АНО «Товарищество поморского судостроения» осуществляет деятельность по сохранению и развитию традиций деревянного судостроения и морской культуры Русского Севера.
Проекты Товарищества 2022 года:
Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Даты: 01 июля 2021 — 31 декабря 2022.
Весной 2020 года в Архангельске на Соломбальский судостроительной верфи (основана в 1911 году под названием Поморский Эллинг) был найден уникальный архив конструкторского бюро. Архив Соломбальской судостроительной верфи является уникальным в современной России архивом по количеству и качеству информации о деревянном судостроении. Чертежи, техническая документация, библиотека книг начиная с середины 40-х годов прошлого века имеют историческую, судостроительную, краеведческую ценность. Архив насчитывает несколько тысяч чертежей и технических документов на выпускавшуюся предприятием продукцию — деревянные суда: зверобойные шхуны, промысловые боты, яхты, катера, спасательные шлюпки, карбасы и др. Сохранение архива Соломбальский судостроительной верфи является важным вопросом историко-культурологического плана так как промышленное деревянное судостроение является прямым продолжением народного традиционного судостроения на Русском Севере. Продукция Соломбальский судостроительной верфи на протяжении многих десятилетий использовалась для освоения богатств Советской Арктики, наследницей которой сейчас выступает Российская Федерация. Работа с документами организована Товариществом поморского судостроения в сотрудничестве с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова и жителями Архангельска: волонтерами — добровольными участниками проекта. Архив предоставлен для сканирования С.Н. Николаевым. Все отсканированные чертежи и документы размещаются на сайте-хранилище в открытом доступе. Это обеспечило доступ к чертежам и технической документации архива всех интересующихся историей деревянного судостроения, исследователей-краеведов, профессионалов деревянного судостроения, занимающихся сохранением и развитием традиций судостроения Русского Севера. Полученная сумма гранта: 2 994 990,00 рублей.
Результатом исследовательской работы проекта также стала серия выставок оригиналов документов архива:
— Сокровища архива соломбальской судоверфи
— Недетские игры на время войны
Работа Соломбальской судоверфи в годы Великой Отечественной войны
— Цифровой архив чертежей Соломбальской судоверфи
Выставка постеров на Фестивале новой культуры «Белый июнь».
— Выставка «Алый парус в Белом море».
— Труженники моря
ЗВЕРОБОЙНЫЕ ШХУНЫ, РАБОТАВШИЕ В БЕЛОМ И КАРСКОМ МОРЯХ В 50-60 ГГ XX ВЕКА.
Лаборатория деревянного судостроения
Проект релизуется при поддержке Фонда президентских грантов. Даты: 01 марта 2022 — 01 марта 2023.
Цель проекта: Создание условий для привлечения молодежи к научно-техническому творческому исследованию наследия Поморья и участию в практиках возрождения деревянного судостроения.
В 2021 году на верфи начата работа по сканированию чертежей деревянных судов из архива Соломбальской верфи — уникального в современной России архива по количеству и качеству информации о деревянном судостроении, насчитывающего тысячи чертежей деревянных судов. Главными участниками проекта стали студенты Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, волонтеры верфи, в основном из числа молодежи. Под руководством специалистов верфи и преподавателей университета они изучают, систематизируют, сканируют чертежи и документы архива.
Продолжением работы стало создание при верфи Лаборатории деревянного судостроения — студии научно-технического творчества, цифрового 3Д моделирования и макетирования. Перед коллективом Лаборатории встала задача создания коллекции цифровых моделей и учебных макетов судов Поморья из архива Соломбальской верфи. Эта творческая работа находится в русле основной деятельности Товарищества по сохранению Поморского судостроения. Созданные в результате проекта цифровые модели и макеты классических деревянных судов станут хорошим заделом для будущих проектных работ по строительству современных экспедиционных судов Арктики.
