулевого.
1420, прилечь у самовара с ромом в стакане. Спрятаться от ветра и временных невзгод…
1440, поставили фок в Свинном озере.
1520, проходим полуостров Мыза. Завелись. Поднимаемся против ветра к реке.
1537, проходим Усть-Поченскую запань. Здесь когда-то лесорубы швартовали свои плоты.
Убрали мачты перед мостом.
1600, Поча. Жду встреч с подводными камнями в реке на пороге. В прошлый раз мы неплохо здесь приложились.
1615, прошли Поченский порог. В эту сторону благополучно, против течения идти легче.
1625, тормознули на полчаса в лесочке, где живут лисички.
Погост с воды.
1917, проплутав час прибыли в гостевой домик на реке Нюхча. Наш домик номер 4 — самый лучший. Он на отшибе.
Вести с верфи
«Женя, привет! Пол первого этажа завершён…
Второй этаж: Наконец, укладка пошла… Тактика понятна.
Отмечаем».
12 августа
0859, стартуем от домика номер 4. Идем смотреть Почозерский погост.
1040, вышли с Погоста. Ребятам понравилось там, было интересно и, как мне кажется, действительно зацепило. Для меня это праздник.
Фото с экспозиции.
На колокольне.
1210, прошли порог в обратную сторону. Снова чисто!
1350, привезли «Вашку» на фотосессию в Усть-Почу.
Объявление на магазине в Усть-Поче.
Домики Усть-Почи.
1530, пили чай напротив Мызы. Едем дальше. Домой в Вершинино.
1545, прошли озеро Свинное. Игорь рулит всем. Я пытаюсь устраниться. Даю практикам — практиковать.
Деревья стоят еще зеленые, но зелень принимает их утомленные оттенки. Скоро осень. Сегодня увидел первую золотую прядь на березке. Поля рассказала, что топила первый раз печку на кордоне в Вершинино. Ночью почти не было комаров. Солнце все чаще светит полого, сбоку четко обозночает контуры деревьев, по-осеннему.
1707, вернулись в Вершинино.
Прошли за два дня 70 км.
Вести с верфи:
«Женя, привет! Второй этаж: появилось окно. Сегодня укладка + заготовка новой партии доски (завтра продолжим готовить). Отмостка сушилки, ангара, отвод воды. Начали готовить траншею под лоток воды между сушилкой и ангаром: поднимаем уровень (засыпаем битым кирпичом, позже щебнем). Для дальнейших работ нужен цемент и песок. У нас 50кг цемента и 180кг песка. Для всего объема нужно ещё 125 кг цемента и 300кг песка. Подсчитали сегодня. Этого объема должно хватить на все работы. Это нам нужно в эту пятницу. Если согласен, то нужно заказать машину (вам привозили из Леруа). Если ты заказывал, можешь заказать сейчас? Могу я, подскажи адрес доставки, пож.
Илья объявил (неуверенно) вывоз лодки в выходные, поэтому в пятницу планируем перекладку лиственницы. Будем перекладывать независимо от Ильи.
Цемент с песком, конечно, лучше завтра привезти, но я не уверен с доставкой.
Извини, ошибся, нужно 150 цемента. Мешать собираемся цемент 1/2(2,5) песка».
13 августа
0950 вышли из Вершинино. Идем на юг. Открываем паруса. Попутный ветерок. Сегодня мы отправились на Порженский погост. Тоже с ночевкой.
1010, идем по ветру. На борту Кенозерские самоварные чтения.
Конфеты «По дорогам сказок» со вксуом колобка.
1202, проходим Семеново. Ветер ласакет спину. Мне нравится эта команда. В том числе и потому, что никогда не просит завести мотор.
1256, поставили карбас в Видягино. Дальше дорога идет по тропе в лес. Всего 8 км. Но почему-то они очень непросто идутся. Помню по прошлому разу.
Видягино.
Церковь Ильи Пророка.
1500, переправа через Большое озеро.
1730, Порженский погост оказался покрашен и отреставрирован. Это настоящеий подарок для меня. Уверен — наши памятники можно красить и подкрашивать. И дерево, и черный металл.
Ночуем здесь в гостевом домике. После бани купаемся с лебедями вместе.
Вести с верфи:
«Второй этаж: благодаря приспособлению к станку пропилить паз в доске стало проще. Сегодня испытали приспособление для стягивания доски на лагах при укладке пола (без использования струбцин). Завтра снасть доработаем и покажем в действии».
Отмостка сушилки, подготовительные работы: заполнение пустот в траншее вдоль ворот и между сушилкой и ангаром; трамбовка. Далее: усиление арматурой, заливка цементного раствора».
14 августа
0925, собираемся в обратный путь с Порженского погоста.
Слушаю диалог во время сборов.
Игорь: Лешому конфетку нужно оставить.
Люба: Ага, шоколадку возьми.
Игорь: Я кусочек отломлю.
