Карбас «Матера» – ремонт и подготовка к походу

Середина мая, три недели до экспедиции проекта «Мангазейский морской ход», и ремонт карбаса «Матера» идёт полным ходом. Уже восьмого июня наша исследовательская лодка-лекторий-музей выйдет в Мангазею – к этому времени нам нужно привести её в полный порядок после зимовки и дооснастить к большому и сложному походу.

 Предстоящие работы: залатать трещины в обшивке, доделать шпринты, изготовить и установить бушприт, подготовить паруса, подкрасить карбас и разное другое по мелочи.

 Для начала с «Матеры» сняли шпангоуты, чтобы заняться её обшивкой.

В понедельник Артём с Максимом проверяли теорию о том, что вицу с клинышками, которыми была прошита «Матера» в прошлом году, можно теперь каким-то образом достать обратно. Они надеялись на то, что многие действия, которые были произведены в одну сторону, в целом можно произвести и в другую, а значит, и с вицей это тоже может получиться.

 Потом Артём сказал, что доставать вицу – это не работа, а какая-то каторга и мучение. Но у этого есть и хорошая сторона: соединение вицей – это, как оказалось, очень надежное соединение. Просто намертво всё прошито.

 После того, как вицу (всё-таки) сняли, нужно было поставить внутренние заплатки на две большие и пять маленьких трещин в набоях, образовавшихся по бортам лодки с внешней стороны. Строго говоря, это даже не заплаты (потому что дыр нет), а своего рода усиляющие накладки с обратной стороны набоев. Они не дадут трещинам разойтись дальше.

Накладки-заплаты крепятся на временные саморезы-мухи. Дело в том, что борт у лодки гнутый, а доска – прямая, и чтобы соединить и удержать их вместе, нужно большое усилие. Позже, когда доски будут прошиты вицей, и накладки надежно соединятся с набоями, мы уберём саморезы.

 Накануне достали и заварили свои запасы вицы (очищенных от коры и скрученных еловых веток). Начали её варить, варили-варили, да не выварили. Вывод такой: вица, которая осталась у нас с прошлого года – короткая и плохая, надо ехать в лес за новой.

 Пока не съездили за новой, пробовали шить старой. Артём, который едва оправился от вытаскивания прошлогодней вицы из обшивки, говорит теперь, что шить – это самое сложное, и что они с Максимом маются с этой вицей, как два ребёнка.

 Вани с Нуркеном, которые занимались этим в прошлом году в Москве и Архангельске, нет. Приходится учиться самим. С внешней стороны борта вица проходит сквозь старые отверстия и выходит через новую доску накладки. Так нужно прошить семь досок-заплаток.

 В субботу на верфи случилась драма выходного дня – накладка с накладками.
Солнечным утром Артём с Максимом пришли на верфь, посмотрели на новенькие, прошитые вицей заплатки «Матеры», убедились, что они стоят хорошо, и начали выкручивать временные саморезы.
Тут накладки взяли, да и начали понемногу отставать – из-за невовремя нанесенной краски. Пришлось всё снимать и стёклышком вычищать набои до чистой доски.

В общем, всю субботу ребята снимали старые, а в воскресенье ставили новые заплатки – во второй раз. Артём, лёжа под лодкой, выдавал яркие драматические монологи, но процитировать их здесь нет совершенно никакой возможности. Самое приличное из речей Артёма было «да она прокручивается» и «дальше не идёт».

Тем не менее, под влиянием эффектных плотницкий речей и колоссальных физических усилий заплатки всё-таки встают на места.

Параллельно с ремонтом обшивки мы изготовили бушприт и примерили паруса «Матеры». В прошлом году «Матера» ходила под двумя парусами – гротом и фоком, в этом году мы добавляем к её вооружению бушприт и, соответственно, кливер.

 А ещё на этой неделе мы сначала отдали, а потом получили из «СПАСИ» («Станция проверки аварийно-спасательного имущества») наш магнитный компас 1955 года рождения. От специалистов он вернулся проверенным, исправленным, с новеньким сорокатрёхпроцентным спиртом. Теперь мы делаем приспособление, чтобы установить его на месте кормщика «Матеры» – и компас ещё послужит нашим мореходам. 

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#ФондПрезидентскихГрантов #Makita #JET #Powermatic

Партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.

Проект «Мангазейский морской ход» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы. Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, AZOT Store, BTrace.

Проект «Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина».

Проект «Карбас-музей» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =

Прокрутить вверх