Судовой журнал «Джульетты». Плавание на Шпицберген. Часть I. Свольвер — остров Медвежий. 22-28 июля 2018 год

22 июля. Свольвер, Лофотенские острова

В течении дня на «Джульетте» собирается команда похода Лофотенские острова — Шпицберген. На борту экипаж: Владимир Глафиров, Тимур Садыков, Евгений Т., Эдуард Пустоваров, Алекс Кузмицкий, Алена Симонова и Евгений Шкаруба.
По мере прибытия команды занимаемся подготовкой лодки к плаванию. Сначала нужно было привести в порядок штаг-пирс стакселя. Это один из больных узлов «Джульетты». Увы! Штаг-прирс — устройство, состоящие из алюминиевых профилей надетых на штаг и соединенных между собой. В этих профилях есть специальный ликпаз, в который мы вставляем ликтрос передней шкаторины стакселя. Профиль собран из отдельных трехметровых элементов. От постоянный нагрузок (раскачивания мачты) эти элементы начинают жить отдельно — раздалбывают втулки их соединяющие и «зажёвывают » стаксель, т.е. портят его, собаки такие. Держатся они на винтах 5 мм. Думаем, часть этих винтов заменить на 6 мм или посадить их на эпоксидную смолу. Одним словом — морока.
Впереди плавание на Шпицберген. Переход по открытому морю составит порядка 500 миль. В 300 милях от Лофотенских островов почти посредине нашего путешествия  находится остров Медвежий. При необходимости там можно будет переждать сильный северный ветер. На юго-восточной части острова есть относительно защищенные бухты. Но сейчас лето, поэтому особых штормов не планируется.
IMG_0080

23 июля

Закончили возиться с штаг-пирсом. Вчера вечером подул резкий юго-западный ветер и сильно осложнил нам жизнь. Особенно тому, кто болтался у штага в боцманской беседке высоко над палубой. К вечеру и этот ветерок стих, смирился под натиском наших усилий.
Рядом с «Джульеттой» встало голландское парусное судно. Это шхуна: есть два гафельных паруса на обоих мачтах, ну а добавочные прямые паруса марсель и брамсель на фоке делают её брамсельной. Значит, брамсельная шхуна.
IMG_0093
IMG_0104
IMG_0084
Выбленочный узел. Своё название этот узел получил от того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки, т.е. поперечные отрезки смолёного троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Так Л.Н. Скрягин написал в 1948 году.
Это для свежих яхтсменов, чтобы не обижали это узел другими названиями.
IMG_0087
2250, вышли из Свольвера. Позади ремонт штага, проводка нового стаксель-фала, замена гик-оттяжки, переделка гика-шкота и закупки продуктов.

24 июля

Идем на Хенингсвер. Небольшой переход, всего 9 миль от Свольвера. Одно из моих любимых мест здесь. Не то чтобы нам по пути, но хочется показать это красивое место экипажу, так славно потрудившемуся  вчера и сегодня на «Джульетте». Придем вечером, восхитимся, переночуем, а завтра двинем дальше, на север Лофотенских островов, ближе к нашей заветной цели — Шпицбергену.
0100, пришли в Хенингсвер. В море еще бродит волна, пустая, уже без ветра, но все такая же неровная. Дорога идет между этих волн и каменных островов, так густо насыпанных на нашем пути, что рулевые начинают сомневаться в моих способностях адекватно соображать. Пытаются вырваться на простор,  но в конце концов смиряются с особенностями местного навигационного ландшафта.
Как я не брыкался, но по пути Женя всё-таки включил ходовые огни. Давно мы их не зажигали. Кончается лето! Становится не по себе от этой мысли. Скоро темнота!
Понтоны как всегда в это время заняты и мы становимся к деревянной стенке напротив ремонтной мастерской. Распускаем продольные швартовы с учетом приливов и отливов. Подключаем электричество и довольные ложимся спать.
IMG_0124
IMG_0133
1400, утром поставили новый стаксель! Он оказался больше всех предыдущих. Огромный, шкотовый угол заходит за мачту — почти генуя, а не стаксель. Красавец, одним словом! Только передняя шкаторина показалась жидковатой. Скоро увидим в деле.
IMG_0144 IMG_0154
1515, вышли с  Хенингсвера.
IMG_0161 IMG_0163 IMG_0180 IMG_0184 IMG_0187
Установил очередность вахт: Тимур Садыков, Алена Симонова, Александр Кузминский, Эдуард Пустоваров, Владимир Глафиров, Евгений Т. Сегодня вахты по часу, короткие, а дальше, когда выйдим в море, станут четырехчасовыми.
Попутный ветерок 15 узлов компенсирует встречное течение. Несем грот. Стаксель пока не открываем. Так, комфортно, шествуем в сторону моста.
1717, прошли мост. Встречное течение до двух узлов.
1810, резкие, штормовые порывы ветра из фьордов и со склонов крутых берегов. Честно говоря, не ожидал, что эти порывы могут набирать такую силу. Раза в три превышают силу ветра, который дует здесь на просторе. Лодку то и дело неконтролируемо приводит. Полный грот устрашает своим размером. Устали быть все время на стрёме — убрали грот и открыли стаксель.
1930, ветер чудит. Ходит по кругу в середине залива. Прибегают порывы ветра со всех направлений по очереди. Убрали стаксель. Идем рыбачить.
2000, рядом с небольшим островком подняли ведро скумбрии. Примерно за пять минут, как это здесь обычно бывает. Рыбалкой насладиться трудно. Рыба или есть или её нет. Это третья часть от улова.
IMG_0201
2050, поставили паруса.
2226, пришли к хорошо знакомому понтону в городке Стокмаркнес.
IMG_0226
IMG_0209

