«По следам традиционного судостроения Поморья» – итоговая выставка проекта

26 апреля 2024 года на верфи Товарищества поморского судостроения открылась итоговая выставка проекта «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция».

География проекта охватывает множество деревень и сёл вдоль рек Архангельской области и Республики Карелия, а также побережье Белого моря.

В ходе исследования командой проекта были изучены десятки традиционных деревянных лодок – как сохранившихся и используемых в хозяйственной деятельности, так и брошенных и подвергнутых частичному разрушению, но, тем не менее, представляющих несомненную историческую и культурную ценность.

Экспозицию, представленную на «Открытой палубе» Товарищества поморского судостроения, составляют семь стендов, рассказывающих о самом проекте и его географии, методах исследования, использованных командой в своей работе, а также подробно знакомящих гостей выставки с четырьмя наиболее интересными экземплярами народных лодок.

СОЯНКА, РЕЧНОЙ КАРБАС (КИМЖА)

Лодка найдена на повети старинного крестьянского дома в деревне Кимжа. Хозяин лодки – Павел  Гаврилович. Лодка давно не использовалась и находилась в непригодном для плавания состоянии.

После обнаружения лодка была выкуплена у владельца и перевезена в Архангельск на верфь Товарищества поморского судостроения с тем, чтобы построить новую ходовую лодку по найденному в Кимже образцу.

Отреставрированный на верфи оригинал пополнил коллекцию Северного морского музея и теперь находится в его уличной экспозиции на Красной пристани Архангельска.

ПРОМЫСЛОВЫЙ КАРБАС (МЕЗЕНЬ)

Карбас находится в экспозиции Мезенского краеведческого музея.

Изготовлен в 2002 году в колхозной мастерской деревни Долгощелье Мезенского района.

Прежде принадлежал Сергею Леонидовичу Тишину, который ходил на нём на полуостров Канин, где промышлял камбалу. В 2012 году мезенский журналист и краевед Олег Коткин приобрёл карбас и организовал в Мезенском краеведческом музее экспозицию, посвящённую поморскому судостроению.

ВЕСНОВАЛЬНЫЙ КАРБАС (СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА)

Карбас был найден в 2018 году экспедицией Товарищества северного мореходства в деревне Большие Козлы, на Зимнем берегу Белого моря.

Представляет собой специализированный тип поморской лодки для плавания в ледовой обстановке. Хозяин карбаса, Леонид Николаевич Стирманов, подарил его Соловецкому

морскому музею. В настоящее время карбас находится в постоянной экспозиции Музея.

КАРБАС КЕМСКИЙ, (РАБОЧЕОСТРОВСК)

Лодка найдена в бухте Рабочеостровска во время Кемской экспедиции. Владелец карбаса  предоставил исследователям контакты человека, построившего лодку. Им оказался Алексей Тимошенко, построивший в своём гараже-эллинге более 100 лодок.

Также в экспозиции представлены 3D-модели семи лодок, напечатанных по материалам исследования инженеров проекта и видеоматериалы, отражающие процессы 3D-сканирования, mesh-обрисовки, фотограмметрии и 3D-моделирования деревянных судов.

Кроме того, команда проекта изготовила чертежи двенадцати судов, которые теперь можно будет воспроизвести, построив новые ходовые лодки по образцам экземпляров, найденных в ходе экспедиций.

Карбас регатный, чертёж общего вида
Карбас регатный, теоретический чертёж
Корпус, конструктивный чертёж
Карбас речной, теоретический чертёж
Карбас речной, общий вид
Карбас, Кемь. Теоретический чертёж.
Карбас, Кемь. Общий вид
Зырянка, конструктивный чертёж
Весновальный карбас, Соловецкие острова
Весновальный карбас. Конструктивные чертежи, теоретический чертёж
Промысловый карбас, Мезень
Промысловый карбас, Мезень. Конструкторские чертежи
Карбас «Вашка». Конструкторские чертежи, теоретический чертёж.
Верховка, разработка конструкторской документации, конструктивный чертёж
Верховка, разработка конструкторской документации, конструктивный чертёж
Карбас Лопарь-420, конструктивные чертежи

Карбас Лопарь-420, конструктивные чертежи

Так, например, на верфи уже начато строительство лодки-соянки – речного карбаса, обнаруженного на повети одного из деревенских домов в деревне Кимжа Мезенского района Архангельской области.

