Елена Тихомирова, портреты верфи
Подготовила Катя Суворова
«Мы были на ледоколе, смотрели его внутреннюю оснастку, знакомились с людьми разных профессий. Их труд одновременно и высокоинтеллектуальный, и физически напряженный. Мы прямо записывали за ними: «Чтобы стать судном-победителем, что для этого нужно делать? Для этого нужно работать». Это очень хороший ответ, особенно для молодежи.
Я преподаю в четвертом классе основы религиозных культур и светской этики. Так вот, когда мы с ребятами беседуем, очень сложно вывести их на слово «работать». Еще сложнее со словом «трудиться» – делать тогда, когда трудно. Но мы видим, что культура – это как раз когда трудно. Когда ты прилагаешь интеллектуальные и физические усилия, переступаешь себя, переступаешь трудности своего тела.
Так вот, у людей, которых мы встречали на ледоколе и на судоремонтном заводе, у тех, кто занимается этим сложным интеллектуальным и физическим трудом, просто необыкновенно лица».
В рубрике #ПортретыВерфи мы рассказываем об участниках нашего проекта и гостях «Поморской шхуны» – волонтерах, путешественниках, мастерах и судостроителях. В августе в рамках программы «Больше, чем путешествие» на верфь в Архангельск приехала большая группа волонтеров-туристов из разных городов Сибири и центральной России. Гости знакомились с северной культурой и архитектурой, традиционным и современным судостроением, ходили на карбасах, угощались шаньгами, учились работать с плотницким инструментом и строили деревянный корабль вместе с нами.
Мы пообщались с Еленой Тихомировой – заведующей кафедрой теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического института. Вместе с другими участниками группы Елена ходила в море, работала на рейсмусе и учила новые слова.
О доме со львами из давней мечты, о культуре как способе выжить, о Белом море, ласковом Севере, необыкновенных лицах и о том, почему физический труд глубоко интеллектуален – в материале Кати Суворовой.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-9.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-11.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-7.jpg)
Из Сибири в Архангельск
Наша группа собралась из разных городов Сибири: Чита, Иркутск, Барнаул, Новосибирск, а также из Европейской части страны: Тамбов, Рязань. Все мы приехали сюда по программе «Больше, чем путешествие», через проекты «Россия – страна возможностей» и «Большая перемена». Эта поездка стала бонусом, наградой для людей, которые с душой относятся к своему делу, видят проблемы с разных сферах сегодняшней жизни и свой человеческий потенциал реализуют – высокие слова, но это так! – на благо людям.
Все участники группы – это творческие люди, которые организовывали разные волонтерские мероприятия, встречи и лекции, вели экологическую и просветительскую деятельность.
Я заведую кафедрой теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического института. В прошлом году от общества «Знание» бросили клич, что вузовским преподавателям нужно прочитать лекции для школьников. Я много лет работаю в разных школах, поэтому у меня была возможность быстро организовать и прочитать такие лекции. Приятный сюрприз в виде поездки стал для меня совершенно неожиданным.
Можно было выбрать разные варианты путешествий: и в Петербург, и на юг. А я не видела другого Севера, кроме Новосибирска, и выбрала поездку сюда.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-12.jpg)
Другой Север и дом со львами
Здесь мы посмотрели совершенно великолепный музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Познакомились с необыкновенной архитектурой, о которой нам очень подробно рассказывали: про быт, про устройство дома, про то, насколько он приспособлен к холоду, насколько рационально и в то же время красиво устроен.
Я всю жизнь мечтала увидеть дом со львами, и вот, здесь я увидела его. Конечно, я была от него под сильнейшим впечатлением. Это такой необыкновенный русский бестиарий: в нем сочетаются и дохристианские и христианские мотивы, он расписан виноградными лозами, там можно увидеть и мировое древо, и уточек, и петушочков. В общем, полный восторг.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-1.jpg)
Мы говорим, что культура – этот тот опыт, который позволяет человеку выжить и в физическом плане, и как социально-культурному существу. Глядя на северную архитектуру, мы увидели, что в таких суровых условиях народ еще и украшал свою жизнь.
