Карбасное плавание по реке Сухона, 19-25 июня

19 июня. Тотьма

Плавание флотилии карбасов Товарищества под флагом клуба «Морские практики» из Тотьмы в Великий Устюг по мотивам северного Корабельного Барокко сибирских пушных магнатов 18 века.

Карбасную флотилию составляют: сельдяные карбасы «Мотуга» (Сила), «Итить» (Идти), «Сейгод» (Этот год) и верховный карбас «Вашка». Команда флотилии: Ильяс Нафиев, Жюльнар и Паша Асфари, Катерина Шиворокова, Медведь, Евгения Серегина, Анна Бобылева, Дмитрий Буневич и Евгений Шкаруба.

Смотрели и восхищались тотемским барокко, которое настроили здесь купцы-магнаты пушного дела. Случилось так, что когда Петр 1 запретил торговлю через Архангельск, чтобы перенести ее в Питер, местные торговцы пушниной оказались не у дел. Добывали, выделывали и продавали пушнину поколениями и тут — раз – снимайся с насиженных мест и дуй в новый каменный город на Неве. Уезжать не хотелось. Тогда жители берегов Сухоны придумали посылать на Восток экспедиции, которые доходили аж до Америки, добывали там пушнину, продавали её в Китай и возвращались домой очень богатыми: столько денег ни пропьешь и ни проешь. И вот начали они тратить китайские деньги на невиданные храмы, которые были нарядными и высоченными, как обряженные парусами корабли. И еще в завитушках. Получилось тотемное барокко — штука невиданная, о которую стучатся головами исследователи и ничего до конца понять не могут.

Музейное. На полотне долбленка нарисована. И такие доисторические лодки все еще строят у нас, представляете?

На гербе города Тотьма — черная лиса с Алеутских островов, «в ловле которой тотьмичи упражняются».

Обязательно нам на верфь нужен такой стенд!

Вечером рассказали о проекте «Мангазейский морской ход», поддержанном Президентским фондом культурных инициатив» посетителям Тотемского музейного объединения. 

19 июня

1400, вышли из Тотьмы. Дует приятный попутный ветерок, но мы идем на веслах. Учимся. Новые участники плавания не умеют грести пока.

Зачем-то дождь. Не понимаем. Проходим центр Тотьмы.

1455, много камней по сторонам. Была речка глиняная, стала каменистая и мелкая. Поздно идем потому что.

1503, 270 км до Великого Устюга.

1508, деревня Леденьга.

1527, остров Лось.

1537, камень Лось. Петр, говорят, здесь пьянствовал. Вообще про него здесь много легенд.

1627, деревня Неклюдиха

1631, 260 км.

1640, тормознули у Страрототемского гоородища. Архитекторы бродят и их теперь не собрать.

1720, встали на ночлег напротив деревни Слуда и речки Старая Тотьма. Ставим палатки и айда гулять в заброшенную Колупаеху.

Нет людей вокруг. Но все равно – красиво.

20 июня

0945, стартовали из Слуды.

Слабый попутный ветерок. Под прусами на таком не пойдешь. Чтобы вдохновить команды на подвиг объявили гоночку на веслах на пять км. Норматив: пройти за 45 минут. Учитывая скорость течения Сухоны, вполне реальные сроки.

1000, завязалась упорная борьба между «Мотугой» и «Сейгодом». Последние (Дима, Женя и Аня) бросают вызов Ильясу и Жульнар — а это экипаж бывалый! У них поход от Вологды за плечами. Да и вообще, они много чего уже прошли в одной лодке.

«Койда» отстает и явно халявит. Спасает её Медведь. Её смелость и упорство.

1030, тормознули напротив Медведево. Идем погулять. 

1130, пошли дальше. Архитекторы задержались, нашли интересное про Вознесенский храм 1756 года. Обещали поделиться фотографиями.

1128, перекат на реке. Их теперь много на Сухоне.

1242, 250 км. Еще пять километров пройдем на вёслах и потом прокатимся на буксире десяток. 

1250, «Вашка» задела камень недалеко от Камчуги в перекате. Неприятный бух и ощущение.

1305, деревня Камчуга.

1323, 245 км.

1346, беру флот на буксир, как и обещал. Встречный ветер отбивает охоту грести веслами.

1414, 240 км. Передаю на сельдяные карбасы обед: термосы и бутерброды.

1442, 235 км.

1549, 225 км. Сел погрести на «Вашке». Холодно вокруг.

1508, 230 км.

1630, за последний час прошел всего 2 километра. Сильный встречный ветер. 

1653, на подходе к Коченьге задели еще один камень. Теперь их, после того как уровень воды в реке по летнему упал, много поднялось со дна. Нужно идти строго по фарватеру.

1720, деревня Коченьга.

21 июня

Утро, завтрак на столе.

Женя проснулась.

Но не совсем…

1010, вышли со стоянки сквозь дамбы и пороги. 

Перекат Клюк. Разучеваем повороты на месте. 

1040, перекат Обстово. 

1055, 215 км. Ой, перекатов как много пошло, один за другим!

1105, перекат Пасынок.

Притоки Глухой Леваш и Живой Леваш.

1135, 210 км. Идем строго по створам. 

1150, перекат Верхний Кривец.

1230, 205 км. Рыбаков полно на реке и расчесок – это такие ёлки, которые кладут поперек течения комлем к берегу и рыбачат там рыбу.

Перекат Нижний Кривец.

1310, причалили на 200 км.

Обедали, тренировались  с постановкой фоков. 

1500, отошли. Порог Великие Борозды. 

