Кенозёрка

Лодка кенозёрка, краткая информация

Небольшая традиционная деревянная вёсельная лодка на одного-двух пассажиров. Часто оснащается мотором, для чего в корме устраивается транец, вместо кокорного штевня. Используется для промысла и перевозки пассажиров и грузов по акватории Кенозера и других озёр системы.

Место нахождения: д. Усть-Поча, Песецкое МО, Архангельская область.

Категория плавания: река/озеро

Длина наибольшая: 4,68 м

Ширина наибольшая: 1,14 м

Высота борта на мидель-шпангоуте:

Тип: плоскодонная

Материал: ель

Отличительные особенности конструкции

Кенозёрки имеют 3-4 набоя бортов, каждый шириной 200-250 мм, толщина 12-15 мм.

Сшиваются набои плоским кованным гвоздём внахлёст (клинкер) снаружи внутрь. Изнутри гвоздь загибается дважды, образуя скобу.

 У штевней доски набоев сгоняют вгладь, для этого на накрывающей доске вырезают ступеньку со скруглением, которая позволяет не утоньшать нижнюю доску.

Изнутри на борта набивается привальный брус. Ширстрека снаружи нет, планширь отсутствует.

Шпангоутов 5-6, шпация в середине составляет около 600 мм, крайние шпангоуты отстоят от штевней более чем на метр. Брештуки отсутствуют. На их месте установлены перекладины, врезанные в борта, для переноски лодки.

Киль лодки является отдельным деревом, имеет в сечении прямоугольник шириной 170-250 мм и толщиной 50-60 мм. Резенкиль, образованный шпунтом, имеет толщину 30 мм. Сплачивается киль с кокорными штевнями в замок на 3 деревянных нагеля.

Обводы клиновидные с выраженной полнотой к корме и длинными сходами к носу.

Информация о мастере

Мастер: Гусев Александр Михайлович.

Сейчас на территории Кенозерья действуют два мастера традиционного деревянного судостроения – братья Сергей Михайлович и Александр Михайлович Гусевы.

Они своими силами обеспечивают полный цикл производства лодок: добывают кокоры, вываривают смолу, куют гвозди и изготовляют кенозёрки. Ранее, когда были распространены данные лодки, существовало разделение труда и специализация деревень, к примеру, родовая деревня Гусевых – Чолма (не сохранившаяся в наши дни) – была деревней кузнецов, снабжавшая металлическими изделиями все ближайшие деревни. Среди прочего, чолмские кузнецы изготавливали плоские гвозди для шитья лодок. Вероятно, кроме братьев Гусевых мастеров, способных пошить кенозёрку, не осталось.

Одна из старых кенозёрок, принадлежащих Александру Михайловичу Гусев (старшему брату), имеет выраженную полноту кормы в сравнении с носовой оконечностью. Как объясняет Александр Михайлович, раньше так и шили – лодка имеет форму ассиметричного веретена, в носу — клин, который позволяет ей легко скользить по воде, разрезая волну и не издавать при этом громких звуков, что помогает в рыбалке.

Метод сбора данных

3D-сканирование, проведение измерений на натуре.

Были зафиксированы основные размерения лодки, а также с помощью технологии 3D-сканирования, при посредстве Iphone 13 Pro со встроенным лидаром, были получены файлы поверхностей и облаков точек для дальнейшего масштабирования, оптимизации и создания теоретического чертежа и полной 3D-модели лодки. Таким образом, будет обработана, консолидирована и архивирована информация об объекте, представляющем несомненную культурно-историческую ценность.

Промежуточные результаты 3D-сканирования

Проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.

#ПоСледамТрадиционнногоСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =

Прокрутить вверх