Судовой журнал плавания «Матеры». 30 сентября – 8 октября 2023 года

Завершения похода Великий Устюг – Архангельск и возвращение карбаса «Матера» в Архангельск – в дневнике на нашем сайте.

30 сентября, суббота

Рочегда – Двинской Березники.

Ночью карбас «Матера» почти утонул. Хорошо, что вчера мы предусмотрительно вывели его на мелкое место. Слани, вещи, дрова – всё поплыло. Отчерпывал котлом с камбуза. Нужно срочно вытаскивать «Матеру» на берег и чинить.

Фото: Евгений Шкаруба

Приезжали двое рыбаков из Рочегды и угостили нас рыбой.

Фото: Евгений Шкаруба

1010, отошли от стоянки. Зашли в Рочегду повидаться с детьми.

Фото: Евгений Шкаруба

1244, 335 км, варим обед.

Фото: Евгений Шкаруба

Карбас очень быстро набирает воду, вахта на помпе работает по полчаса беспрерывно. Как на судне Кука, когда он пробил дно внутри Большого барьерного рифа.

1514, 315 км.

1520, слева к Северной Двине присоединилась Вага.

1630, встали к Березнику. Каким-то чудом очень быстро образом вытащили «Матеру» на берег.

К экспедиции продолжают прибывать дары Двинян, на этот раз в виде газового баллона 10 кг, пакета сухих рабочих перчаток и пачки сигарет.

Фото: Евгений Шкаруба

Вечером заделывали щель в шпунтовом набое, в том месте, где он соединяется нагелем с мидель-шпангоутом.

1 октября, воскресенье

Березник – Звоз

Подъем в 5 утра. К этому все привыкли, только встают плохо. Киногруппа тоже встает с нами. В 6 утра съёмка сброса «Матеры» на воду.

0600, сбросили карбас в Северную Двину. Это было значительно проще, чем его вытаскивать. «Матера» стоял на поперечных покатах. Большая часть команды держала его на равном киле, мы Нуркеном взяли аншпуг (большой рычаг) и, упираясь в штевень, шажками сдвинули карбас вниз.

0620, поехали дальше. Встали под паруса. Варим кашу, завтракаем. Над головой хмурые языки туч.

0757, 295 км.

0837, 290 км. Выехали из-под тучи. Ветра пока не хватает и скорости хода под парусами тоже. Помогаем вёслами.

0921, 285 км.

1001, 280 км.

1020, Встречный ветер, лавируемся. Скорость с 7 км в час, упала до 5 км, но всё же сносно идем. «Матера» лавирует на реке вполне прилично. Только для поворотов используем переднее подветренное весло.

1100, 275 км.

1215, Хетово. Здесь у нас Слава и Андрей сходят читать лекцию. А вечером догонят нас на стоянке.

Принимаем в дар от жителей ведро картошки и морковку с огородов. Работаем за еду, одним словом.

«Карбасьё» – так карбасы называют во множественном числе)

1250, идём дальше.

1332, 265 км.

1427, 260 км.

1510, 255 км.

Река повернула на Север, и у нас кончилась лавировка. Почти летим одним галсом. Ждем ливня с попутным ветром.

1539, 255 км.

1616, работает земснаряд. Чтоу пять на Северной Двине.

За день плавания разошлись с восемью буксирами. Идут вверх с пустыми баржами, вниз везут лес.

От Славы Мизина сегодня: «У матросов нет вопросов, а у гамлетов нет ответов».

1643, 240 км.

1650, встали у очередного пыроса. Наверное, стотысячного у нас по пути. Ждем темноты. Иначе мы придем в Звоз затемно. Таинственного фильма не получится.

1742, отходим. Киношники заводят дымы, включают иллюминацию.

1820, пришли в Звоз. Здесь радость гостевого дома и встреча с близкими людьми.

Сегодня одолели около 75 км.

2 октября, понедельник

Начинается третий, заключительный этап нашего плавания в Архангельск. Карбас ведёт себя очень хорошо на ходу. Но сильно течёт. Виною этому неправильная конструкция, которую мы применили при креплении шпангоутов к набоям обшивки. Это мы исправим зимой, а пока каждое утро Нуркен с помощниками отчерпывают утонувшую «Матеру». Кроме того, в течение всего ходового дня помпа работает по вахтам.

Вчера после окончания второго этапа на берег сошли Лида Плеханова и Слава Мизин. Уехал строить шхуну на верфи Товарищества Артём Бывальцев. На «Матере» новые члены команды – Максим Матвеев, Григорий Тарасевич и юнга Артём. На судне сопровождения новый капитан Александр Горожанцев.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

Кроме того, с семейным визитом, чтобы поддержать капитана, прибыли на денек Полина и Ваня Шкаруба. Вместе с Чифаном, Нуркеном и Дмитрием на борту «Матеры» нас девять человек + киногруппа каждый день.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

День был посвящен бане, грибам, прогулке по Звозу.