В ходе проекта планируется: оснастить Лабораторию необходимым компьютерным оборудованием; организовать группу цифрового 3Д моделирования; силами участников проекта (студентов САФУ и волонтеров), используя материалы Соломбальской верфи создать ряд цифровых моделей судов — «Бот для Мурмана», «Ёла», «Соломбалец», Карбас Баренцева моря» и другие; организовать макетную мастерскую и изготовить макеты (в масштабе 1:10) поморских судов из дерева; устроить для участников проекта судостроительный мастер-класс, в ходе которого будет построена традиционная лодка — карбас; обучить участников проекта управлению карбасом и выставить команду Лаборатории для участия во второй Поморской карбасной регате; снять видеорепортаж о проекте; организовать отчетную выставку цифровых и реальных моделей судов.
Проект разовьёт у участников комплексное пространственное мышление для будущей профессиональной и творческой деятельности. Занятые на верфи молодые люди получат неоценимый практический опыт работы на производстве в коллективе единомышленников, смогут участвовать в строительстве судна от стапеля до спуска судна на воду и плавания.
В рамках проекта на верфи создана лаборатория проектирования, работают онлайн-курсы по 3d-моделированию.
Полученная сумма гранта: 2 999 880,00 рублей.
Арт-объект Павильон «Оверкиль»
Проект реализован при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. Даты: 01 сентября 2021 — 30 сентября 2022. Архитектор проекта Александр Антонов.
Главный элемент Арт-объекта павильон «Оверкиль» — карбас «Юбиляр» — уникальный, последний из сохранившихся «больших карбасов» Белого моря, построенный классическим способом с использованием кокор. Длина карбаса 9 метров, ширина 3 метра. Карбас построен в 2010 году для перевозки сена, дров. Долгое время «Юбиляр» лежал бесхозным на берегу в Койде. Идея арт-объекта Павильон «Оверкиль» заключается в сохранении и новом использовании старых поморских лодок в городской среде Архангельска. Павильон «Оверкиль» представляет собой объёмно-пространственную конструкцию с карбасом в положении «оверкиль» (килем вверх). При таком хранении исключается попадание дождя и снега внутрь карбаса — так часто хранят лодки зимой на Севере. Также перевернутый карбас служит крышей павильона и является наглядным пособием для изучения народного судостроения. Снизу хорошо просматривается конструкция судна: кокорные киль и штевни («кокора» — часть ствола и корня из которых изготавливают гнутые элементы судна), шпангоуты (опруги), видно как из мощных досок (набоев) устроена обшивка.
В процессе строительства конструктивных элементов Арт-объекта Павильон «Оверкиль» использовались традиционные плотницкие методы обработки и технологии создания конструкций из древесины, которые так же применялись старыми мастерами и при строительстве морских деревянных судов. Все несущие элементы конструкции вытесаны топором и обработаны скобелем или стругом. Врубки в узлах соединений выполнены в соответствии с методами и приёмами деревянного зодчества Русского Севера. Такая манера исполнения дает возможность посетителю павильона разглядеть технологии обработки деревянных конструкций карбаса и конструкции арт-объекта. Павильон «Оверкиль» расположен на территории рекреационной, парковой зоны Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова рядом с верфью Товарищества поморского судостроения.
Участие в проекте стало школой-практикумом плотницкого и столярного мастерства: в постройке деревянного объекта приняли участие работники и волонтеры верфи Товарищества поморского судостроения, студенты САФУ, молодежь и представителей старшего поколения Архангельска.
Полученная сумма гранта: 1 999 342,80 рублей.
Топорное дело
Цикл мастер-классов по традиционным народным промыслам.
Уникальным творческим пространством и мастерской проекта стало пространство строящийся на верфи деревянной Поморской шхуны. Для устройства пространства и мастерской внутри шхуны оборудованы пол, лестницы и перила.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Даты: 1 апреля 2022 — 31 октября 2022. Полученная сумма гранта: 2 819 164,72 рублей.
В ходе проекта «Топорное дело» на верфи Товарищества поморского судостроения прошел цикл мастер-классов и выставок по традиционным народным промыслам Архангельского Севера:
1. С туеска на лодку
Мастер-класс традиционной уфтюжской росписи (мастер — Наталья Горн)
2. Поморская деревянная игрушка
Мастер — Геннадий Букреев.