Люба: Да всю отдай!
Приятно с такими. Образованные люди приехали.
0935, белка переплыла нам дорогу через канал. Плывет себе, только уши и хвост над водой. Хороший знак.
1210, прошли лес, нашли свой карбас в порядке и выехали из Видягино. Ветра нет. Сил тоже. Идем на моторе.
1420, перекусили на мысу напротив Семенова. Идем дальше. Безнадежно безветренно на озерах.
1700, вернулись в Видягино. Моя первая, летняя, часть кенозерских практик на этом заканчивается. Есть о чем подумать. Нужно побывать здесь осенью.
Вести с верфи:
«Траншея под отмостку ангара готова под закладку цемента.
Второй этаж. Доработка приспособления для стягивания досок на лагах. Нарезка шпунта, укладка доски. Сегодня вывозим лодку Ильи, цементные работа, укладка пола, изготовление 2-го приспособления для стягивания (испытания пройдены успешно)».
Выражаем искреннюю благодарность Кенозероскому национальному парку за помощь в организации плавания.
Кенозерские морские практики, 1-8 августа 2020 года
1 августа, Вершинино
Год назад мы приезжали в Вершинино по приглашению Кенозерского национального парка и были очарованы этим озерным краем. Возникла идея вернуться сюда с карбасом, походит на веслах и под парусом.
И вот, в начале июля мы привезли на Кенозеро карбас «Вашка», построенный в 2017 году в селе Лешуконское и завоевваший национальную премию РГО «Хрустальный компас». Три июльские группы, судя по откликам, довольны. Первыми капитанами этих практик были Костя Попов и Миша Крупенин. От них получили самые важные инструкции: где покупать творог и парное молоко (с молочником нельзя здороваться — плохая примета), где живет тетя Валя, у которой можно заказать рыбник и купить варенье, куда ходить по воду и прочее. Теперь пришел мой черед оставить дела верфи и попутешевствовать по Кенозерью..
Днем в Кенозерье приехала команда морских практиков: Анна Надеинская, Полина Дудкина, Андрей и Никита Евдокимовы.
«Вашка» оставлен прошлыми экипажами в полном порядке: вымыт и прибран. Местные соц.сети полны фотаграфиями карбаса под красными парусами.
2 августа
1100, ставим паруса.
1121, изучаем карту по пути. Все нам незнакомо. Сегодня мы идем на юг от Вершинино. Мимо, по правому борту, проплывает деревня Телицына.
1122, проходим остров Каменный. Идем вниз по ветру на парусах.
1140, остров Собачий и остров Кобылий.
1150, острова Боровок и Овечий. Лавируем под ветер.
1151, остров Мамоновский. Почти заблудились между островами — их много здесь.
1230, прошли деревню Семеново.
1310, пришли в Зехново, гуляем к плотине и ручью, из которого будем брать питьевую воду.
Еле выгнал экипаж карбаса с чужого огорода: жадно объедали не свою малину. Беда с этими городскими.
1320, часовня Иоанна Богослова 1846 года постройки.
1430, поставили паруса.
1459, убираем паруса. Тренируемся. Парусное вооружение — шпринтовое. Длинющие шпринты или шпрюйты или, как еще говорят здесь, рейшины нужно уметь ставить.
1500, остров Ряпусный.
1520, разгружаемся на обед на Медвежьем острове.
1740, почти все удалось мне сегодня. И сервиз чайный прекрасно появился из мишиной разноски для инструмента, и колбаса, и сливки, и морошковая настойка — настоящая чайная церимония. Только с самоваром я не сладил. Два раза разжигал его, а он мучал меня, дымил и не горел. Дров сухих нет. Я спешил, кидал в самовар сырые шишки и был неудачлив. Вспомнил черную кошку утром и после второй попытки оставил надежды напоить спутников чаем.
1900, вернулись в Вершинино. Прошли сегодня 25 км.
С верфи Товарищества поморского судострения приходят носвости от Сергея Егорова, морского практика из г. Королев:
3 августа
Памятка: практика здесь кажется простой, многое будет продумано и решено на ваше благо капитаном похода, но без личного деятельного участия, без заботы о безопасности и слаженности в работе команды, многое мы пропустим, не увидим, проспим закаты и не увидем рассветы.
1030, вышли из Вершинино.
1109, маневрируем под парусами. Южный ветер. Обошли Вершинино с севера. Вышли в озеро Долгое. Курс галфвинд. Сила ветра около 12 узлов. Едем в сторону Усть-Почи. Хорошо идем. Чем больше ветра, тем лучше идет карбас.
1240, для ленивых, для тех, кто не любит работать веслами, есть свои приёмы. Например, объявляешь, что кончилось топливо и нужно идти на веслах.
1300, причалили на чайную самоварную церимонию.
1450, едем дальше. На моторе против ветра пробираемся на остров Мыза. Тучи. Капает сверху. Серо. И нет грибов в лесу.
