Плавание за карбасом из Архангельска в Лопшеньгу и обратно. Осень 2020 год

Судовой журнал судна «Морошка» вёл Михаил Крупенин. Экипаж плавания: Илья Кривополенов и Михаил Крупенин.
карта перехода
29.09 День 1
1400, необходимость отправиться в Лопшеньгу под конец сентября назрела ещё пару недель назад. До сих пор ждали погоду и вот, прогноз обещает в следующие пять дней хорошие условия для нашего путешествия. Из Лопшеньги нам нужно доставить на буксире карбас, который заинтересовал Женю Шкаруба, когда он с командой шёл на Соловки на только что построенной «Вашке». Владелец карбаса — Николай Федотов — согласился дать нам лодку, чтобы мы могли изучить её для будущих проектов. Также карбас будет выставлен на выставке, приуроченной к открытию выставочной площадки «Открытая палуба» на верфи Товарищества поморского судостроения.
Морошка в речном яхт-клубе
1445, заправляем полный бак и выходим. На борту 120 л бензина, запасной мотор и продукты на 3 дня на двух человек. Погода прекрасная — ясно и тепло. Пойдём Никольским рукавом до выхода в море, дальше — вдоль Летнего берега Белого моря.
1545, подул слабый южный ветер. Пробуем ставить паруса в помощь мотору. Раскрыли стаксель, идём галфвиндом на запад.
1620, стаксель убрали, так как хода он не прибавил. На ЮЗ появились облака, которые накроют нас уже когда мы будем в море.
1650, солнце скрылось за надвигающимися облаками и сразу похолодало. Штиль. Скорость 5 узлов.
1740, доливаем бензин — это придётся делать часто, так как на Морошке стоит 10-ти литровый бак, а стационарный бак давно не использовался и мы сомневаемся в том, что в нём не скопился конденсат.
Мы планируем выйти из устья Двины засветло, чтобы ночью идти уже по морю, где нет опасностей сесть на мель или намотать сеть на винт. Однако, солнце уже почти коснулось горизонта, а до точки выхода в море ещё около 10-ти миль. Скорее всего, придётся часть пути по Двине проделать в темноте.
1800, сели на мель на 64°37′41″ N, 40°03′01″ E. Подошли слишком близко к берегу и наткнулись на песчаную косу. Легко снялись и пошли дальше, потеряв не больше 10-ти минут. Добавили оборотов мотору, скорость 6,5 узлов. Видно ещё и отлив начался, обычно «Морошка» больше 5,5 не выдаёт.
1850, почти стемнело. Подходим к Яграм, до выхода всего миля.Поднялся свежий ветерок и мы принялись утепляться.
IMG_3399
1920, летим с отливным течением, поставленным стакселем и мотором почти на полных оборотах 7,5 узлов.
1940, сели на мель на выходе в море. Здесь банка шириной в несколько сот метров. Конечно, наш просчёт — вода уже слишком низкая. Полная вода здесь была пару часов назад. 
2040, после часа титанических, но тем не менее тщетных усилий мы выдохлись и смирились с неизбежным. Поначалу нам казалось, что мы сможем выбраться — сперва пытались в крену пройти на моторе, затем выгрузились с лодки и попытались провести её также в крену, но только плотнее посадили на мель. А вода всё убывала. Слишком поздно пришла идея поставить грот, стаксель уже стоял. Идея была в том, что паруса дадут нам больше тяги и закренят лодку ещё сильнее, так, что киль высвободится из песка и нас вынесет за границу банки. Однако, ставить паруса нужно было сразу. Итог — сидим и ждём прилива. По нашим подсчётам, вода вернётся на приемлемый уровень к 2 часам ночи. Илья ушёл отдыхать, я — вахтенный, слежу за уровнем воды — сейчас 0,3 метра. Когда снимемся с мели, пойду отдыхать я, а Илья сядет на руль. 
