29 июля. Остров Медвежий
После сумасшедшей рыбалки, когда за десять минут мы поймали пятьдесят килограмм трески, пришлось быстро-быстро сматываем удочки и идти дальше на Шпицберген. Осталось пройти еще около 200 миль. Завтра утром подует встречный северный ветер и нам придется лавироваться. Сегодня, наоборот, начинается свежий ветерок с запада, который мы ждали.
Пока огибаем с Медвежий с восточной подветренной стороны, чистим рыбу, готовим ужин. Пробуем норвежский рецепт от Алексея Андреева. Только что пойманную треску опускают в кипящую морскую воду, доводят до кипения и вытаскивают. Вот так просто.
0100, ставим паруса. Прошли северный мыс. Отваливаем от Медвежьего. Ветер три балла. Западный.
0140, зарифили грот, поставили штормовой стаксель. Ветер до 27 узлов. Волна умеренная. Курс — полный галфвинд левого галса. Думаю, сильнее не раздует. Как раз столько, чтобы быстрее доехать до Шпицбепргена.
Неподалеку ходит дождевая тучка. Будем надеяться, она не шкаальная. А вот душ нам нужен.
0200, хорошо что зарифились. Ветер 30 узлов. Появилась волна. Команда вахтенным — надеть спас.жилеты.
0415, успокоилось до 20 узлов. Поменяли штормовой на основной стаксель. Небольшая волна. Медвежий еще виднеется позади нас, на юге.
Стараемся держать острее генирального курса. Крутой багштаг левого галса. Ветер будет заходить навстречу — тогда эта высота нам здорово пригодится.
На левом галсе диванчик мой стал неудобным для сна: все время сваливаюсь под стол.
0640, проснулся. В который раз уже за эту ночь. С северо-запада пришел туман. Ветер 18 узлов. Открыли полный грот. Включили радар. Установили радарную вахту. Радиовахтенный Евгений вместо того, чтобы сидеть рядом с монитором радара, пересел в удобное кресло на подветренный борт и смотрит на монитор в бинокль.
Ветер продолжает заходить. Идем в галфвинд левого галса. Продолжаем набирать высоту.
0910, ветер 16-18 узлов. Туман.
1310, до ближней оконечности Шпицбегена 45 миль. До залива Хорсанд, где мы собираемся отдохнуть, 75 миль. Идем в молоке тумана. Недавно он отодвинулся на пару кабельтовых. Сняли радарную вахту. Ветер как и было обещано продолжает подворачивать на север. Идём уже бейдевиндом, продолжаем набирать высоту.
1400, тожественный обед в честь дня ВФМ. Косвеный курс. «Джульетта» идем сама, «на гайке».
1520, усиление ветра до 15 узлов. Зарифили грот. До траверза южного мыса Шпицбергена 33 мили. Туман, ничего не видать. Долго нам еще сегодня так идти, а главное — лавироваться? Поздно вечером ветер должен уйти на восток, может нам повезет и он сделает это быстро, без мучений.
Нет волны. Ветерок локальный. Только подумал эту мысль и мы получили несильный удар передней частью корпуса — под дых.
1640, похолодало. Прячусь в кают-компании. Мне не надо стоять на руле ни сейчас, когда холодный ветер бьет в лицо, ни раньше, когда мы шли попутными курсами. Шесть вахтенных мужественно делают свое дело. Мне остается только готовить салаты, следить за картой, прислушиваться к странным и тревожным звукам работающего мотора и читать. Вот, например, вычитал новый термин: «Косвенный курс». Это когда ветер проходит по касательной к парусу и парус работает как крыло. На современных лодках — это все курсы острее полного багштага.
1830, очень плотный туман.
1900, подошли к южному мысу Соркапп. Легли на правый галс. Из-за того, что у нас заведен бэби-штаг, стаксель на время поворота нужно было убрать. Он скрутился не до конца, ибо намотал на себя прослабленый фал штормового стакселя. В общем, поворот длился минут сорок. Поработал 15 минут на баке и понял, что руки на ветру без перчаток замерзают очень быстро.
2020, завели мотор.
2050, убрали стаксель. Решили выгрести немного на моторе. Пора зарядить аккумуляторы.
2100, убрали грот.
2200, готовлю поморскую уху из медвежьей трески.
2315, бутылка от качки свалилась на мою полную рюмку водки и разбила её.
Днём продолжали поиски пропавшего пакета со спиртым. Уже по второму разу прочесали «Джульетту». Безрезультатно.
Полный туман. Идём вдоль западного берега Шпицбергена и всё еще его не видим.