3. Береста на века
Мастер-класс по выделке туеса с применением сколотня, тиснение на бересте, изготовление полотухи и многое другое (мастер — Александр Шутихин).
4. Щепная птица
Мастер-класс Юрия Ходия
Мастер-класс — изготовление деревянной игрушки Поморья.
5. Берестянка
Мастер-класс по шитью традиционной берестяной лодки (мастер — Александр Шутихин).
6. Ткем парус
Мастер-класс провели — народный мастер и педагог Школы ремесел Анна Беднарчик, журналист, изучающий основы народного ткачества, Надежда Лебедева и искусствовед-консультант, специалист по народному искусству Нина Филёва.
7. Народное ткачество
Выставка фотографий из архива журналиста и искусствоведа Нины Анатольевны Филевой.
Вторая Поморская карбасная регата
Проект реализован при поддержке Министерства культуры Архангельской области. Даты: 9-10 июля 2022.
По словам руководителя верфи Товарищества поморского судостроения Евгения Шкарубы, главное отличие Поморской карбасной регаты 2022 года от регаты прошлого года — крейсерская комбинированная парусно-весельная гонка по маршруту от Новодвинской крепости до Архангельска (около 25 км).
Регата на традиционных поморских лодках – карбасах – это отсылка к карбасным регатам конца XIX века, проводившимся в Архангельске в 1870 году, во время пребывания в городе Великого князя Александра Александровича, именно тогда впервые были проведены гонки на карбасах под парусами и веслами. Гонки так же проводились в 1884 году во время празднования 300-летия Архангельска.
События в этом году совпали с Днем Новодвинской крепости и органично влились в программу городских торжеств, связанных с 350-летием со дня рождения Петра I, как на Красной пристани, так и на острове Линский прилук у стен древней Новодвинской крепости. Гоночный флот регаты построен на верфи Товарищества поморского судостроения по проектам чертежей из архива Соломбальской судоверфи. Для регаты был выбран проект сельдяного карбаса длиной 5.6 метра, один из которых построен при участии волонтеров Лаборатории деревянного судостроения при поддержке Фонда президентских грантов. Экипаж гоночного карбаса — 5 человек. Карбас оснащен веслами на традиционных кочетах и шпрюйтовым парусным вооружением
— Поморская карбасная регата проходит в Архангельске уже второй год, она зарекомендовала себя как красивое культурное и спортивное событие, – сказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов. – В Архангельске – первом морском порте России – очень важно развивать событийный яхтенный, парусный туризм, связанный с историей традиционного судостроения. Это, безусловно, может стать важным туристическим брендом города. К тому же, идеально коррелируется с принципами Концепции развития яхтенного туризма в России, принятой Правительством РФ в прошлом году.
Полученная сумма гранта: 750 000 рублей.
Проекты, получившие поддержку осенью 2022 года:
Школа поморского судостроения в Архангельске
Проект реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области. Даты: 01 октября 2022 — 01 октября 2023.
Цель проекта — сохранение морского наследия Поморья через организацию обучения традиционному деревянному судостроению. Проект «Школа поморского судостроения» предполагает организацию на верфи открытых судостроительных практик для волонтеров верфи, студентов, молодежи, жителей Архангельска и других регионов РФ. В судостроительные практики для волонтеров проекта войдут теоретические занятия по устройству судна, конструкции корпуса, особенностях поморского судостроения. Практическими занятиями будет руководить мастер-судостроитель. В течении проекта на верфи будут организованы четыре потока учащихся длительностью по два месяца каждый.
Также на верфи организован Мастер-классы судостроения Выходного дня для широкого круга желающих, посетить которые можно семейно (от младших детей до самых взрослых членов семьи). Мастер-классы выходного дня организованы по воскресеньям, что позволяет посещать занятия всей семьей. Как для детей, так и для взрослых организованы занятия по работе с деревом, судостроению.
