Мангазейский морской ход, март — апрель 2023

В марте 2023 года наш проект «Плавучий лекторий «Мангазейский морской ход» получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив .

«Плавучий лекторий» — совместная  инициатива Товарищества поморского судостроения (Архангельск) и Политехнического музея (Москва). Проект включает в себя постройку большого (9 метров длиной) морского карбаса, съемку фильма и речную экспедицию из Великого Устюга в Архангельск по Северной Двине в 2023 году, а в 2024 году – плавание по старинному Мангазейскому морскому ходу через Канинский и Ямальский волоки по Белому, Баренцеву, Печерскому, Карскому морям в Обь, в «Златокипящую Мангазею».

Экспедиционный морской карбас будет строиться в Москве – по старинным технологиям. Увидеть процесс постройки и поучаствовать в нем смогут все желающие жители и гости столицы.

Итогом проекта станет большая выставка в Политехническом музее, рассказывающая об уникальной технологии открытий, позволившей совершить в 16 веке стремительный рывок в колонизации России от Урала до самых берегов Тихого океана.

Проект совмещает формат экспедиции-плавания на традиционном поморском судне и программу лекций-выступлений по пути следования. Цель Плавучего лектория — познакомить местных жителей с уникальной культурой судостроения, историей процесса освоения огромных пространств Востока России, арктическими плаваниями, технологией, позволившей меньше, чем за сто лет открыть земли от Урала до Дальнего Востока. Для этого в городах, районных центрах и населенных пунктах по маршруту экспедиции будут устраиваться лекции, выставки и концерты.

Подготовка к проекту началась еще летом 2022 года, когда участники клуба «Морские практики» во главе с капитаном Евгением Шкарубой прошли на карбасе «Вашка» вокруг полуострова (острова) Канин https://tinyurl.com/2p9c4f2j.

Осенью того же года в лесном хозяйстве под Архангельском был заготовлен лес для постройки лодки.

Весной 2023 пришло время приступить к строительству самого карбаса.

Март 2023

В марте на верфь привезли лес, заготовленный для морского карбаса осенью в Красноборском районе: кокоры для штевней, киля и шпангоутов, сосновые бревна и восьмиметровые доски с обзолом для обшивки лодки. Разгрузили материалы вместе со студентами САФУ.

К середине марта начали подготовку материала к строительству: «раздевать» или «окаривать» (то есть, очищать от коры) бревна и кокоры.

В работе принимали участие наши мастера, волонтеры, а также гости верфи – например, группа московсих туристов из Russia Discovery.

Кокорой на Севере называют ту часть дерева, где его корни переходят в ствол, образуя собой угол. При этом кокоры – самые крепкие части дерева, благодаря чему они использовались для изготовления штевней и шпангоутов поморских лодок и в частности – карбасов.

Для постройки девятиметрового карбаса нам понадобятся две больших кокоры для штевней и не меньше восьми малых кокор на шпангоуты – поперечные связи лодки.

К концу марта столяр верфи Артем Бывальцев выпилил первый закоренок  (деталь, которая станет ахтерштевнем морского карбаса), а затем и большую кокору, которая будет  образовывать киль с форштевнем.

Трудность составляет то обстоятельство, что многие из заготовленных нами кокор внешне выглядя крепкими и здоровыми, внутри оказываются гнилыми. Вариантов решения этой проблемы два: выпиливать нужные элементы, виртуозно обходя гниль или искать новые кокоры. Пока пробуем первый вариант.

И не теряем оптимизма (но не все).

Заготовленную для форштевня с килем кокору уложили в опилочную «постель». Там она будет сушиться до конца мая.

Торцы спиленных сучков в части штевня законсеривировали, чтобы замедлить процесс испарения влаги и предотвратить появление трещин.

Апрель 2023

В начале месяца на верфь привезли два куба бруса и большой лафет 200 на 600 в комле – для постройки стапеля большого морского карбаса.

В апреле выяснилось, что заготовленного осенью леса не хватает на рангоут. Этот вопрос был оперативно решен благодаря Управлению лесничествами Архангельской области, которые, сочувствуя идеям деревянного судостроения, разрешили нам организовать экспедицию в лесные хозяйства за Ижмой и взять кругляк на мачты в ООО «Тайга-3».

В высоких весенних сугробах команде удалось выбрать и спилить несколько елок, и комплект леса для большого морского карбаса был, наконец, полностью заготовлен.

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#ПоморскаяШхуна #Makita #JET #Powermatic

Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с @club12622046 (Северным Арктическим федеральным университетом) и @club59450222 (Северным морским музеем) при поддержке @club32129399 (Агентства регионального развития), @club143830192 (Фонда президентских грантов), @club205606768 (Президентского фонда культурных инициатив), @club207695564 (Губернаторского центра), @club79453339 (Министерства культуры) и Правительства Архангельской области.

Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента @club89293352 (Powermatic) и @club185518999 (Makita).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − двенадцать =

Прокрутить вверх