30 июля
0105, оказывается, уже час ночи. Время в тумане исчезает. Где-то недалеко по правому борту остается Хорнсунд фьорд. Решили не заходить в него и идти дальше.
0115, судно на радаре! Алена его увидела. И не просто на радаре, а на пересекающемся курсе. Не зря была назначена радарная вахта! Две мили по курсу. Смещается вправо. Видимо, тоже нас видит.
0125, судно на радаре прошло у нас по курсу и подвернуло на параллельный. Разойдемся в полутора милях. Жаль, не увидим его. Видимость 3 кабельтовых. Недавно увидели дырку в потолке тумана. Блеснуло синие небо и скрылось.
0440, земля! Туман оседает вниз. Видим небо и верхушки дальних гор! Космическая картина!
0505, дежурный штурман ведет вахтенный журнал, «Джульетту», вахты идут своим чередом. Все это хорошо, но поспать перед постановкой на якорь обязательно нужно. Успеть.
0630, яхта слева по курсу. Идет на моторе встречным курсом на Материк.
0650, видим «конус тьмы». Кажется, так называется оптический феномен у альпинистов, когда видна тень горы на которой стоишь, падающая на облака. Мы видим на облаках тумана тень паруса «Джульетты».
0800, приборка. Протираем «Джульетту» влажными салфетками.
0855, солнце согрело внутренности лодки. Блажен спящий в этот час.
1040, идем на якорную стоянку. Заходим в залив Беллсунд. Навязчивая идея выспаться не оставляет меня. Но где там! Приснилось, что мы мчимся в узком коридоре на полном ходу, скоро стенка и я не помню, где ручка газа.
1100, встречный ветер напротив мыса Карр Lyell. Встали под паруса. Ветер усиливается по мере нашего приближения к входу во фьорд.
Хорошо видны ледники, которые впадают в воды фьорда. Один как раз в той части, где у нас намечена якорная стоянка.
1135, суда «Владивовосток», «Холмогоры», «Арктика». Разговаривают между собой. Видим их на другой стороне фьорда. Прячутся от ветра на якорных стоянках.
Порывы ветра до 25 узлов. Волны почти нет, отличная лавировка.
1205, яхта слева по борту.
1250, ушли с ветра вглубь якорной стоянки. Ветер «не настоящий» — нет его на метеокартах. Точнее есть, но совсем слабый, а здесь над Шпицбергеном он обтекает вершины гор, собирается в ущельях, прорытых ледниками, и срывается вниз, в фиорды, штормовыми порывами. При этом подветренная сторона бухты становится опасней наветренной. К этой практике нам еще нужно будет привыкнуть.
Убираем паруса.
Видим лодку, выброшенную на риф. Хороший, большой йол. Накдо будет слетать к нему, посмотреть.
1314, встали на якорь в Ричерчфьорде, рядом с островом Райнхолмен.
1520, высадились на берег. Тут же прибежало местное зверье: северные олени и песцы. Приветствуют нас в немом восторге и убегают. Медведей пока нет. Не приглашаем их, потому что нет ружья их пугать.
Ходили гулять к леднику. Огромная махина возрастом три-четыре тысячи лет. Жаль, он уже далеко от кромки бухты и к нему не подойти на «Джульетте». Летали на квадрокоптерах к леднику. Ловили руками куски льда, пили и закусывали им.
Вдруг видим как «выкинутый йол» идет на своём ходу, все в порядке. Вот так. Обсыхал, оказывается.
Еще одно открытие. Шпицберген — это не гранитная твердыня, как, например, Лофотенские острова, а мягкие горки из слабых сланцевых пород, с которыми ледники делают, что хотят. текут через них, снимают с них слой за слоем, гребут своими языками как бульдозеры. Обилие сланцевых пород, перемолотое в мельчайшую пыль, выносится в море — поэтому вокруг Шпицбергена протяженные шельфы. Которые хорошо держат якоря, между прочим.
1920, вернулись на лодку.
2050, снялись с якоря, идем в Баренцбург.
2130, выключили мотор. Выходим из залива под парусом.
31 июля
0000, вышли из залива Беллсунд на западное побережье Шпицбергена. Идем с хорошим попутным ветерком на север. Не понимаем, почему солнце еще так высоко.
0140, включили двигатель. Правильно решили. Не стали меня будить. Мне и с дивана видно, что ветер кончился.
0200, срубили паруса — это они зря (комментирую с капитанского диванчика). Скоро ветер придет из следующего большого фьорда, в который нам входить. Опять придется паруса ставить. Немного терпения не хватило дождаться его.
Треска с Медвежьего острова. Примерно половину съели. Но где наш пакет из Свольвера? Продолжаем ломать голову.