Строить планы в море необходимо, но также необходимо быть готовым, что все они рухнут под напором непреодолимой силы обстоятельств. Вот как сейчас. Буквально за минуту до посадки на мель мы обсуждали, не заглушить ли нам мотор и пойти под парусом, так как спешить некуда и как бы не прийти в Лопшеньгу слишком рано. Теперь точно не стоит об этом беспокоиться.
Морошка
2200, варю себе кофе и слушаю Pink Floyd. Что может быть лучше? Изучаю спутниковые карты. Мы уткнулись в банку на 64°40′16″ N, 39°45′04″ E. На спутнике она различима. Также как различим и проход между двумя песчаными косами, окаймляющими выход русла Северной двины. Доверившись приложению, мы пошли поперёк косы и самую малость не дошли до её границы. Впредь не буду пренебрегать одними подарками прогресса, полагаясь на другие. На обратном пути из Лопшеньги, если пойдём тем же рукавом, будем пробовать найти русло. Только бы оно не привело на судовой ход для подводных лодок. Нам туда не надо.
2250, ветер стих, что не может не радовать — стало теплее. Глубина 0,35 м. Вода начала прибывать, течение уже сменилось на приливное.
30.09 День 2 (Продолжение дня 1)
0035, уровень воды поднялся до 0,5 м, «Морошка» воспряла и мы, после пары попыток, снялись с мели.
0130, с опаской пробрались через остаток банки и встали на курс ЗЮЗ на мыс Голец. Штиль. Видимость хорошая, Северодвинск пока даёт засветку, да и луна пробивается сквозь облака. Илья заступил на вахту.
0415, сменил Илью на руле. Проходим Сюзьму. Холодно даже в каюте. Вокруг темно, идём полагаясь на редкие просветления в облаках, затянувших всё небо, периодически сверяясь с навигатором.
0530, светает. Береговая линия отчётливо видна и сохранять курс стало гораздо легче. Курс ЗСЗ, вымпельный ветер ЗЮЗ. Идём на моторе 6 узлов. 
Стало совсем светло.
Самое холодное время — первый час после рассвета.
На вахте
0730, на траверзе Пертоминка. Время кофе-брейка, кушаем и я иду отдыхать.
утрений кофе
0930, до Лопшеньги 6 миль. Погода хорошая, спокойная — это самое главное. Когда мы готовились к походу, многие округляли глаза и говорили, что в конце сентября на такой маленькой лодочке в море идти ни в коем случае нельзя. Но доставить карбас нужно до зимы, а погода лучше точно не станет. Пока прогноз сбывается. Посмотрим, что будет дальше.
1030, видели несколько морских котиков в отдалении прямо по курсу, но заслышав наш мотор, они показывали нам свои блестящие спины и исчезали в пучине.
Заходим в Лопшеньгу.
1130, пришли в Лопшеньгу. Николай уже ждал нас. Он привёз карбас на своём болотоходе (наряду с мотоциклами — подходящий транспорт для местности, где дороги отсутствуют как таковые) и выгрузил его в воду у берега. Мы с Ильёй решили прогуляться вдоль побережья, чтобы уж совсем сразу не уходить. Да и отдых от постоянно рычащего мотора не помешает.
Лопшеньга представляет из себя небольшую деревушку, где живут очень приветливые люди, это контрастирует с суровостью края. По берегу прошли село из конца в конец, разглядывая лодочки местных жителей, а на обратной дороге нам навстречу уже мчался батюшка местной церкви на мотоцикле. Видимо, Николай ему сообщил о нашем визите. Батюшка передал огромный привет Жене Шкаруба и всей команде, благословил нас на обратный путь и унёсся дальше на своём двухколёсном товарище.
Пройдя до конца деревни мы оказались на пустыре, где как киты, выброшенные на берег, тут и там дотлевали остатки традиционных поморских карбасов. Некоторые из них достигают в длину 10 м. Странно, на этот раз подобное зрелище не вызвало тоски, эти морские обитатели прожили долгую жизнь и теперь преданы вечности, это неминуемый и необходимый круг обновления всего.
лодки в Лопшеньге
Лопшеньга
старая обшивка
старая лодка
А вот и карбас, за которым мы пришли.