Фото: Евгений Шкаруба

3 октября, вторник

3 октября

Звоз — Брин Наволок

Утром узнал, как Чифан оборонял спиртное от страждущих банщиков, и почти прослезился. Что значит ответственность за экипаж и судно!

0715, отходим из Звоза. В 7 отходим — это значит, что встаем в 5. Мы уже привыкли. Сегодня у нас попутный ветер и большой переход.

0744, 230 км. Ветра почти нет. Есть дуновение севера. Стелется туман по воде. По берегам опоки. Это — смесь мергеля и кадмия. Такие белые и красные полукаменные-полумеловые берега. Их белизна напоминает о первом снеге и скорой зиме.

Греемся веслами.

1119, отличный попутный ветерок. И солнышко умиляется на Ваньку, который уже начал обживаться на «Матере», даёт интервью, развлекает компанию.

1134, красный буй номер 444.

1227, приток Емцы с левой стороны. Идём, не останавливаясь.

1256, 190 км.

1310, короткая остановка для сбора дров. На «Матере» горит костер почти постоянно. Порой это невыносимо, потому что дым. Порой спасительно тепло.

1340, едем дальше.

1359, 185 км.

1458, 175 км.

Ехали очень хорошо. Но к концу дня начался дождь, точнее — ливень. Мы не были к этому готовы. Как-то не привыкли к плохой погоде в этом маршруте.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

1800, встали напротив Брин-Наволока. Прошли сегодня 75 км. Срочно ставим лагерь под проливным дождем – шатёр и палатки. Отправляем на машине с киногруппой в Архангельск Полю и Ваню.

От Лидии Плехановой пришли вот такие замечательные фотографии из нашей экспедиции:

Фото: Лидия Плеханова
Фото: Лидия Плеханова
Фото: Лидия Плеханова
Фото: Лидия Плеханова
Фото: Лидия Плеханова
Фото: Лидия Плеханова
Фото: Лидия Плеханова

Возвращаются с лекции (Емецк) Чифан и Григорий.

Жизнь почти налаживается, но мы так промокли и устали, что валимся спать. Только лекторы еще сидят и сидят за вечерним столом.

4  сентября, среда

Брин-Наволок – Среднеконское

Сушились все утро. Нужно хоть как-то просохнуть. Иначе непонятно, как провести этот день. Попутный ветер должен подуть после обеда. А пока собираем дрова, разводим костер. Собственно, всё, что случается неприятного с путешественником, можно преодолеть в первую очередь работой. В плохую погоду её становится больше, вот и все.

1345, поехали. Не нужно нам было так долго ждать – ветер зашел навстречу, скоро пойдет дождь.

1444, лавируемся в дождь. Мерзнут руки.

1505, 155 км. Лавировка в сильный встречный дождь. До 30 или больше узлов. Медленно поднимаемся по реке. Слишком много ветра.

1730, вышли на берег в Среднеконском. За четыре часа прошли всего 8 км. Но идти можно и в этих условиях. Запомним.

Здесь каменный берег, чтобы карбас не побило, подложили под него два бревна и максимально вытащили наверх. Ночевали в неприятном месте под романтичным названием Коммунар. Я давно слышал про то, как хорошо здесь было в старину, и сильно удивился тому, как плохо здесь сейчас.

5 сентября, четверг

Среднеконское – Курортов

Вернулись к «Матере». Погода успокоилась – даже солнце над головой. Карбас набрал воды, как обычно, и прилег на бочок на брёвнах, которые вчера подкладывали поперек киля.

1045, отчерпались и легко снялись, вышли на реку. Я боялся, что нас выкинет на берег, но нет, обошлось.

Упругий попутный ветерок. Летим вперёд и вниз по Северной Двине.

1444, река делает крутые повороты. Здесь она чрезвычайно хороша, то собирается в упругую стремнину, то успокаивается широким плесом.

Холодно, но нет дождя, а ветер попутный. Кажется, последний в этом сезоне.

1540, встретили Сергея и Галину Сухановых по пути у деревни Новинки. Здесь нам было не отвертеться. С благодарностью приняли на борт огурцы с огорода, шаньги и малиновое варенье. Снова вышли на воду и отобедали, договорились встретиться с Сергеем и Галиной в Архангельске.

1748, отметка 100 км.

1830, высадили киногруппу напротив Усть–Пинеги. Идем дальше. Дождь льет запойно. Спешим укрыться скорее.

Пришли на Курортов в гости к Виктору Тышкунову. Влезли на гору и ехали под грозовыми небесами на тракторе. Не помню как отключились и свалились спать уже без сил на автомате.

6 октября, пятница

Курортов – Холмогоры

0940, стартовали от Виктора Тышкунова. Хорошее место Курортов, хоть были мельком, но успели очароваться.

Идем в Вавчугу. Солнце. Утром нам сказали, что при переходе через Двину нас унесет бог знает куда по течению. Ну, это мы посмотрим.

0956, в Вавчуге. Гуляем и радуемся.

