В Вологду мы приехали немного раньше всех участников плавания. Нужно было разобрать двухэтажные кильблоки, вытащить и подремонтировать карбасы, спустить их на воду и не забыть погулять по чудесной, легкой, мягкой Вологде.
После разгрузки карбасов рассказали учащимся Центра детского творчества «Меридиан» об экспедиции «Мангазейский морской ход» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
10 июня. Вологда
Начинается первое плавание флотилии карбасов Товарищества под флагом клуба «Москве практики»: стартуем в Вологде – финишируем в Тотьме, стартуем в Тотьме – финишируем в Великом Устюге и так дальше, поэтапно разматываем веревочку Сухоны и Северной Двины – речной магистрали которая связала Русь с Ледовитым океаном – открытым космосом на Земле.
Карбасную флотилию составляют: сельдяные карбасы «Мотуга» (Сила), «Итить» (Идти), «Сейгод» (Этот год) и верховный карбас «Вашка». Команда флотилии: Ильяс Нафиев, Жюльнар и Паша Асфари, Алексей Богунов, Наталья и Лана Коноплевы, Слава Мизин (Синие носы), Иван Шинкаркин, Полина, Ваня, Варя и Евгений Шкаруба.
Сегодня тренировочный заезд до из Вологды до Спасо-Прилукского монастыря. Идем против ветра и течения на веслах. Обратно, надеюсь, с попутным ветерком прокатимся.
1339, отошли от Детского морской центр «Меридиан», где мы так хорошо постояли между весной и летом! Хочется сказать огромное спасибо Евгению Меньшикову, Светлане Сергеевой и всем работникам Центра за дружественный прием, хранение карбасов и ДЕЛО которым они занимаются!
Идем вверх по Вологде на веслах. Восемь километров против порывистого ветра – это вместо ночевки в палатке (ночью будет холодно и мы решили переночевать в городе).
Около пол-четвертого пришли к монастырю. Гуляли, смотрели на странную ярмарку с бутербродами, звонили в колокола.
1702, получили благословение от Вологодского митрополита Саввы. Благословляя, Савва в первую очередь нас просил соблюдать правила безопасности и носить спасательные жилеты. Обещали слушаться.
1724, становимся на якорь посреди реки, чтобы поставить паруса уже на воде.
1750, поставили фоки. Снялись с якорей, поехали. Прекрасно летим вперед. Гоняемся. Мы на «Вашке» тоже открыли паруса, неплохо едем, правда, дети просят смухлевать и завести мотор. Удерживаюсь, выиграем без мотора.
1940, вернулись в Вологду к родному причалу «Меридиана».
Ужинаем из последних сил.
11 июня
1105, стартовали.
1200, тормознули у Магнита, чтобы набрать провизии, разобрались с мачтами (они перепутаны). Отходим в плавание.
1310, поставили паруса. Ветер переменчиво-попутный.
Навтсречу возвращаются домой Мередиановские теплоходы!
1420, обедали на воде в связке лагом. Это был первый и последний раз: хлопотно и неудобно. Позже решили выдавать сухие пойки и термосы на каждый карбас. В каждой лодке должен быть хотя бы карбасный буфет с заначками).
Можно ли на карбасе детей возить? Нужно!
Также можно брать с собой художников, например, Славу Мизина (Синие носы)!
1719, завел мотор для буксировки карбасов и поиска стоянки.
1805, ищем стоянку. Берега все заросшие кустарником. Ни пляжа, ни лужайки у воды. Ищу по карте и Яндексу хоть что-нибудь похожее на лужайку или солнечный пляж.
Обогнали очередной «Ковчег».
1900, пробовали встать у речки Вёкса рядом с вязовой рощей. Бесполезно. Берег в кочках и грязная грязь.
1940, вышли на перекресток с Сухоной. Долго не могли понять, куда течет река. В деревню Устье-Вологодское соваться постеснялись.
Прошли мимо устья Лежи.
2012, отметка на берегу Сухоны 490 км.
Ночуем на мысе Коротком. Никакого пляжа или газона. Крутой глиняный польем и заливной луг с травой по пояс. Комары, было, накинулись на нас, готовые разорвать на части, но быстро похолодало и они все сдохли.
12 июня
1115, отошли от 104 белого знака «Перемена хода». Ветер попутный, умеренный. Чувствуется течение.