Зато по берегам видны сенокосы и стоят стоги сена. Редкая картинка сегодня.
1525, пришли в Рыжково. Гуляли. Смотрели «небеса» часовни Иоанна Предтечи.
Детский улов.
1620, вышли домой в Вершинино.
1800, сражаемся с самоваром. Пробуем его запустить. Получилось. Получилось выписть чаю на ходу.
1930 пришли в Вершинино.
Прошли сегодня около 30 км.
Вести с верфи:
«Женя, привет! Сегодня. Стапель зашит наполовину.
Лаги второго этажа готовы, кроме 2х последних лаг (задние части). Завтра доделаем, установим и фиксируем саморезами во 2-ом и 3-м пролете (по счету справа). 1-й левый пролет зафиксирован.
4 августа
1055, стартовали из Вершинино. Всерьез думаю об объявлении безтелефонной групы.
Сегодня мы дойдем до Видягино, прогуляемся до озеро Большое по Транскенозерской тропе и вернемся обратно. Пришла такая мысль, что нужно поработать.
1110, распогодилось.
1150, по дороге зашли в деревню Семёново.
1230, переходим в деревню Видягино.
1400, идем на прогулку по Транскенозерской тропе. Всего-то нужно пройти 6 км туда и 6 км обратно. Детский сад.
1630, пришли на озеро Большое. Не понимаю, почему шли так долго. Наверное потому, что по пути полно земляники, малины, черники и грибов. Купались в Большом озере.
1915, стартуем из Видягино. Промокли от дождя. Греемся на веслах.
2045, пришли в Вершинино.
Теперь баня, рыбники и прочие удовольствия.
Прошли сегодня 30 км по воде и 12 км по земле.
Вести с верфи:
Появилась пожарная дверь и рама под окно. Это окно будет ровно под верхним окном на втором этаже (верхнее будет посередине как и говорили). Противопожарные меры соблюдаем.
Да, у нас заканчиваются саморезы 6*100 жёлтые на пол. Ты где брал? В Леруа?»
5 августа, среда
1200, вышли от нашей стоянки против ветра. Выгребли веслами. Встали на якорь. Подняли паруса. Подняли якорь. Сегодня ветренный денек. Лавируемся к югу. Огибаем западный мыс Вершинено.
1310, лавируемся.
1410, пришли в Бухалово. На всякий случай рюмку взял с собой на прогулку. Оказывается это не БухАлово, а БУхалово. Почувствуете разницу, как говорится.
Смотрели покосы и часовню Николая Чудотворца здесь. Часовне больше 200 лет.
1600, вернулись в Вершинино.
Вяжем по дороге узлы.
Прошли сегодня 20 км.
Вести с верфи:
«Женя привет! Из видимых изменений: окно справа и рама под два окна слева.
Сегодня: обработана доска для стапеля (укладка завтра); зафиксированы саморезами лаги пола 2-го этажа (завтра -подгонка высоты лаг).
Окно прикрываем изнутри, чтобы ангар не просматривался снаружи. Нужно что-то придумать антивандальное»
6 августа, четверг
1215, стартовали на север в сторону реки Поча. Сначала перед нами озеро Долгое, потом Свинное озеро, потом входим в реку Поча напротив деревни Усть-Поча.
Открыли паруса. Побежали вперед. Зашуршала вода за бортом. Самовар теперь — мой друг и товарищ.
1246, по берегам плывут деревянные часовни. Изучаю названия деревень по карте, эта называется Немята.
1330, рядом прошла гроза. Взяли рифы. Нахохлились.
1340, гроза прошла мимо. Ждем другой.
1425, гроза с встречным ветром поймала нас в проливчике между Долгим и Свинным озерами. Скинули паруса и успели бросили якорь, чтобы нас не унесло обратно.
Прекрассный дождь ливанул и застрял над нами на добрых полчаса. Вымокли до нитки. Спасаемся рюмкой хорошей водки.
1530, уклоняемся от дождей. Проходим Усть-Почу. Зашли в реку Поча.
1730, деревня Поча.
Перед линиями электропередачи и мостом убрали мачты. Идем на моторе против течения.
1755, прошли порог рядом с Почей. Когда идешь против течения, уворачиваться от камней легко. Можно скинуть газ и подумать.
1805, речка Волошова с правого берега.
1840, пришли на стоянку номер 7 на берегу Почозерского Погоста.
Готовим еду на костре, ставим палатки, заводим самовар.
Прошли 30 км сегодня.
Вести с верфи:
«Женя, уложены 4 секции, одна закреплена. Осталось уложить доской последние 2 секции и закрепить 5.
Добавилось 2 окна слева. Стекло для крайнего левого привезут 15.08″
По 2 этажу выработали метод изготовления шпунтированной доски. Готовы завтра после выбора метода укладки пола (см. выше), небольшой подгонки лаг готовить доску и укладывать».
