Капитанское злато-серебро, коробчонки для лягушонок, драматическая лесная история и весеннее движение сока. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
10 апреля, понедельник
Отныне рабочий день на верфи начинается с производственной зарядки.
Зарядка заключается в том, чтобы таскать двухсоткиллограммовые карбаса: заносить их в ангар, выносить обратно, переворачивать и менять их между собой местами.
Игорь карбаса ремонтирует, а Саша клеит брус сто на сто для их транспортировки.
КочетА – древянные штыри, которые вставляются в специальные гнезда на бортах. Эти вертикальные штыри заменяют на традиционных лодках уключины для весел. При гребке весло упирается в кочет, во время обратного взмаха – весло удерживается специальной веревкой или свитой в кольцо. На рыбацких лодках кочета делают быстро-съемными, чтобы легко выбирать на борт сеть. Наши кочета покрепче и всётаки они иногда ломаются во время гребных гонок. Игорь приготовил комплект кочетов на карбас «Итить». Аббревиатура КЛ – видимо, обозначает «корма-левый», НЛ – нос-левый. Е.Ш.
Скоро четыре карбасы отправятся на работу к истокам Вологи. Нужно их как то вести. По этому, главный хозяйственник верфи Александр делает для них специальные двухуровневые кильблоки. Е.Ш.
Артем клеил, клеит и будет клеить ламели для доклейки дейдвудного угла форштевня. Что это такое, объяснить на словах трудно. Но скоро мы это должны увидеть воочию.
Кстати, насчет шхуны выяснилось кое-что интересное: После недавнего визита на верфь Наталья Сергеевна Бондарчук собирается спускать нашу шхуну на воду уже этим летом.
Ой-ей… В июне… с Натальей Сергеевной и с Мизгирём! А у нас еще конь не валялся! Что делать, что делать… Разве что работать без выходных и в три смены – и то не знаем, как управимся с этой сензонностью.
Антонов продолжает вить гнездо на кухне. Что ни день, то новая полочка под рукой.
Завтра Женя собирается снаряжать экспедицию в лесное хозяйство за Ижмой – по делам «Мангазейского морского хода». Дело в том, что кокоры для своего большого карбаса мы заготовили, а вот леса на рангоут нам отчаянно не хватает. Накануне, мучимый заботами о мачтах, Женя забрел в Управление лесничествами Архангельской области, где был радушно встречен и утешен. «Что ж мы, не русские люди? – сказали лесные управители, – Знаем про ваш московский карбас. Вот вам ООО «Тайга-3», возьмите лес у них и идите с Богом!» Завтра поедем.
11 апреля, вторник
С утра Женя, Артем и Нуркен отправились в лес. Необходимость спилить несколько ёлочек на мачты назрела довольно давно. По необъяснимым причинам выбор пал именно на сегодняшний день, чтобы – внимание! – успеть заготовить лес до весеннего движения сока (вот как красиво звучит). Возможно, именно в весеннем движении сока таилась интрига, породившая все дальнейшее драматическое развитие лесного сюжета.
Дело в том, что через семь часов на верфь из леса смог вернуться только Артем. При этом Артем только смеялся и повторял два слова, ни одно из которых мы не можем здесь привести из соображений цензуры.
Если сильно скорректировать его комментарий, то мы узнаем, что в лесу все было чрезвычайно занятно и увлекательно. Снегу там было по самые… эм… э-э-э… в общем, снегу там было много, и весь он был мокрый. Ребята еле-еле доползли до середины намеченного пути и смогли спилить пару ёлочек, а вот вытащить их из лесу уже не смогли. Вытащили только самих себя (с большим трудом) и покинули лес несолоно хлебавши, в высшей степени уставшие (у Артёма было другое слово) и стопроцентно сырые.
Женя и Нуркен сразу отправились по домам сушиться. Артём как самый стойкий (и обладающий сменной одеждой) вернулся на верфь. Переоделся в сухое, ходит по верфи, поклеивает доски на дейдвуд и смеется. Говорит: «Хочешь, Катя, поехать с нами в лес в следующую пятницу? А? Не желаешь ли прошвырнуться, а? А то давай! Интересно же!» – и удаляется вглубь верфи, повторяя те два слова, с которых он начинал свой рассказ.
Всякое другое событие за день меркнет по сравнению с этой историей, так что здесь занавес опускается и рассказчик умолкает. Антракт.
12 апреля, среда
День космонавтики, у Игоря праздник – он полтора года строил космодром «Байконур», видел вблизи «Бураны» и старт ракеты за пять километров. Говорит, что при запуске в груди всё дрожит.
Артём не понимает, почему на дворе праздник, а мы еще трезвые. Ответ: потому что мы работаем.
Александр продолжает возводить карбасные короба – коробчонки (кильблоки), в которых наши лягушонки поедут в Москву.
Студенты демонтируют сугроб возле входа на верфь, прямо вот на запчасти его разобрали.
Пришла окончательная весна.
13 апреля, четверг
У Александра-механика разбежались козлики. Такие маленькие деревянные козлики: пять из восьми на месте, а еще трое оставшихся где-то скачут, никто не видел?
Пришли новые футболки для нашего сувенирного магазина.
Катя сделала интервью с архитектором Павлом Диковым. Его выставка, кстати, имеет на верфи большой успех.
Особенно вот эта работа.
14 апреля, пятница
На верфь привезли сундуки с капитанским златом-серебром: Жениными любовно оцинкованными шпильками и гайками от компании Судостроительной компании «Алмаз».
Только посмотрите, как они велики и как блестят.
Игорь с Артемом приклепывают шпангоуты «Сейгода».
Катя создает столярные вариации на тему Мондриана.
Женя ведет экскурсии – для директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева Натальи Шашковой и директора Музея МХАТа Софьи Грачевой, а еще для всей администрации Ломоносовского округа Архангельска.
Приходят гости на выставку «Живые дома» архитектора Павла Дикова.
16 апреля, воскресенье
Школа судостроения выходного дня продолжает преисполняться в своем судостроительном познании. Дошли уже до рангоута. Занятия ведет Ольга Кузнецова. Что она делает?… читает детям «Фрегат Звенящий» Крапивина. Самая лучшая книга на русском языке об устройстве парусных судов. Е.Ш.
ШШШ шпангоуты шхуны. А.А.
Фото: Катя Суворова, Евгений Шкаруба, Александра Антонова. Коментарии – Евгений Шкаруба, Александра Антонова
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#Makita #JET #Powermatic
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.