В конце февраля нам (клубу «Морские практики» и Товариществу поморского судостроения) поступило интересное предложение – совершить плавание с детьми по Волге. Больше 20 детей на четырех карбасах и двух плотах. Предложение поступило от Глеба Юна – директора Школы Героев и Школы Жизни из Москвы. Плоты предоставила компания «Экспедиция». На плотах поставили палатки, костровые поддоны, подвесные моторы, снабдили шестами для отталкивания от берега. Лишнего крепежа на плотах не было. Мотора 5 л/с хватает управлять плотом длиной 14 и шириной 18 метров.
Палатки (типи) оборудовали дизельными печками для спасения детей от холода. Взрослые разместились где придется, в основном — рядом с кострами на баке. Эти костры горели день и ночь не умолкая. Этот огонь нас спасал, особенно, когда похолодало до минус пяти по ночам. Мы грели Волгу!
Главным красивым и интересным снаряжением нашей экспедиции стали карбасы «Койду», «Сейгод», «Итить» и «Мотуга», построенные на верфи в Архангельске. Местом для первых тренировок мы выбрали Верхневолжские озера. Это было правильным решением: пока взрослые в Селижарово собирали плоты – мы с детьми жили на берегах озера Пено, учились грести вперед и назад, рулить, ставить паруса, слушать команды и друг друга.
Капитаны и инструктора плавания на карбасах: Евгений Шкаруба и Михаил Крупенин.
Маршрут экспедиции: первые тренировки на озере Пено, затем плавание по Волге из Селижарово до Чукавино (немного ниже Старицы).
29 апреля. Озеро Пено. Местечко Забелино
Разгружаем и разбираем огромные двухэтажные кильблоки, на которых за полторы тысячи километров приехали наши карбасы из Архангельска.
Для перевозки пришлось сочинить такие конструкции. Теперь карбасы можно привезти хоть на край света.
1520, карбасы на воде. Дети уже совсем близко, где-то рядом. Ждем, спешим и волнуемся.
1530, приехало 23 ребенка и около 15-18 взрослых.
1555, пока дети таскают вещи в гостиницу, мы ставим на воде знак для огибания. Придумываем, как разбить детей на команды, как инструктировать. Не забыть: научить отдавать якорь, если карбас погонит ветром. Назначить ответственную по лагерю команду. Расспределить роли: капитан, штурман, боцман, матрос. Как всегда в первый день нужно сказать много слов по организации жизни и прочее. Вообще, с детьми все как с взрослыми, но нужно иметь хорошие голосовые связки.
1600, начали тренировки. Учились грести веслами в такт, разворачиваться на месте, рулить. Все это просто, когда умеешь.
Приходила тетя – постоялица гостиницы, которой посчастливилось отдыхать одновременно с нашей командой, представилась воспитателем с многолетним стажем и назвала нас ушлепками. Сдали нервы у человека. Не ожидала так отдохнуть.
1815, закончили ходить по воде.
30 апреля
Сегодня нужно научиться ставить паруса и управлять карбасом на парусном ходу. Сразу после завтрака учим курсы, термины и прочее.
1215, выходим в дальнее плавание по озерам Пено и Вселуг. Четыре карбаса и три надувных риба. Повар умчался вперед, вдаль – готовить обед в Синцово.
1245, дали старт вёсельной гонке. Стартовали с якорей – так нам показалось правильнее.
1310, финиш гонки. Первая пришла команда карбаса «Итить». Встали на перекур к берегу.
1320, учимся ставить паруса фок и грот. Дети хватают все на лету.
1400, идем под парусами. Ветер до 15 узлов.
1505, на мысах скорость карбасов до 11 км. Хорошо идут. Первый раз в жизни идут под парусами, между прочим.
1650, прогулялись к церкви Рождества Иоанна Предтечи.
К концу дня прошли на карбасах 30 км на веслах, под парусами и на буксире. Детей эти км не утомили, чего не скажешь о взрослых.
1 мая
Перегоняем карбасы вниз по озерам к Верхневолжскому Бейшлоту. Это такая штука, типа плотины, которая регулирует сброс воды в Волгу. За Бейшлотом начинается сама Матушка Волга!
1003, стартовали с карбасами. Без детей. Четыре надувных риба буксируют четыре карбаса. Вариант буксировки с длинной веревкой не прошел. Карбасы слишком рыскают. Пробуем буксировать на короткой веревке или лагом, но лучший способ – буксировать сразу два карбаса + второй риб.. На последнем карбасе сидит еще один рулевой и подруливает.
1207, погода сильно испортилась. Град. Холодно.
1530, пришли в Селище. Приехал Глеб на нашем прицепе. Вместе перевозим карбасы в Селижарово к плотам и старту этапа по Волге.