Таким образом, посетители смогут не только посмотреть чертежи и модели народных судов на выставке, но и своими глазами увидеть строительство настоящей ходовой поморской лодки в цеху верфи.

Рабочий чертеж для строительства лодки-соянки на верфи Товарищества поморского судостроения.
Закладка и плаз лодки-соянки на верфи Товарищества поморского судостроения.

Помимо выставки, представленной на верфи, команда проекта составила каталог северных деревянных лодок, который знакомит читателей с семнадцатью наиболее интересными судами, найденными в ходе экспедиций.

Каждая из лодок, представленных в каталоге, была оцифрована методами 3D-сканирования или фотограмметрии. Собранные вместе, эти экземпляры дают зрителю широкое представление о народном судостроении Поморья.

Кроме того, инженер и автор проекта «По следам традиционного судостроения Поморья» Михаил Крупенин провел онлайн-экскурсию по выставке, которая доступна в группе Товарищества поморского судостроения в социальной сети ВКонтакте по следующей ссылке: https://vk.com/video-178944022_456239254

Подводя итоги работы, можно уверенно сказать, что проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» даёт объёмное представление о северных деревянных судах, знакомит широкий круг зрителей с народными лодками Поморья, а также вносит ощутимый вклад в сохранение и развитие традиций народного судостроения на Русском Севере.

Команда исследователей проекта:

Михаил Крупенин (Архангельск), Евгений Шкаруба (Архангельск), Виталий Дробиленко (Москва), Игорь Логинов (Североморск), Евгений Мазилов (Архангельск), Михаил Калинин (Москва), Олег Коткин (Мезень), Егор Староверов (Москва), Виктор Мартусь (Санкт-Петербург), Дмитрий Черных (Воронеж), Георгий Гарамов (Архангельск), Иван Косарев (Архангельск), Василий Матонин (Соловки), Светлана Тюкина (Архангельск), Евгений Тенетов (Архангельск).

Мастера, чьи лодки вошли в настоящее исследование:

Алексей Тимошенко (Рабочеостровск, Карелия) – карбас кемский (1), карбас промысловый кемский (2), карбас морской кемский (4).

Сергей Михайлович Гусев (Усть-Поча, Плесецкий район) – кенозерка (6)

Виктор Петрович Кузнецов (с. Лешуконское) – карбас «Вашка» (8)

Артём Бывальцев (Архангельск) – карбас регатный сельдяной (9)

Верфь Товарищества поморского судостроения – поморский карбас «Матера» (10)

Дерягин (Кимжа, Мезенский район) – карбас промысловый мезенский (12)

Лимонников (Ёлкино, Мезенский район) – соянка/карбас речной (13)

А.Д. Рассолов (Мезенский район) – карбас морской мезенский (14)

Лодки для исследования предоставили:

Товарищество северного мореходства (весновальный карбас, Соловки), Павел Гаврилович Крупцов (соянка / речной карбас, Кимжа), Игорь Корбут (зырянка, Нисогора), Олег Коткин (карбас промысловый, Дорогорское и карбас промысловый, Мезень), Сергей Михайлович Гусев (кенозерка, Усть-Поча), Николай Федотов (карбас «Лопарь», Лопшеньга), Владимир Щетанов (карбас морской, Кемь), Евгений Шкаруба (карбас «Вашка», Архангельск) и Товарищество поморского судостроения (долблёнка-осиновка, карбас регатный сельдяной, карбас «Матера», Архангельск).

Проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.

#ПоСледамТрадиционногоСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА: Северный (Арктический) Федеральный Университет, Министерство культуры Архангельской области, клуб «Морские практики», Северный морской музей, Кенозерский национальный парк, Товарищество Северного мореходства и Соловецкий морской музей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − два =

Прокрутить вверх