1513, поселок Дор.

1520, 195 км. Буксируемся против ветра. 

1700, выехали из Сергеевской слободы. Пока ветра нет — на веслах. Мужик с миноискателем бродит.

1800, 185 км. Плохо обставленый порого Осетры. Створов не хватает. 

1816, остров Базис. 

1824, 180 км.

1850, 175 км.

1915, пришли в Березовую слободу. 

Сегодня два раза бахнул «Вашкой» о камни. Один раз когда отклонился от фарватера. Второй — на фарватере, при подходе к берегу. Оба раз не сильно. Как это будет дальше — не знаю. 

Хорошая, живая деревня эта Березовая слобода! Наверное, газовики здесь живут.

22 июня

Утро.

0945, отошли от Березовой.

1025, Нюксеница.

1045, закончили проходить бесконечную Нюксеницу.

1115, тормознули в Старом Городище. Перед этим разок чиркнул килем по камням. Вода стала чище — увидел камни. 

1215, поехали дальше. Перекат Ляжка.

1245, 155 км.

1255, заструга Игумениха.

1335, 145 км.

1420, деревня Озерки. Были в замечательном музее у Марины Матвеевой.

1545, вышли из Озёрков. 

1605, прокатились по камню напротив Матвеева. Не зря перекат называется Вилы. Я промахнулся на створах.

1610, 135 км. Ошарашен камнем, на котором проехали два карбаса.

Приехали в Бобровское.

1750, прекрасный Медведь уехал. Сошел в Бобровском, под колокольней. Команда карбаса «Койду» едет теперь осиротевшей. Начались красивые берега, которые ниже по течению называют «опоки».

Перекат Говейник.

1817, 125 км, взял флотилию на буксир. 

1843, 120 км.

1904, 115 км. Встали на мысу Вострое рядом с большим населенным пунктом. Но главное здесь – левый берег.

23 июня

1035, поговорили о курсах относительно ветра и вышли из Вострого. 

1050, идем на веслах. Проходим Борщевик. 

1118, 110 км, беру флот на буксир.

Экипаж «Мотуги» видел медведей, загорающих на берегу.

1155, одну лодочку тащу на буксире, а остальные гребут упрямо.

1232, 100 км. Встретили плот «Ладный». Кажется, он даже зарегистрирован. Чудеса)

1314, 95 км.

1405, Васькин ключ.

Тренируемся ставить паруса. Ветер очень слабый и попутный. 

1519, 80 км.

Полдораса. Встали на прицеп. Скоро Опоки. 

1423, 85 км. Волнуемся перед порогами Опок. Что здесь в такую малую воду? Не унесет ли нас, как зацепиться? Одним словом, нервничаю.

1544, еще один ладный плот на мели перед Опоками. Экипаж немного пьян. 

Подошли к порогу. Он оказался хорошо проставлен и глубок. Очень прекрасно.

1740, закончили проходить Опоки. Почему этот порог считается таким сложным? Наверное, на вешней воде.

Встали на стоянку на левом берегу, там где бьет фонтан. Эту струю включили геологи, когда бурили здесь землю. Что-то искали. Нашли воду, которая летом и зимой украшает округу теперь.

Есть здесь еще хорошая штука — разрисованный домик с автографами. «Лена, я тебя люблю».

24 июня

Между прочим, утро у нас начинается с фотографирования карт сегодняшнего перехода. Смотрим, что будем проходить и как оно будет называться.

0950, стартовали.

Встречный ветерок сдувает гнус и печали. 

1035, 65 км. Гребу один. 

1128, 60 км. Взял «Итить» на буксир. Река мелеет на глазах.

Остановились рядом с Печеньгой. Увидели пустой дом без хозяев и позволили себе очень аккуратно туда заглянуть…

И, конечно, сессия с газом на колесах!

1325, отходим от Печеньги. 55 км.

Каменная река!

1400, 50 км. Ура, видим створ. 

По карте вокруг подводные дамбы.

1450, последние 30 минут крутилась над нами гроза. Чуть было мы фоки не поставили.

1548, в кой-то веки идем под парусами! 

1621, мчимся на парусах перед грозовой тучкой. Сладилось. 

1702, свинство — заросшие створы. Река высохла и створов нет.

1714, 25 км. 8 рыбок нам дали рыбаки. Верный знак того, что мы молодцы. Подарок от реки за проделанную работу. Река давно привыкла к лодочным моторам, смирилась и вдруг — вёсла и клинкерные борта карбасов. Представляете, как она внимательно слушает эти звуки?

1740, вышли из 20-тки километров до Великого Устюга.

Около 2000, встали на косе рядом с курортным поселком. Зарево огней города уже совсем рядом. Отсюда он кажется загадочным. Мы вышли из леса и завороженно смотрим туда, в завтрашние дела. А у Ани сегодня день рождения, попутный ветер, рыба, которую подарили, и именной спасжилет. Тихонько празднуем.

25 июня

0945, стартовали. Перед этим помыли своих лошадок: прополоскали слани, выгребли песок, собрали то, что нужно будет выбросить в мусор. Одним словом, приготовились к финишу. 

P.S. Перед самым Великим Устюгом я позорно прозевал створ и мы сели на каменную гряду. Долго, мучительно снимались, таскали карбасы в поводу, пока не вышли на глубокую воду. Пришли в Устюг и встали у гостеприимного понтона Виктора Чучина. Дальше карбасы пойдут в Архангельск. А нам очень пора стоить большой морской карбас в Москве и плыть в сказочную Мангазея.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 11 =

Прокрутить вверх