7 августа, пятница
1100, вышли со стоянки, где ночевали. Заходим в Почозеро. Причалили напротив Погоста. Гуляли вокруг.
1220, пора бы ехать обратно в Кенозеро, но мы купаемся в Почозере. И невозможно прикратить это безобразие.
1245, поехали из Почеозера.
1344, два раза задели камень в пороге. Долбанулись скользом, надеюсь, не слишком сильно.
1450, купили 5 литров бензина в Поче. Это не просто. До ближайшей заправки 150 км.
1530, поймали еще один камень напротив Почи. Начинаю понимать наших предшественников, решивших сюда не ходить. Они не пошли в Почу выше порога.
1900, вернулись в Вершинино.
Прошли 30 км сегодня. Всего прошли по системе Кенозерья окола 165 км. Многое еще предстоит понять здесь, научиться видеть и рассказывать об этом. Сейчас мы в начале пути.
Вести с верфи:
Судовой журнал 2018 год
Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 19 июня
Сначала шли под парусами. Погода становилась все хуже, на горизонте дымили мрачные трубы Северодвинска. Их периодически закрывала рваная черная пелена. Было такое ощущение, что мы внутри урагана, как в рассказах Джека Лондона. Вокруг бушевала непогода, на горизонте, на фоне фиолетовых туч, проступали макароны проливного дождя. Вокруг кружили черные рваные тучи и явно бесновался порывистый ветер. А у нас вообще ветер закончился и мы пересели на весла. Трубы Северодвинска вращались вокруг карбаса, как смерч. В какой-то момент нас преследовал военный катер, потом сгинул в волнах. Мрачная декорация гнала нас к воротам Северной Двины, островам Сельдяная кошка и Разбойник. Читать всю запись.
Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 18 июня
Яреньга
Планировка Яреньги уникальна. От морского берега деревню отделяет река, которая аккуратно отрезает песчаный хаос от зеленого берега. Чтобы попасть на море, надо возвращаться в центр деревни и переправляться на морской берег живописными деревянными мостами. Мелкие ручьи впадают в соленое озеро в распаде между холмами. Кроме того, вокруг в лесах разбросаны множество пресных озер. Упадка не чувствуется – дома аккуратные и многие с излишествами. Возрождается краеведческий музей. На окраине странные поля кривых столбов и сосновая роща, выдвинутая на высокий берег моря. Читать всю запись.
Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 17 июня
Лопшеньга
… зато взяли интервью у другого местного корифея Николая Федорова. Он помор, судостроитель и яхтсмен – для нас приятное сочетание. Очень грамотный, артистичный мужик – интересно и много нового рассказал про всю династию карбасов. Он сформулировал важные моменты о том, почему карбас дожил до наших дней. Потому, что он прост в изготовлении. Шьют его из елочной доски, она легко гнется, а изгиб задает форму. Ты можешь согнуть доску под девяносто градусов и из этого материала сшить карбас. Доска плоская в миделе, в середине широкая, с плоским дном, она к штевням, к носу и корме выходит и становится вертикальной. Так формируется каплевидная форма корпуса. Читать всю запись.
Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 16 июня
00.30. Мы поставили паруса и лихо помчались в морские поля. Морские косари встают, кидают якорь — выкосили место вокруг лодки — передвинулись вперед – кинули якорь… Подбираясь якорем на ветер, они шагают вдоль рифа и косят, и косят море.
Надо сказать, что это зрелище невероятное, фантастическое, за гранью визуального понимания. Это никакой писатель-фантаст не в силах придумать. Однако, мы здесь видим сказку своими собственными глазами. Представьте себе… Сначала Малая Муксалма, потом обширная долина спокойных береговых вод, которые от бурного моря отделяет тонкая полоска каменного Мусаломского рифа, и над белой, как молоко водой, в час ночи встает багровое солнце величиной с суповую тарелку. Вдоль рифа — десятки цветных пузатых кфарбасов, в каждом из которых стоит человек в оранжевом жилете с двухметровой косой и уверенно косит море! У-х-х-хх… Интересно, что это — не арт-проект, это — просто работа людей, которые со всей страны съезжаются. Читать всю запись.
Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 15 июня
Капитан забрался на крышу небоскреба и битый час пытался достучатся до небес – безрезультатно. Валялись в болотце рядом с оранжевым озером, отбиваясь от взбесившихся крачек. Жгли костер из осколков карбасов, отправляя дымные облака в последнее плавание. Потом нам старая поморка в Яреньге рассказала, что карбасы, отслужившие свой век, никогда не бросали на берегу. Карбас был полноценным членом семьи, живым воплощением морской души, кормильцем. Старичка отталкивали от берега — ветеран уходил в последнее плавание по реке Стикс… Читать всю запись.