25 июля

Прибирались.
1000, отошли от причала. Перед отходом опустили в ящик для оплаты стоянки очередные сто крон. Для этого как всегда аккуратно завернули купюру в лист бумаги и написали «Джульетта». Опустили этот конверт и увидели уже три таких конвертика с одинаковыми надписями «Джульетта». Это значит, что только мы здесь швартуемся? За две недели? Хм. Странно.
1120, мчимся на моторе. Ветра почти нет.
IMG_0261
1210, встали в Сортленде. Здесь нам нужно кое-что прикупить. Например, опилки, чтобы коптить рыбу.
1430, вышли из Сортленда. Идем вглубь пролива, дальше на Север. Сегодня нам нужно продвинуться вперед как можно дальше. Задержались мы на Лофотенах. Пора, пора отлепляться от материка. Завтра стартуем на остров Медвежий.
1530, сижу в кают-компании. Работаю на компьютере и вдруг закрадывается мысль, что вот сейчас мы выскочим на банку: удар, треск и все такое. Смогу ли я передать словами свой гнев и ужас тогда? Как будто путь впереди свободный. Но мысль головы не покидает. Как часто у меня такие мысли в голове? Часто. Короче, выхожу на палубу. Там дождь, музыка орет, рулевой и штурман оживленно беседуют. Карт-плотер у штурмана подмышкой. Посмотрел на приборы — до рифа осталось три кабельтовых. Как жить, товарищи? С мостика нельзя сойти ни на минуту. Скорее бы в море, на простор.
1540, туман. Включили радар. Ничего не видно вокруг.
1750, греемся печкой, которую наладили этой весной. Идем на двигателе, используем его силу и тепло на полную!
2000, закончили безуспешную рыбалку. Взяли хвостов восемь разной национальности, но после вчерашнего интенсивного изобилия улов наш кажется неполным.
2241, пришли в Анденес.
IMG_0270
IMG_0275
Эдик готовит скумбрию. Мы научились пользоваться грилем как коптилкой!
IMG_0285

26 июля

Заканчиваем приготовления к старту. Завели бэби-штаг, штормовой стаксель. Купили дополнительные две канистры дизеля. Отметили день рождения Тимура. Вова написал дурацкий текст, который мне пришлось прочесть. Посветили Тима в викинги и закусили шарлоткой.
IMG_0291 IMG_0296
Напротив «Джульетты» стоит старый, хорошо обновленный рыболовный сейнер. Теперь это плавучий дом для двоих. Чувствуется женская рука в раскладке швартовых. Но, главное — этот желтый букет в центре палубы, на том столе, где обычно рыбаки чистят треску. Я все думал, к чему он? Оказалось, Тимуру на день рождения.
IMG_0304
1400, закончили бункероваться водой. Отчаливаем на Шпицберген.
IMG_0309 IMG_0311
Солнце, ветер с юго-запада.
Пробовали безуспешно рыбачить. Не получилось.
1510, поставили грот. Нежный багштаг левого галса.
1520, открыли новый стаксель.
1700, это так называется, что мы идем на север. Тепло. Шелковый ветерок и ровненькое море. Немножко качает и немножко скрипят веревки. Плывем в нирвану.
Ищем пакет с тремя бутылками рома. Помним, что покупали его в Свольвере. Чек есть, а рома нет. Странно. Должен найтись.
1920, выспался впервые за последнее время. Только в бездонном и безкрайнем море можно так выспаться. Даже в ушах зазвенело. Смотрю в открытый люк — солнце на дворе.
2114, координаты 68* 55’ N 016* E. Чаепитие на баке. Лодка идет как дышит.
IMG_0320
2140, убрали паруса. Увы, чтобы тянуть нас вперед, не хватает ветра.