Создание школы судостроения поможет вовлечь в работу верфи широкий круг жителей города, подготовить рабочие кадры для судостроительной индустрии региона, создаст условия для молодёжи, жителей Архангельска получить новые профессиональные навыки работы с деревом, больше узнать от истории своего региона. Проект призван популяризировать традиции судостроения Поморья — колыбели отечественного судостроения, будет способствовать дальнейшему закреплению за Архангельском славы старейшего судостроительного центра России.
Полученная сумма гранта: 1 991 455,00 рублей.
Заветный флот: просветительская экспозиция на верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Даты: 01 октября 2022 — 30 сентября 2023.
Проект-победитель конкурса «Креативный музей» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Даты: с 25 октября 2022 по 25 апреля 2024.
Цель проекта — раскрытие просветительских, обучающих, развлекательных возможностей верфи Товарищества поморского судостроения.
На верфи будет разработан экскурсионный маршрут, создана специальная экспозиция, посвященная истории возникновения первого морского флота России — «Заветного флота» Архангельска. Экспозиция будет разбита на две части: внутри верфи рядом с стапелем и на улице, рядом с верфью. Будет устроен сувенирный магазин, налажено сотрудничество с дизайнерами, художниками, которые, используя уникальные экспонаты верфи, старинные чертежи, эстетические элементы морского наследия Поморья разработают сувенирную продукцию верфи.
Проект будет способствовать развитию туристической индустрии региона. Деятельность верфи Товарищества станет более всесторонней, отвечающей своей главной цели — сохранение и развития традиций судостроения, популяризация морского наследия Поморья.
Полученная сумма гранта Президентского фонда культурных инициатив: 1 504 442,00 рублей.
Полученная сумма гранта: 2 566 348,00 рублей.
Строительство шхуны в 2022 году
Строительство шхуны продолжается. Заканчивается установка шпангоутов, готовы кормовой дедвуд, старн-пост и горн-тимберс. Начаты работы в носу судна — готовится к выклейке фальстем. До Нового 2023 года мы планируем эти работы закончить и приняться за продольные кильсон, стрингера, привальные брусья. Ждем волонтеров и учеников Школы Судостроения к нам на верфь в помощь!
Море, реки и озера
В первую очередь мы все же моряки и Морские практики, поэтому нельзя не сказать о туристической стороне нашего дела. В этом году на карбасе «Вашка» мы прошли вокруг Канинского полуострова, плавали по Кулою, Мезени, по Белому морю.
На Кенозере наша команда Морских парктиков работала с туристическими-учебными группами. Все, кто приезжал к нам отдохнут, научились ставить и управлять парусами на карбасе, грести веслами, смогли увидеть красоту заповедного Кенозерья.
Команда проекта: Евгений Шкаруба — яхтенный капитан, автор, исполнитель, руководитель проекта (Архангельск), Полина Шкаруба — помощник руководителя проектов, координатор (Архангельск); Михаил Крупенин — инженер (Воронеж); Илья Кривополенов — специалист по IT-технологиям (Архангельск); Алла Кривополенова — координатор проектов (Архангельск); Катя Суворова — журналист-репортер верфи; Игорь Козьмин — плотник; Артем Бывальцев — плотник; Иван Горбунов — плотник; Михаил Плеханов — корабельный мастер; Мария Квитко — координатор работы с архивом соломбальской судоверфи; Федор Пильников — руководитель работы с архивом соломбальской судоверфи; Александр Антонов — архитектор; Михаил Герасимов — педагог; Светлана Тюкина — координатор САФУ; Нина Филева — искусствовед; Оля и Кирилл Филимоновы — разработка сайта, Виталий Дробиленко — художник-дизайнер; Алена Мухина — СММ-менеджер, а также волонтеры и друзья верфи из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других регионов России.
В реализации проекта участвуют волонтеры из Архангельска и других регионов РФ, студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Главными партнерами деятельности Товарищества являются: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и Северный морской музей.