Плавание на карбасе «Вашка» с Соловков в Архангельск. 14 — 20 июня
2350, отходим от причала Малой Муксалмы, поднимаем паруса и, вслед за флотилией заготовителей, идем на Муксалминский риф, смотреть, как мужики море косят. Штук 30 карбасов стоят в море длинной шеренгой на якорях. Косец опускает в воду свою косу-грабли, шарит ей по дну, подрезает, поддевает там водоросль и вытаскивает ее на борт. Складывает в середине карбаса. Когда водоросли вокруг карбаса обкошены, косец переводит карбас дальше. Для этого мотор не заводят, а подтягивают его на якоре, выбирают якорный конец руками, поднимают якорь и сразу же закидывает его вперед. На ветер. Таким образом карбас проходит десяток метров и косцы обкашивают новое место. Длину веревки не меняют, её вообще не отвязывают…
Автор — Андрей Ягубски (Чифан): Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 14 июня
Мы идеально пришли в деревушку, раскинувшуюся на спине Малой Муксалмы. Это участок добычи водорослей Архангельского водорослевого комбината. В деревне как раз готовились к сезону добычи водорослей, которая у них начинается 16-го июня. Морские косари активно готовятся к выходу в море: чинят, проверяют моторы, недостающие прокладки меняют, красят, варят, налаживают косы, приваривают к ним острые штыри…
Автор — Андрей Ягубски (Чифан): Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 10-13 июня
На море был сильный ветер. Вся затея нашего перехода попробовать карбас в разных режимах хода, то на что в прошлом году у нас не хватило сил. 12-го числа барражировали внутри Соловетской бухты, снимали на камеру повороты оверштаг с Тамариного причала. Поддувало узлов до 27-ми на порывах, нас откренивало, потом бросало, даже один раз черпанули бортом, не сразу начал получаться поворот оверштаг, надо было выносить фок на ветер, но мы еще это не знали – сейчас это мы уже лихо делаем. Экипаж бегал туда-сюда, чтобы привалить лодку. Поставили себе зачет, что мы спустились и что у нас все хорошо, что мы ничего не боимся. Ветер стал стихать… Подошли к «Даурии» – вся команда высыпала нас фотографировать на телефоны. Попросили нас пасти, подстраховать – на случай купания в ледяной воде…
Плавание на карбасе Вашка с Соловков в Архангельск. 8-13 июня 2018 года
Не сразу получается двинуть карбас против ветра, даже четырьмя веслами. Сначала нас скидывает на подветренный берег бухты. Потом пробуем еще раз и, наконец, выходим в акваторию бухты Благополучия. Полчаса гребем каких-то стопятьдесят метров до мыса Хита.
Здесь ставим полный фок и половину грота. Ветер 25-27 узлов. Задача сегодня — попробовать и поснимать карбас на ходу в сильный ветер. Можно ли на нем лавироваться? По прошлому году знаю, что можно, но в такой ветер… Порывы ветра норовят положить карбас на воду. Нас шесть человек в карбасе (Саша Лапенко согласился с нами погулять сегодня). Открениваем.
Начинаем лавироваться. Сначала у нас вообще ничего не выходит. Не получается сделать поворот оверштаг. Карбас очень устойчив на курсе, привести его трудно, он быстро теряет инерцию и скатывается на прошлый галс. Попробовав несколько раз и, чуть не вылетев на каменный банки, нашли выход — делаем поворот, опуская одно весло с подветренного борта. Подозреваю, что это не слишком красиво выглядит, но что делать…
Так постепенно, галс за гласом, набираем высоту и поднимаемся к Тамариному причалу. Высаживаем Пашу с камерой на причал и крутим повороты перед ним. Снимаем кино. Планируя плавание, мы с Пашей предполагали возможный переворот карбаса. Думали сделать это со страховкой, но сегодня и потом эта мысль как-то бледнела и становилась не такой интересной. Холодная, мутная вода Белого моря не манит…
Даже с веслом поворот оверштаг не всегда проходит гладко. Иногда просто не получается.
2017 год
Парусно-моторная шлюпка Морошка. Переход с Соловков в Архангельск. 29 — 31 июля
0954, отчалили от дружеского причала Товарищества северного мореходства. Варя рыдает и смущает провожающих. Многие жалеют бедного ребенка. Вчера друзья пытались предложить купить для Поли и Вари билеты. Короче, скорее пора сматывать. Выходим из бухты Благополучия. Навстречу идут яхты Соловецкой регаты.
1020, прошли боковым фарватером, мимо Игуменской луды выходим в море.
Варёк поплакала и перестала. Села с Полей порулить. Читать всю запись.
Поморский карбас. Нижняя Золотица — Двинской залив — Соловки. 14 — 17 июля. Завершение плавания
Спал в носу карбаса. Звуки ударов волны о клинкерный корпус — особые. Каждый набой отдает своим звуком. Удары получаются дробные, горстями звуков…
Теперь, после того, как маршрут почти пройден, стало понятно, что за судно мы построили. Это — лоцманский карбас. Быстроходный, способный лавироваться под парусами, но недостаточно мореходный для того, чтобы совершать длительные морские плавания в любую погоду. Высокий фальшкиль делает невозможным осушку карбаса в отлив, значит, стоял он у причала. Судно река-море. Лоцман выходил на таком карбасе на рейд Северной Двины, чтобы пересесть на большое судно и вести его в порт Архангельска, например. Читать всю запись.