Смотрели прекрасный дом Бажениных. 330 лет ему. Недаром говорят, построен на века.

1130, едем дальше. Теперь долгий подъём против течения до Быстрокурки.

У киногруппы появилось еще одно судно сопровождения «Морошка», вооруженное турельно-балансирной камерой. Андрей Тарбаев пришёл на ней сегодня ночью.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Андрей Тарбаев
Фото: Андрей Тарбаев

1240, отобедали и заходим в Быстрокурку. Неприятный встречный ветер и долгое плавание в Холмогоры всех изрядно вымотали. Пришли к переправе уже вечером. Григорий весь день провел в школах на встречах с детьми. Вечерняя была в новенькой библиотеке Холмогор.

Вечером даже не смогли толком посидеть у костра – холодно, и усталость берет свое. Вернулись с Георгием с лекции и грохнулись спать.

7 октября, суббота

Холмогоры – Архангельск

Ночью были заморозки. Первые в эту осень. Трава стала жесткой, ледяной. Руки ломит от холода. Где здесь находится наше удовольствие от плавания, не знаю. Только в том, что в следующем году будет ещё холоднее, и нужно это запомнить.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

На карбасе замёрзла помпа, которая откачивает воду. Пришлось греть её из чайника. Туман.

Фото: Евгений Шкаруба

Прекрасные фотографии «Матеры», идущей сквозь октябрьский туман, сделал с борта «Морошки» капитан Андрей Михалыч.

Фото: Андрей Тарбаев
Фото: Андрей Тарбаев
Фото: Андрей Тарбаев
Фото: Андрей Тарбаев

0730, вышли. Дует слабейший попутный ветер.

0735, первая мель.

0810, лебеди прятались в тумане под берегом.

0900, сильный туман. Почти ничего не видно.

1050, туман исчез. Солнце.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

1230, ветерок заходит к востоку и понемногу крепчает.

1500, поставили самовар. Вскипятим ли чай на этих сырых дровах, не знаю, но перчатки высушим.

1535, 35 км.

1650, Решили идти сегодня в Архангельск. Завтра ветер станет северным и встречным.

1656, 25 км.

1730, заготовили дров для карбасного костра. Скоро стемнеет.

1830, очень много судов на подходе к порту Архангельска. Фоновая подсветка, огни на воде, а в карбасе в это время горит дымный костер, горят осветительные лампы, снимается кино.

Фото: Евгений Шкаруба

1955, прошли Краснофлотский мост волнительно. Наши киношники в темноте и на ветру залезли по опоре моста наверх и установили там какую-то супер-лампу. Тоже сумасшедшие.

2022, Железнодорожный мост.

Фото: Евгений Шкаруба

2100, идем мимо набережной. Здравствуй, Архангельск!

Фото: Евгений Шкаруба

2120, пришли на Логинова 1. Всего 700 км за 18 дней. Плавание закончилось благополучно. Завтра отметим, а пока огромная усталость и такое же удовлетворение от того, что сделали все вместе.

8 октября, воскресенье

Вчера, 7 октября, в начале десятого часа вечера карбас «Матера» и его экипаж под руководством капитана Евгения Шкарубы пришвартовался к родному берегу возле яхт-клуба на Логинова.

Фото: Катя Суворова

Возвращения экспедиции ждали завтра днём или самое раннее сегодня к полуночи, но ребята, почуяв близость дома, здорово налегли на вёсла и влетели в город стремительно, как на крыльях.

Фото: Катя Суворова

С берега было неясно, что сияет сильнее — фонарь на лодке или улыбка Нуркена. Спрыгнув на землю, Нурик почти сразу исчез, через пару секунд оказался в ста метрах от причала и, как мы думали, собирался после всех выпавших на его долю приключений немедленно отправиться пешком (а то и бегом) в Узбекистан. Но нет, вскоре он всё-таки вернулся – в шлёпках и весёлый. Все-таки, Нурик столько всего пережил на Севере… Теперь он, считай, настоящий помор.

Фото: Катя Суворова

Моряков наших встречали с детьми, обнимались, разгружали вещи.

Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова

Саша Антонов сразу вынес из лодки самое главное — закопчённый котелок, сердце похода. Принял его через борт карбаса из рук в руки от кока Димы – чтобы доставить в светлые чертоги верфяного камбуза и водворить на своё священное место.

Фото: Катя Суворова

Съёмочная группа стойко продолжала снимать.

Фото: Катя Суворова

Юный юнга Артём плакал из-за того, что всё закончилось, а Саша Горожанцев как опытный морской практик убеждал его не печалиться, потому что впереди ещё много походов. Пусть так и будет.

Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова

В воскресенье днём под колокольный звон поднимали «Матеру» из воды.

Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова
Фото: Катя Суворова

Немного поводили слона по улицам, немного подержали в воздухе, и вот, «Матера» дома.

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Евгений Шкаруба, Лидия Плеханова, Андрей Тарбаев, Катя Суворова

#ПоморскаяШхуна

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.

Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 9 =

Прокрутить вверх