Идем вместе, одной стайкой. Ветер все время тасует карбасы, выдвигает вперед один, потом его бросает и поддувает в паруса последнему, наше невинное плавание превращается в гонку мастерства и удачи. Гонка с ветром на маленькой реке — это здорово. Дураки те, кто этого не понимают. Жаль, что у нас не хватило сил в этом году устроить настоящую речную регату-ралли.
1128, мимо в большом катере проехал капитан в белой рубашке и с ним важное лицо. Может, это даже Михалков. А вокруг рыбаков полным-полно! Рыбалка открылась!
1220, отметка 485 км. Порой нас радует замечательный свежий бакштаг и тогда мы несемся как угорелые, но потом ветерок усыхает и мы снова в пустыне безветрия топчемся на месте.
Река петляет как змея. Ручей Растовик, речка Решетовская.
1328, 480 км. Как мы медленно идем. Солнце печет нас. Все надоело.
Проходим мыс Никола Мокрый.
1411, Женя (я) уже не брезгует веслами на «Вашке» а, она довольна.
Мыс Толстый.
1500, мыс Гостеприимный.
1655, силы кончаются. Почти все намекают на мотор, но я держусь пока. Ванька поспал на ходу в первый раз за три дня.
Мысы Верхний и Нижний Ольховый.
1714, завели мотор. Цепляем карбасы на буксир, раздаем хлеб, сыр и вино.
1721, 465 км, 25 км мы прошли честно.
Проходим мысы Амурские.
1823, докатили до отместки 460 км. Жара спадает, допиваем и доедает дневной паек.
Мысы Галка, Соколиха, Букинский.
1852, 455 км. «Вашка» с тремя сельдяными карбасами на буксире в грузу (сейчас она весит 1 тонну), с мотором 6 л/с идет со скоростью 10 км/ч.
Перекат Маршевский. Пока он обозначен только на карте. Вода еще большая. Десятки рыбаков на реке! Это не река, а МКАД какой-то.
2020, причалили на берегу устья реки Красная, не доходя до Ноземских Исад (что это, кто бы сказал).
Гуляли в тумане. Смотрели следы медвежонка. Купались в Красной реке.
13 мая
Утро, завтрак.
1140, заправились водой в Исадах с глубины 100 метров из артезианского колодца и едем дальше. Ветер слабый, попутный.
1243, 445 км. Порой прилетают порывы ветра и подхватывают наши карбаски под оба паруса, да так, что несутся стремительно.
Приток Кибакса, перекат Торопилово, перекат Каменная Коса, селения Нарема и Лодейщик
1334, 440 км. Солнце печет!
Читаю карту: перекат Груздовые, мыс Молевой, перекат Таганчик.
1509, 430 км. Солнце греет еще сильнее.
Речка и селение Двиница.
1515, разошлись с катером-установщиком буев «Зяблик». Капитал просигналил нам приветствие. Дети на борту «Вашки» все время в движении. То играют-дружат, то играют-ссорятся. Ветерок поддувает.
Речки Насадец, Попадьиха, Окшаевка, Шейбухта. В карте на перекате Каменка обозначен песок. Наконец-то! А то все ил и грязь.
1615, 425 км. Атакованы слепням и паутами и оставлены попутным ветром. Заводим мотор.
1700, 420 км. доехали до Шуйского. Приятное большое село. Оказывается он не только Шуйское, но еще и Междуречье. Слава Мизин начал писать мифологию нашего речного маршрута.
Прогулялись по первой линии. Увидели шхуну. Откуда здесь такая и кто творец сего произведения — не известно. Купили две тележки еды и на беду заговорили с местным жителем о ночевке. Услышал, что нужен песочный пляжик, посоветовал ехать за 12 км ниже, мол, там баржа с песком когда-то перевернулась и там есть около метра песчаного пляжа. На беду мы повелись. Нужно было в Шуйском и ночевать.
1850, вышли из Шуйского. Едем в полном штиле по тишайшей и красивейшей реке.
1910, прошли Печеньгский остров, где никакого пляжа с песком не наблюдается, прошли и остров Дресвянник с выдрами и норами, тоже без песка.
2020, нашли деревню Знаменское и причалили.