Поморский карбас. Зимний берег, Горло Белого моря. Койда — Нижняя Золотица. 10-13 июля
Койдовчане часто приходят и внимательно, по делу, рассматривают наши лодки. Всеобщее мнение — карбас наш недостаточно полон в обводах, качёк (валкий), может перевернуться на крутой волне. Я согласен с ними. Наш карбас не для здешнего моря, это уже понятно и мне. Советуют не ходить в море и подождать, когда волна успокоится. Делают это как-то по-особому вежливо, стараясь не навязывать свое мнение. Это так здесь принято, человек, который идет в море, сам должен принимать решение. Читать всю запись.
Выход в море. Дорогорское — Каменка — Койда. 6-7 июля
Спешу выйти в море, потому что днем начнется северный ветер и здесь, у наветренного Абрамовского берега, будет очень непросто найти укрытие. Укрыться можно будет только у подветренного берега острова Моржевец, но успеем ли мы до него дойти? С друго стороны, надо идти и делать маршрут. Подходят практики и говорят что интернет обещал три дня жары и южного ветра. Где они это нашли? Понятно, что ребятам хочется отдохнуть. Неприятно давать непопулярные распоряжения.
0012, вышли из Каменки. Штиль, скоро начнется отлив.
Репортажи от Андрея Ягубского (Чифан).
Видео от режиссера проекта «Поморкий карбас» Дмитрия Амелина.
Вниз по Мезени. Первое путешествие карбаса «Вашка». 3-5 июля
Не думал, что Мезень — такая заселеная река. Так плотно деревни на берегу, одна за одной. На Волге такого нет, наверное, ни то что в родной Сибири. Население реки ловит рыбу. Всё время встречаем лодки и рыбаков, забрасывающих плывучие сетки (поплавни) в воду. Много людей на реке, много жилых деревень. Радость — путешествовать здесь.
Насколько меркартовская карта изобраэжает Север бескрайним, а он такой компактный и уютный.
Дневник стройки
Последние новости о проекта «Поморский карбас» — на странице в фейсбуке.
Поморский карбас. 26-30 июня, последние дни стройки
27 июля. Виктор Петрович говорит, что пока нас нет на стройке, он работает и многое успевает, но как только мы приезжаем, работы нормальной у него нет. Всю жизнь работал один, а тут на него такая компания свалилась. Я тоже не слишком умею расставлять людей по рабочим местам. Выручает общий позитивный настрой и желание участников проекта работать.
ВП начал делать слани. Спешит. Грубо делает. Машет своим топором как саблей, направо и налево, будто отбивается от врагов. Мы придумали себе нереальные сроки. Нам делать непонятно чего.
Поморский карбас. 24-25 июня, десятый и одиннадцатый день стройки
После обеда продолжали ставить и обтягивать шпильки в шпангоуты. Всего их около 200 штук. На шпильки нужно надевать шайбу (монету) и гайку. Гайку обтягивать осторожно, потому что медная резьба может сорваться. При этом подбивать шпильку снаружи. После того, как гайку обтянули, нужно срезать лишнюю часть шпильки и расклепывать. Внутри эти шпильки теперь выглядят неплохо, но снаружи очень неопрятно. Надеюсь, покраска немного улучшит картинку.
Поморский карбас. 22-23 июня, восьмой и девятый день стройки
Длина нашего карбаса по килю — шесть с половиной метров. Ровно столько, чтобы помещаться между соседними гребнями короткой беломорской волны. Соотношение длины, ширины и высоты корпуса взяли с макета. Виктор Петрович все эти соотношения носит у себя в голове, на стенке ничего не пишет и на земле палкой не рисует.
А мы смотрим, как он лепит корабль, без чертежей, согласно своему представлению и навыкам. Наверняка, он свои мысли проговаривает вслух, он вообще много всего говорит, но я, например, не все схватываю. Это понимание приходит не сразу. Только на третий день работы с досками набоев, что-то стало проясняться с шитьём.
Слышал недавно, как Петрович местному понимающему мужику говорит про набои: «Гоним, а носа вверх пошли, начали их топить — скулы поперли».
Поморский карбас. 20 — 21 июня, шестой и седьмой день стройки
1100, Виктор Петрович прибивает правую доску девятого набоя. Левая доска уже на месте. Мы начинаем её пришивать. Девятый набой будет высоко от ватерлинии, поэтому его пришивают на сухую, без силикона.
ВП измерил высоту доски девятого набоя левого борта.
