Капитанское злато-серебро, коробчонки для лягушонок, драматическая лесная история и весеннее движение сока. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
10 апреля, понедельник
Отныне рабочий день на верфи начинается с производственной зарядки.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-5.jpg)
Зарядка заключается в том, чтобы таскать двухсоткиллограммовые карбаса: заносить их в ангар, выносить обратно, переворачивать и менять их между собой местами.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-9.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-6.jpg)
Игорь карбаса ремонтирует, а Саша клеит брус сто на сто для их транспортировки.
КочетА – древянные штыри, которые вставляются в специальные гнезда на бортах. Эти вертикальные штыри заменяют на традиционных лодках уключины для весел. При гребке весло упирается в кочет, во время обратного взмаха – весло удерживается специальной веревкой или свитой в кольцо. На рыбацких лодках кочета делают быстро-съемными, чтобы легко выбирать на борт сеть. Наши кочета покрепче и всётаки они иногда ломаются во время гребных гонок. Игорь приготовил комплект кочетов на карбас «Итить». Аббревиатура КЛ – видимо, обозначает «корма-левый», НЛ – нос-левый. Е.Ш.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-4.jpg)
Скоро четыре карбасы отправятся на работу к истокам Вологи. Нужно их как то вести. По этому, главный хозяйственник верфи Александр делает для них специальные двухуровневые кильблоки. Е.Ш.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-1.jpg)
Артем клеил, клеит и будет клеить ламели для доклейки дейдвудного угла форштевня. Что это такое, объяснить на словах трудно. Но скоро мы это должны увидеть воочию.
Кстати, насчет шхуны выяснилось кое-что интересное: После недавнего визита на верфь Наталья Сергеевна Бондарчук собирается спускать нашу шхуну на воду уже этим летом.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-30.jpg)
Ой-ей… В июне… с Натальей Сергеевной и с Мизгирём! А у нас еще конь не валялся! Что делать, что делать… Разве что работать без выходных и в три смены – и то не знаем, как управимся с этой сензонностью.
Антонов продолжает вить гнездо на кухне. Что ни день, то новая полочка под рукой.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-2.jpg)
Завтра Женя собирается снаряжать экспедицию в лесное хозяйство за Ижмой – по делам «Мангазейского морского хода». Дело в том, что кокоры для своего большого карбаса мы заготовили, а вот леса на рангоут нам отчаянно не хватает. Накануне, мучимый заботами о мачтах, Женя забрел в Управление лесничествами Архангельской области, где был радушно встречен и утешен. «Что ж мы, не русские люди? – сказали лесные управители, – Знаем про ваш московский карбас. Вот вам ООО «Тайга-3», возьмите лес у них и идите с Богом!» Завтра поедем.
11 апреля, вторник
С утра Женя, Артем и Нуркен отправились в лес. Необходимость спилить несколько ёлочек на мачты назрела довольно давно. По необъяснимым причинам выбор пал именно на сегодняшний день, чтобы – внимание! – успеть заготовить лес до весеннего движения сока (вот как красиво звучит). Возможно, именно в весеннем движении сока таилась интрига, породившая все дальнейшее драматическое развитие лесного сюжета.
Дело в том, что через семь часов на верфь из леса смог вернуться только Артем. При этом Артем только смеялся и повторял два слова, ни одно из которых мы не можем здесь привести из соображений цензуры.
Если сильно скорректировать его комментарий, то мы узнаем, что в лесу все было чрезвычайно занятно и увлекательно. Снегу там было по самые… эм… э-э-э… в общем, снегу там было много, и весь он был мокрый. Ребята еле-еле доползли до середины намеченного пути и смогли спилить пару ёлочек, а вот вытащить их из лесу уже не смогли. Вытащили только самих себя (с большим трудом) и покинули лес несолоно хлебавши, в высшей степени уставшие (у Артёма было другое слово) и стопроцентно сырые.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/IMG_9245.jpg)
Женя и Нуркен сразу отправились по домам сушиться. Артём как самый стойкий (и обладающий сменной одеждой) вернулся на верфь. Переоделся в сухое, ходит по верфи, поклеивает доски на дейдвуд и смеется. Говорит: «Хочешь, Катя, поехать с нами в лес в следующую пятницу? А? Не желаешь ли прошвырнуться, а? А то давай! Интересно же!» – и удаляется вглубь верфи, повторяя те два слова, с которых он начинал свой рассказ.
Всякое другое событие за день меркнет по сравнению с этой историей, так что здесь занавес опускается и рассказчик умолкает. Антракт.
12 апреля, среда
День космонавтики, у Игоря праздник – он полтора года строил космодром «Байконур», видел вблизи «Бураны» и старт ракеты за пять километров. Говорит, что при запуске в груди всё дрожит.
Артём не понимает, почему на дворе праздник, а мы еще трезвые. Ответ: потому что мы работаем.
Александр продолжает возводить карбасные короба – коробчонки (кильблоки), в которых наши лягушонки поедут в Москву.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-15.jpg)
Студенты демонтируют сугроб возле входа на верфь, прямо вот на запчасти его разобрали.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-13.jpg)
Пришла окончательная весна.
13 апреля, четверг
У Александра-механика разбежались козлики. Такие маленькие деревянные козлики: пять из восьми на месте, а еще трое оставшихся где-то скачут, никто не видел?
Пришли новые футболки для нашего сувенирного магазина.
Катя сделала интервью с архитектором Павлом Диковым. Его выставка, кстати, имеет на верфи большой успех.
Особенно вот эта работа.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/NgmjAkNJzSA.jpg)
14 апреля, пятница
На верфь привезли сундуки с капитанским златом-серебром: Жениными любовно оцинкованными шпильками и гайками от компании Судостроительной компании «Алмаз».
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-20.jpg)
Только посмотрите, как они велики и как блестят.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-19.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-17.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-18.jpg)
Игорь с Артемом приклепывают шпангоуты «Сейгода».
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-22.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-23.jpg)
Катя создает столярные вариации на тему Мондриана.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-21.jpg)
Женя ведет экскурсии – для директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева Натальи Шашковой и директора Музея МХАТа Софьи Грачевой, а еще для всей администрации Ломоносовского округа Архангельска.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-29.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-27.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-28.jpg)
Приходят гости на выставку «Живые дома» архитектора Павла Дикова.
16 апреля, воскресенье
Школа судостроения выходного дня продолжает преисполняться в своем судостроительном познании. Дошли уже до рангоута. Занятия ведет Ольга Кузнецова. Что она делает?… читает детям «Фрегат Звенящий» Крапивина. Самая лучшая книга на русском языке об устройстве парусных судов. Е.Ш.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/APR10-1623-32.jpg)
ШШШ шпангоуты шхуны. А.А.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2023/04/WgTcGfVDPcM.jpg)
Фото: Катя Суворова, Евгений Шкаруба, Александра Антонова. Коментарии – Евгений Шкаруба, Александра Антонова
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#Makita #JET #Powermatic
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.