14 июня
1100, поставили паруса. Вышли со стоянки. Перед выходом прогулялись к жилым домам и нашли новенький колодец вместо старого сгоревшего. Купались, кажется впервые с начала маршрута. Жюльнар показывает детям цветы и объявляет названия. Ване показывает клевер: «Вот это — кашка». Радостный Ваня зовет других и кричит: «Вот цветок какашка!» Благодаря тому, что Слава Мизин и Иван Шинкаркин сегодня дежурные, мы вышли раньше всех.
Перекат Коварзиха.
1144, отметка 400 км. Поселки Мотыри и Пустошуйск.
1232, мыс Дядин. Хорошо бежим под парусами. Только бы не так пекло, как сейчас.
395 км. Речки Волташанки и Векшеньга, деревня Волташ.
1340, 390 км. Дороватка. Нижний починок..
1435, встречный дядька на казанке сбросил скорость и помахал первым. Довольно часто здесь.
Взялись на буксир пообедать и догнать время. Экипажи карбасов уселись поудобнее на пайолы, открыли выданные утром обеды, налили чаю из термосов и сидят любуются проплывающим. Только головы торчат.
1512, Никольское Сельцо. 385 км. Много ухоженных домов по берегам. Мыс Раков Прилук.
1610, проснулся. По берегам проплывают деревни. Бывают очень даже живописные и ухоженные, хоть и летне-дачные. Или стоят старые, брошенно-печальные, или ремонтируемые, или совсем новые. Живет река. Рядом столичные Вологда, Тотьма, благополучные и туристами тучные. Где там нашему Архангельску до них.
1645, 365 км. Перекаты Ихалицкие – не замечаем их.
Река Молонга.
1712, 360 км.
1729, прекрасная Уваровица. Как я пожалел, что мы не остановили наш карбасный караван около этих домов и людей. Бывает любовь с первого взгляда. Нааверное, про это место.
1741, 355 км. Огромный Туровец.
1858, 345 км.
Дикие места. Очень тяжело найти стоянку с нормальным выходом на берег, без травы по пояс. Все заросло, запущено. Выйти на берег и встать лагерем можно только в деревнях. Но стоять в деревне на людях не хочется… Повторяется вчерашняя история с поиском стоянок.
Мыс Черновецкий.
1930, вдруг нашли напротив острова Дудырева на правом берегу замечательный песочный мысок для стоянки, бани и нас, грешных. На мыске сидел рыбак, но мы попросились и он был совсем не против!
Вечером топили баню.
15 июня
1040, отходим от прекрасного песочного мыска.
11-1140, купались на о.Тиксняк.
1210, Котельное. 335 км.
1230, речка Сомбал. Замаячили вожделенные пляжи впереди. Как мы их давно ждали.
1242, проходим Пьянкову Слободу. В конце деревни речка и хорошая стоянка с пляжем. Стоило бы здесь останавливаться и гулять по окрестным деревням.
1310, гуляли по Усть-Толшемскому.
Рубцов, оказывается, из здешних мест. «Я весь в мазуте, весь в тавоте, зато, работаю в тралфлоте!»
Дорические колонны на мезонине.
1420, едем дальше.
Перекат Коровий брод, острова Вязовик и Язовик.
1447, погибаем от мошки. 325 км.
1550, берем карбасную компанию на буксир. Уж очень грызет мошка. Сегодня её день.
Перекат Воймангский.
1626, 315 км. Перекаты и остров Осовые.
1658, 310 км.
Перекат Шахтыш. Наверное, в межень он и перекат, а сейчас спокойная, достойная река.
1727, 305 км. Жара начинает спадать – какое благо! Но не мошка…
1739, перекат Осиновые Мели.
1810, замечательно встали под отметкой 300 км по левому берегу у деревни Усть-Печеньга. Здесь всё для прогулки: и храм, и красивая деревня.
Сегодня последний вечер у костра. Уже грустно…
16 июня
0935, вышли от 300 км Усть-Печеньги.
Гребем против ветра. Это не всегда приятное занятие, потому реши развлечь флот невинным мухлежем).
1000, начали гоночную лавировку против встречного ветра.
1105, матчевая гонка между «Сейгодом» и «Вашкой» закончилась чистой победой «Вашки».
1137, 290 км. Сильный встречный ветер.
1150, поселок Царевский и река Царева. Место может быть хорошей стоянкой.
1200, перекат Царевский. Легкая плескотня.
1206, 285 км. Впереди огромный остров Дедов.
1227, остров Бабий.
1230, остров Внуков.
1255, пришли в Тотьму! Благополучнейше закончили плавание!
И даже успели погулять!