Прочертил в середине доски линию смыкания верхней и нижней досок и ввернул в это место два самореза — своего рода кондукторы. Доски заготовлены зимой. Девятиметровые, из елки. Теперь такие мало где пилят. ВП вошел в долю: доплатил за лишнюю секцию стола, чтобы можно было пилить длинные доски.
1120, поставил доску на место, опираясь на два самореза и прищепив клещами середину. Прижимая концы доски к штевням отчерчивает, продолжает линию смыкания набоев. Доска получается разной по ширине. В середине шире, к концам сужается.
1125, снял доску.
1127, электропилой ручной циркуляркой обрезает доску вдоль отбитой линии, с напуском 35мм, для нахлеста.
1130, чай.
1150, на торце доски восьмого набоя в средней части и снаружи отбил границы фаски.
1154, снял фаску.
Эта фаску нужна, чтобы борт загибался внутрь судна.
1200, перенес размеры запила на штевне с левого на правый борт.
1205, выбрал на штевне посадочное место под доску. Бензопилой, стамесками. Очень топорная работа.
1225, вырубает посадочное место на ахтерштевне.
1310, прилаживаем доску на место. Начинаем ее пришивать.
1420, закончили пришивать девятый набор.
1500, отобедали кашей.
ВП взялся за десятый набой.
1930, закончили пришивать десятый набой, а с ним и обшивку карбаса.
Что брать с собой в Белое море?
Друзья, совсем скоро начнется наш поход по Белому морю. Самый часто задаваемый вопрос от участников плавания: что брать с собой? Читать всю запись.
Поморский карбас. 19 июня, пятый день стройки.
2000, закончили прибивать восьмой набой. Карбас уже сейчас-красавиц. Читать всю запись.
19 июня. Письмо от партнеров проекта «Поморский карбас» — производственного предприятия «Курганские прицепы».
«Здравствуйте, Евгений. Автомобиль с прицепом для транспортировки лодок выехал в вашем
направлении. Надеемся 22-23 июня он будет в Северодвинске».
Друзья, спасибо всем, кто участвует в реализации проекта «Поморский карбас»! Всем партнёрам и тем, кто помог нам собрать средства на съемки фильма — на сегодня не хватает еще 24 тыс. рублей по бюджету фильма (приезд оператора на съемки в плавании). И ещё нам нужна резиновая лодка средних размеров.
Всем, кто может помочь, — карта СБ: 4276 0400 1170 6699
Поморский карбас. 18 июня, четвертый день стройки
После вчерашнего пикника, который пришлось устроить для отжига гвоздей, просыпались с трудом. Позавтракали. Пока мы загружали зырянку, мальчишки сбегали к вчерашнему костровищу и собрали отоженные гвозди. Гвозди оказались латунными. Зачем нам продали их как медные — не понимаю. Латунь тверже, тяжело клепается, рвет дерево.
0950, едем по Мезени на зырянке. Мимо проплвают острова — осерёдки. Третий день наблюдаем, как деревья покрываются листвой. Еще три дня назад они стояли совершенно голые. И наш карбас так одевается в обшивку.
Поморский карбас. 17 июня, третий день стройки
Прежде, чем пришить, доску подгоняют по месту. Концы досок делают немного уже и снимают фаску (малковку), чтобы доски к штевням подходили не внахлест («клинкерная обшивка», еще есть термин — «кромка-на-кромку)», а вгладь. Интересен процесс подгонки двух плоскостей соединяемых досок. Остроумен. Сначала плоскости стесывают топором, а потом накладывают доски друг на друга так, как они должны быть установлены, просовывают между досками полотно ручной пилы и ПРОПИЛИВАЮТ шов! Просто и гениально.
Полнота обводов регулируется длиной доски: чем длиннее доска, тем полнее лодка. А для того, чтобы высота борта у штевней и в районе мидель шпангоута была одинаковой, доски с концов делают уже.
Поморский карбас. 16 июня, второй день стройки
1100, подогнали первый набой. Доска вошла в паз на киле. Её приходится сильно изгибать, скручивать, притягивая от середины к концам специальными деревянными прищепками — клещами. Центральная часть доски удерживается горизонтально с помощью специального направляющего бруска, прикрученного к килю перпендикулярно, называемого «кобылка». Кобылок две. Они делят киль на три части. Концы доски скручиваются и подходят к штевням.
Вместо уплотнителя ВП использует обыкновенный санитарный герметик. Я привёз ему целый мешок такого. Артем пыхтит, взывает к аутентичности исполнения. А сам вчера на самолете из Архангельска прилетел. Не пешком и не на лошади.
1140, продолжаем собирать первый пояс обшивки. Интересно, что сейчас у нас, кроме киля и штевней, то есть кроме продольных связей, ничего нет. Шпангоуты (поперечные связи) появятся после того, как вся обшивка будет уже сшита. Мы их вставим изнутри. Такой способ здесь, в Мезенском районе, называется «Рассольское шитье». Был такой мастер — Рассолов. Оставил после себя доброе имя и навык.