Две лодки
1225, вышли из Лопшеньги. Южный ветер немного усилился, пробуем ставить паруса, но с набором хода ветер заходит на острый бейдевинд и мы возвращаемся к мотору. Карбас лихо бежит по волнам, а тяжёлая «Морошка», мерно покачиваясь, несёт нас домой.
старт в обратный путь
Готовим чай, разбираем швартовы, боремся с непослушной закруткой стакселя. Любое действие на лодке приобретает в значимости. Если верёвки оставить лежать кое-как, закрыть глаза на перекрещенные фалы или не согреть чая, когда есть такая возможность — твоя недальновидность время сыграет с тобой злую шутку. Не сможешь убрать грот в налетевшем шквале, запутаешься и, не дай бог, выпадешь за борт или в конце концов замёрзнешь. Поэтому, на лодке ничего не лень и всё важно.
1630, наконец галфвинд! Поставили стаксель и грот и дали малые обороты на моторе. Результат — скорость практически не потеряли — нас устроил. Идём под парусами с мотором, скорость 5 узл.
ночная картина
1940, стемнело. Небо затянуто плотным сукном облаков. Из ориентиров только Северодвинская засветка на горизонте. Её вполне хватает, чтобы практически не обращаться к навигатору. Банка на входе в Никольский рукав становится аргументом в пользу того, чтобы пойти Мурманским. Этот вариант также не лишён опасности посадки на мель (как впрочем и любой другой), но мы решаемся разведать новый путь. До входа в Мурманский рукав 30 миль. Предположительно, будем там около 0130 — на приливе. Полная вода по Северодвинску ожидается около 0400. Условия для нас оптимальные — все отмели на входе будем проходить по прибылой воде.
01.10 День 3 (Продолжение дня 1)
0130, подходим к устью Северной Двины. Убираем паруса, так как будем поворачивать на ветер. Разбираемся с навигационными огнями. Самый яркий — Белая башня на Мудьюге — маяк, на который меня занесло этой весной. Быть может сегодня смена дяди Володи — маячника, чьи захватывающие истории мы с друзьями слушали тогда у костра до семи утра.
0230, зашли в устье, и морской волны как не бывало — тихая гладь реки. На самом входе, пока Илья рулил, а я подливал бензин в бак, мы промчались в неприятной близости мимо стоящего на якоре катера. Его якорный огонь видно только с реки, а для нас в такую тёмную облачную ночь обнаружить безалаберного товарища удалось очень поздно. Хорошо, что разминулись.
ночь на море
0300, сегодня полнолуние, сизигия, а значит уровень воды в прилив выше обычного. Нам это на руку, учитывая что мы идём незнакомым рукавом в темноте. Илья — рулевой, я — вперёдсмотрящий. На вахты до рассвета решили не разбиваться.
Прямо над нами небо очистилось от облаков и стали видны звёзды. Я знаю мало созвездий, сейчас из открывшихся глазу могу различить Плеяды и Большую Медведицу. Находим Полярную звезду и проверяем по смартфону север — да, звезда не изменила своего положения с последней поверки)
0500, проходим Красное. Установился полный штиль и поверхность реки превратилась в зеркало, в котором отразилось робко светлеющее небо, пятнистое от облаков. Очень красиво и спокойно.
0630, проходим Соломбалу. Хочется спать и в тепло. Карбас смотрится крохой на фоне титанов торгового флота.
напротив Мосеева
0700, подходим к причалу яхт-клуба Водник. Пока разбираемся, как лучше зайти на место швартовки, кончается бензин и мотор глохнет. Но мы же не даром привезли карбас! Илья пересаживается в него, берет весло и подходит к бую мёртвого якоря, чтобы передать мне швартов. Придумываем, как пришвартовать карбас, чтобы никому не помешать. В итоге заводим швартов через проушину буя и ставим оба конца на кнехт «Морошки», проведя швартов через рым-болт на форштевне и отверстие под кочет на планшире у кормовой банки карбаса. Дело сделано, теперь — отдыхать.
Илья в карбаске
 
Прошли 150 миль.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − два =

Прокрутить вверх