26 апреля 2024 года на верфи Товарищества поморского судостроения открылась итоговая выставка проекта «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция».
География проекта охватывает множество деревень и сёл вдоль рек Архангельской области и Республики Карелия, а также побережье Белого моря.
В ходе исследования командой проекта были изучены десятки традиционных деревянных лодок – как сохранившихся и используемых в хозяйственной деятельности, так и брошенных и подвергнутых частичному разрушению, но, тем не менее, представляющих несомненную историческую и культурную ценность.
Экспозицию, представленную на «Открытой палубе» Товарищества поморского судостроения, составляют семь стендов, рассказывающих о самом проекте и его географии, методах исследования, использованных командой в своей работе, а также подробно знакомящих гостей выставки с четырьмя наиболее интересными экземплярами народных лодок.
СОЯНКА, РЕЧНОЙ КАРБАС (КИМЖА)
Лодка найдена на повети старинного крестьянского дома в деревне Кимжа. Хозяин лодки – Павел Гаврилович. Лодка давно не использовалась и находилась в непригодном для плавания состоянии.
После обнаружения лодка была выкуплена у владельца и перевезена в Архангельск на верфь Товарищества поморского судостроения с тем, чтобы построить новую ходовую лодку по найденному в Кимже образцу.
Отреставрированный на верфи оригинал пополнил коллекцию Северного морского музея и теперь находится в его уличной экспозиции на Красной пристани Архангельска.
ПРОМЫСЛОВЫЙ КАРБАС (МЕЗЕНЬ)
Карбас находится в экспозиции Мезенского краеведческого музея.
Изготовлен в 2002 году в колхозной мастерской деревни Долгощелье Мезенского района.
Прежде принадлежал Сергею Леонидовичу Тишину, который ходил на нём на полуостров Канин, где промышлял камбалу. В 2012 году мезенский журналист и краевед Олег Коткин приобрёл карбас и организовал в Мезенском краеведческом музее экспозицию, посвящённую поморскому судостроению.
ВЕСНОВАЛЬНЫЙ КАРБАС (СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА)
Карбас был найден в 2018 году экспедицией Товарищества северного мореходства в деревне Большие Козлы, на Зимнем берегу Белого моря.
Представляет собой специализированный тип поморской лодки для плавания в ледовой обстановке. Хозяин карбаса, Леонид Николаевич Стирманов, подарил его Соловецкому
морскому музею. В настоящее время карбас находится в постоянной экспозиции Музея.
КАРБАС КЕМСКИЙ, (РАБОЧЕОСТРОВСК)
Лодка найдена в бухте Рабочеостровска во время Кемской экспедиции. Владелец карбаса предоставил исследователям контакты человека, построившего лодку. Им оказался Алексей Тимошенко, построивший в своём гараже-эллинге более 100 лодок.
Также в экспозиции представлены 3D-модели семи лодок, напечатанных по материалам исследования инженеров проекта и видеоматериалы, отражающие процессы 3D-сканирования, mesh-обрисовки, фотограмметрии и 3D-моделирования деревянных судов.
Кроме того, команда проекта изготовила чертежи двенадцати судов, которые теперь можно будет воспроизвести, построив новые ходовые лодки по образцам экземпляров, найденных в ходе экспедиций.
Карбас Лопарь-420, конструктивные чертежи
Так, например, на верфи уже начато строительство лодки-соянки – речного карбаса, обнаруженного на повети одного из деревенских домов в деревне Кимжа Мезенского района Архангельской области.
Таким образом, посетители смогут не только посмотреть чертежи и модели народных судов на выставке, но и своими глазами увидеть строительство настоящей ходовой поморской лодки в цеху верфи.
Помимо выставки, представленной на верфи, команда проекта составила каталог северных деревянных лодок, который знакомит читателей с семнадцатью наиболее интересными судами, найденными в ходе экспедиций.
Каждая из лодок, представленных в каталоге, была оцифрована методами 3D-сканирования или фотограмметрии. Собранные вместе, эти экземпляры дают зрителю широкое представление о народном судостроении Поморья.
Кроме того, инженер и автор проекта «По следам традиционного судостроения Поморья» Михаил Крупенин провел онлайн-экскурсию по выставке, которая доступна в группе Товарищества поморского судостроения в социальной сети ВКонтакте по следующей ссылке: https://vk.com/video-178944022_456239254
Подводя итоги работы, можно уверенно сказать, что проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» даёт объёмное представление о северных деревянных судах, знакомит широкий круг зрителей с народными лодками Поморья, а также вносит ощутимый вклад в сохранение и развитие традиций народного судостроения на Русском Севере.
Команда исследователей проекта:
Михаил Крупенин (Архангельск), Евгений Шкаруба (Архангельск), Виталий Дробиленко (Москва), Игорь Логинов (Североморск), Евгений Мазилов (Архангельск), Михаил Калинин (Москва), Олег Коткин (Мезень), Егор Староверов (Москва), Виктор Мартусь (Санкт-Петербург), Дмитрий Черных (Воронеж), Георгий Гарамов (Архангельск), Иван Косарев (Архангельск), Василий Матонин (Соловки), Светлана Тюкина (Архангельск), Евгений Тенетов (Архангельск).
Мастера, чьи лодки вошли в настоящее исследование:
Алексей Тимошенко (Рабочеостровск, Карелия) – карбас кемский (1), карбас промысловый кемский (2), карбас морской кемский (4).
Сергей Михайлович Гусев (Усть-Поча, Плесецкий район) – кенозерка (6)
Виктор Петрович Кузнецов (с. Лешуконское) – карбас «Вашка» (8)
Артём Бывальцев (Архангельск) – карбас регатный сельдяной (9)
Верфь Товарищества поморского судостроения – поморский карбас «Матера» (10)
Дерягин (Кимжа, Мезенский район) – карбас промысловый мезенский (12)
Лимонников (Ёлкино, Мезенский район) – соянка/карбас речной (13)
А.Д. Рассолов (Мезенский район) – карбас морской мезенский (14)
Лодки для исследования предоставили:
Товарищество северного мореходства (весновальный карбас, Соловки), Павел Гаврилович Крупцов (соянка / речной карбас, Кимжа), Игорь Корбут (зырянка, Нисогора), Олег Коткин (карбас промысловый, Дорогорское и карбас промысловый, Мезень), Сергей Михайлович Гусев (кенозерка, Усть-Поча), Николай Федотов (карбас «Лопарь», Лопшеньга), Владимир Щетанов (карбас морской, Кемь), Евгений Шкаруба (карбас «Вашка», Архангельск) и Товарищество поморского судостроения (долблёнка-осиновка, карбас регатный сельдяной, карбас «Матера», Архангельск).
Проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.
#ПоСледамТрадиционногоСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА: Северный (Арктический) Федеральный Университет, Министерство культуры Архангельской области, клуб «Морские практики», Северный морской музей, Кенозерский национальный парк, Товарищество Северного мореходства и Соловецкий морской музей.