Поморский карбас. Стройка. День 1.
Видео подготовлено съемочной группой проекта «Поморский карбас»: режиссер Дмитрий Амелин, оператор Андрей Евтюхов и фотограф Андрей Ягубский (Читан).
Поморский карбас. 14-15 июня
За две недели мы построим традиционное поморское судно, потом пройдем на нем по реке Мезень и через Белое море до Соловков — это еще две недели. Частью проекта будет фильм Дмитрия Амелина — видео-дневник стройки и плавания.
Что такое «пошить» парусный карбас — не знает никто. Виктор Петрович Кузнецов, главный строитель, построил много моторных и весельных карбасов, но никогда — парусных. Мы вообще никаких судов еще не строили. По этому проект наш, как повелось, эксперимент и приключение. Что получится в конце и какой будет наша жизнь в течении ближайшего месяца — пока неизвестно.
Апрель 2017 года. Село Лешуконское, Архангельская области.
Заготовка леса для строительства карбаса, 11 апреля.
Древесина для карбаса, 12 апреля.
Лес для карбаса заготавливается зимой, когда в нем меньше влаги. Используется ель. Частослойная (плотная) «не с боровины» то есть там, где мало солнца. В таких местах дерево растет медленно и получается крепким. За это качество всегда ценили северный лес.
Прямослойная — не заварная и не косая.
Не сбежистая — комель и вершина мало отличаются в диаметре.
Не шаровая — в меру суковатая, сучки не дают доске колоться по всей длине. Сучки небольшие, желательно горизонтальные.
Март 2017 года. Архангельск
Современные карбасы сохранили основные черты традиционного судна, хотя в процессе перехода от парусов к двигателю они естественно изменились.Чертежи старых карбасов не сохранились, однако в Архангельском краеведческом музее можно увидеть вативные модели поморских судов XIX века. Эти модели изготавливали судовладельцы и жертвовали их в церкви. Там модели торжественно хранились и обеспечивали присмотр за реальным судном со стороны Высших сил. Среди моделей Архангельского краеведческого музея — отлично сохранившаяся модель двухмачтового карбаса.
Модель двухмачтового карбаса в экспозиции Архангельского краеведческого музея.
Судомоделисты Леонид Григорьевич Корытов и Годердзи Викторович Капанадзе по заказу клуба «Морские практики» изготовили копию модели из Архангельского краеведческого музея.
Финансирование проекта
- Затраты на постройку судна, изготовление парусов и такелажа – 350 000 рублей, покроются за счет взносов участников проекта.
Информация для спонсоров и партнеров проекта! Мы ищем средства на следующие статьи расходов и будем благодарны за помощь:
- Специальное оборудование (средства связи, бензиновый генератор, спасательное оборудование) — 100 000 рублей.
- Расходы на обеспечения судна сопровождения — 150 000 рублей.
- Изготовление фильма — 300 000 рублей.
На сегодняшний день Морские практики и друзья клуба собрали 226 800 рублей. Мы выражаем благодарность нашим друзьям — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозову, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревcкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Наталье Климовой, Александру Александровичу М.
Партнеры проекта:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».
Главный заявленный зритель фильма — это российское яхтенное сообщество.
К сожалению, сейчас для наших новых яхтсменов яхтинг — это пластиковые лодки в Турции. Звучит банально, но так и есть. Еще есть гоночные гламурные фанаты. А что такое домашняя, деревянная парусная лодка, мало кто знает. Помнят, что были такие лодочки с парусами, но не осознают, что это тоже яхтинг. Яхтинг, традиции, хороший вкус, прогулка с детьми в выходной день, рыбалка, да много еще чего.
Фильм должен показать красоту и мудрость традиционного деревянного судна, простоту и надежность его конструкции.
Вторая часть фильма будет о Белом море. Что это будет за плавание, мы пока не знаем. Это, как всегда, будет экспромт и приключение, но в этом приключении будет еще морская наука, знания, наша хорошая морская практика.
Плавание для нас — своего рода исследование: как карбас поведет себя в непростых условиях Белого моря? Места там очень не простые и порой суровы, в морском отношении, с очень богатой историей мореплавания, можно смело сказать, легендарные.
Хотелось бы увидеть в фильме поморскую культуру (это самая старая, состоявшаяся русская морская культура), народа, который в своем стремлении на север дошел до самого края земли и живет там. Здесь и крепкие хозяйственники (другие не выжили бы), и люди, живущие по-русски на авось, и очень верующие люди.
Если проект и фильм о нем состоится, то аудитория может быть намного шире, чем люди, увлекающиеся яхтингом и путешествием по морю.
Уведомление: Белое море 2017
Уведомление: Белое море 2017
Уведомление: Белое море 2018
Уведомление: Река Мезень 2018
Уведомление: Клеим шпангоут для шхуны без регистрации и смс | Терещенко. Просто. Профессионально