27 июля

0400, безветрие. На верх подниматься не хочется. Вставать с дивана не хочется. Напрасные мили. А мы-то, тупики, штормовой стаксель напялили на штаг, приготовились к штормам.
0500, подняли паруса, легли на правый галс. Несем паруса бабочкой. Курс 40*, кормой к прошлой волне. Координаты 70*43’N 16*43’E.
1000, погода такая, что хоть блины жарь или пельмени стряпай.
IMG_0330
Заметили, что попутное течение толкает нас вперед до двух узлов. Греемся на баке. Как обидно, что я не угадал прогноз. Не было времени на нем сконцентрироваться. Нет ветра и понятно, что его не будет. Пора подумать над вопросом, хватит ли нам топлива при таком раскладе. Топлива  и терпения. И кто знал, что вместо штормового стакселя нам нужно заказывать новый генакер?
1150, дельфины.
1220, киты.
1320, дельфины.
1350, косатки.
1420, встали под паруса.
1540, перенесли стаксель на левый борт.
1730, пробую поспать на баке.
1920, убрали паруса.
2100, поставили паруса. Ветер 12 узлов! Хоть что-то. На ужин был «капитанский» салат (капустный, в моем исполнении) и соленая сайда. Тоже в моём исполнении. Также варёная картошка и спирт от Василия Николаевича Матонина, профессора Архангельского университета. Смотрим фильм «Приключения принца Флорезеля».
Пробовали искать ром. Он, конечно, найдется, но всё-таки странно.
2250, ветер 13 узлов. Вот что значит спирт, друзья! Паруса напролнились, ожили и сразу все хлопки и скрипы исчезли. «Джульетта» с полными парусами удовольствия идет на север.

28 июля

0120, звуки струй ледяных, шелест хрустальных подвесок, тонкий звон колокольцев — это звуки бегущей воды за бортом.
0236, закончил читать Чудакова. Жаль, привык к этой книге.
0060, солнце не уходит с небосклона третьи сутки. Ветер подвернул к востоку. Убрали спинакер-гик. До этого он одерживал стаксель от ненужного трепыхания.  Идем на Север.
0700, утренняя активность обернулась постановкой штормового стакселя. Решили поставить его вдобавок к основному.
IMG_0340 IMG_0345
0800, убрали стаксель. Много с ним хлопот. На этом курсе, полном курсе, он не разгоняет воздух, а скорее подворовывает его у основного стакселя.
0930, мало ветра, убрали паруса.
1220, ветер зашел. Поменяли галс, встали под паруса.
1250, утренняя приборка на борту.
1400, учимся приливам.
IMG_0347
1409, видим остров Медвежий. До него еще почти пятьдесят миль. Теперь для рулевых появился надёжный ориентир.
1445, завели мотор.
1520, кит. Большущий. Пробовали подойти к нему ближе — не получилось, ныряет.
1600, паруса. Ветерок с юго-запада.
1625, кит.
Косвенный курс. Вычитал этот термин в книжке «Морская практика» 1988 года. Друзья на день рождения подарили. Косвенный — значит, по касательной, парус работает вдоль ветра, крылом.
В который раз ломаем голову, куда делся пакет с алкоголем, который купили в Свольвере. Сдается мне, что его забыли на кассе и за эту турецкую погоду хорошо заплатили.
2030, остров Медвежий уже совсем рядом с нами.
IMG_0355
2055, идем под парусами, шелестим водой за кормой. Бывает и такое.
2115, с северо-запада надвигается какая-то хмарь. Остров впереди мрачный, темный. Тихо. Только птицы вокруг нас разговаривают грудными голосами.
IMG_0358
Носятся молодые, недолинявшие глупыши. Выворачивают свои авиаколенца прямо перед форштевнем «Джульетты». Жду, что сейчас кто-то из юных Чкаловых врежется нам в борт.
2150, огибаем остров с востока. Течение и сулой у южного мыса Стаппен. Волна и суровость взялись из ниоткуда. Качает. Видно, как с востока разворачивается воздушный фронт, начинает распростроняться ветер. Прячемся от него под ветер.
IMG_0371
2359, рыбалка навалилась на нас как морок. Эдик зацепил на дне четыре трещины и еле их вытащил. Хорошо, одна сорвалась. Потом остальные закинули свои удочки. Пятьдесят килограмов трески мы взяли за 10 минут. Бежать. Скорее бежать дальше!
IMG_0404

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − четыре =

Прокрутить вверх