Увидели чудо-плоты и «Экспедицию».
Успели поговорить с Сашей Кравцовым о философии потока реки. Потом вернулись в Забелино.
2 мая
Экспедиция загрузилась на плоты. Готовы стартовать.
1400, плоты стартовали.
1405, детские карбасные команды отошли от плотов. Небольшой встречный ветер и солнце. Поехали!
1440, карбасы азартно упираются в весла. Летят. Приходится их притормаживать.
1505, встретили колесный веслоход «Дружба». Дикий край лишенный гимс-надзора, места рождения незарегистрированных судов-самостроек.
1700, пока плоты догоняют карбасы, остановились и гуляем по Вышегороду. Волга в верховьях хороша, но не слишком богата на исторические памятники. Поэтому как только увидели храм на берегу, сразу причалили и пошли прогуляться.
1740, идем дальше.
1830, нашли местечко для стоянки напротив деревни Гундосила. На берегу храм Святого Николая. Остатки какого-то бойскаутского лагеря. Ждем плоты. Выставили вахту ответсвенных девочек, чтобы вовремя сообщить плотам готовиться к швартовке.
1850, встретили плоты.
Накормить сорок человек за раз — сложно. Приходиться стоять в хвосте очереди за едой). Предлагаю разделить прием пищи по плотам.
3 мая
0800, отшвартовались. Затеял детскую приборку на плоту. Вчера я это упустил. Детям нравится, а рулевые так вообще счастливы. Приборка в Океане или на речке, на плоту – всегда святое – лучший способ привести экипаж в хорошее настроение.
1117, прошли порожик. Первый плот удачно, мы — не очень, посидели на камнях.
1150, карбасы отчалили от плотов, идем на веслах.
1200, немного побились на пороге Пенский. Плохо прошли, неорганизовано. «Койду» отстал из-за ссоры на борту, попал не в ту протоку, сел на камни. Подломали весло и наверняка побили дно.
1230, весельная гонка. «Итить» первые.
1420, причалили к плоту на обед.
Судя по карте, вокруг мелькают жилые пункты.
1615, гуляем по деревне Сытьково, храм без крыши, колодец, дом на газоне и ракета.
1705, стартовали. Дали 50 минут форы плотам. Предстоит их догонять.
1821, лосиха вышла попить водицы.
1930, «Койду» сегодня не в самой лучшей форме. О чем-то спорят и не могут найти общий язык. С трудом догнали карбасы.
Глеб поехал искать на рибе стоянку и машину сопровождения. Проехал около десяти км вниз по течению. Затем у него закончился бензин. Затем он в холодном лесу пытался разжечь костер без спичек. Затем спасался. Затем спасли.
4 мая
Иний на крыше палатки. Плоты похрустывают льдом.
0745, отошли от красивого, но не самого удачного для стоянки места. Сейчас у нас кухня на одном плоту. На другом — ничего. Это очень неудобно. Кроме того в комплекте плотов нет якорей, не хватает посуды и вкусного.
Прибираемся.
Учим узлы, идем на карбасах, пытаемся не мерзнуть и сохранить бодрость духа, заготавливаем дрова.
Детям, как мне кажется, не хватает нормальных обязанностей в жизни плотов. Они могли бы: стоять вахты, в том числе ночные, заготавливать дрова, дежурить на камбузе. Удалось организовывать ежедневные уборки детскими силами плотов и карбасов. И еще одна супер-популярная детская обязанность на плоту – поездки на соседний плот с мелкими поручениями на надувных моторных рибах. Почти все дети научились заводить мотор и управлять тузиком, а некоторые даже управляют плотом.
2145, встали на стоянку. Ночью минус пять. Почему я взял летнюю пижаму в этот поход?
5 мая
0630, отошли. Сегодня собираемся махнуть 70 км чтобы закончить плавание. Устали мерзнуть и все время греть детей, валить деревья и заготавливать дрова. Ночью был минус снова, а теперь дождь.
0720, проходим Зубцов.
1330, развиднелось. Ходим под парусами. Нормально. Лавируемся против ветра по течению.
1525, деревня Родня. Часовня Ильи Пророка. Вылазка на тузиках на берег.
1900, прошли Старицу. Холодно. Хорошо. Здесь старые храмы, кремли-монастыри, отвалы каменоломен, и встречный ветер с дождем наконец сдох!
Уже в темноте пришвартовались к базе Чукавино и благополучно закончили плавание. Утром собирали карбасы в обратный путь. Гуляли, грелись.
В общей сложности прошли около 250 километров. Интересно и поучительно.
Да ! Путешествие замечательное !!!Выше всяких похвал!Главное — дети ! Молодцы!