У нас были экскурсии в необыкновенный Краеведческий музей, где мы увидели крест, высеченный Петром Первым. Увидели необыкновенные северные иконы. Новосибирск, например, не очень намоленный город, ему всего сто тридцать лет – а здесь мы увидели древние иконы и артефакты, прикосновение к которым вызывает трепет.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-8.jpg)
Ледокол и лица Севера
Мы посетили Северный Морской музей с массой технических экспонатов, приспособлений, которые показывают развитие техники, механики, судостроения и оснащения кораблей. Здесь меня снова больше всего вдохновило народное творчество: лодка-садок, предназначенная для сохранения живой рыбы. Рыбу в Москву с Севера везли мороженой, в обозах или бочках, а здесь народная смекалка нашла возможность сохранить рыбу живой.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-2.jpg)
Мы знакомились с высокотехнологичными производствами: были на судоремонтном заводе, видели, как освобождают от старой краски дно огромного лайнера, как его пескоструят, и какая сложная это работа.
Мы были на ледоколе, смотрели его внутреннюю оснастку, знакомились с людьми разных профессий. Их труд одновременно и высокоинтеллектуальный, и физически напряженный. Мы прямо записывали за ними: «Чтобы стать судном-победителем, что для этого нужно делать? Для этого нужно работать». Это очень хороший ответ, особенно для молодежи.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-10.jpg)
Я преподаю в четвертом классе основы религиозных культур и светской этики. Так вот, когда мы с ребятами беседуем, очень сложно вывести их на слово «работать». Еще сложнее со словом «трудиться» – делать тогда, когда трудно. Но мы видим, что культура – это как раз когда трудно. Когда ты не скачешь по своим биологическим хотелкам, а прилагаешь интеллектуальные и физические усилия, переступаешь себя, переступаешь трудности своего тела. Так вот у людей, которых мы встречали на ледоколе и на судоремонтном заводе, у тех, кто занимается этим сложным интеллектуальным и физическим трудом, просто необыкновенно лица.
Море
Конечно, огромные впечатления у нас от Белого моря. Я видела Черное море, у нас в Новосибирске есть рукотворное Обское море, но на Севере море особенное. Пусть оно и холодное, но приняло нас благосклонно: в Архангельске не было ни дождей, ни штормов, ни холода.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-15.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-16.jpg)
На разъездных катерах Росморпорта мы ездили на остров Мудьюг – это и необыкновенный природный заповедник, и очень трагическое место, музей концлагеря. Поскольку я заведующая кафедрой музеологии, то для меня этот наполовину заброшенный музей был отчасти печальным зрелищем. С другой стороны, память о погибших в лагере соотечественниках активно сохраняют волонтеры – и это хорошо. Видно, что люди стараются, чтобы это было красиво, везде расставлены вешки, чтобы не наступить на колючую проволоку. Огромное Белое море, остров, сосны, лагерь – все это произвело на нас возвышенно-грустное впечатление.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-13.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-14.jpg)
Верфь
На верфи мы изготовили шпангоут «Поморской шхуны». Чертили шпангоут на плазе, делали его шаблон, торцевали доски вручную и электрической пилой. Девочки работали рубанком, взрослые люди работали и топором – знакомились и с инструментом, и с технологиями.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-20.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-19.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-17.jpg)
Я работала на рейсмусе (и выучила новые слова!). Это была тяжелая для меня, но тем не менее, очень интересная работа.
Здесь мы снова возвращаемся культуре, ведь культура – это и технологии тоже. Как сделать так, чтобы корабль поплыл, чтобы при этом он был красивым? Несомненно, физическая работа судостроителей – это тоже творчество.
Очень важно, что поднимая шпангоут на киль шхуны, мы увидели результаты нашего труда. Часто офисные работники не видят результатов своего труда, а здесь мы буквально потрогали его руками. Мы благодарны работникам верфи, которые показали нашим ребятам, что работа руками – это высокоинтеллектуальный труд.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/w1mc-hcpQIY.jpg)
Конечно, очень интересно было познакомиться с плотником и архитектором Александром Антоновым, который показал нам технологии работы с деревом. Его оформление верфи, его архитектурное обустройство пространства, его игрушки… Дважды он угощал нас традиционным поморским ужином: северными шаньгами, выпеченными в специальных формах, доставшихся ему по наследству, рыбой, приготовленной по особой технологии. Безусловно, талантливый человек талантлив во всем!
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-5.jpg)
Хочется отметить всех организаторов нашей поездки, которые сумели аккумулировать вокруг себя такое количество людей и подарить нам столько возможностей от строительства судна до плавания на Мудьюг и визита на ледокол. Это и Михаил Крупенин, и Альвина Ширинская, и мастера Иван с Игорем, и Евгений Тенетов из Северного морского музея, и все, кто встречал нас в каждом пункте нашего северного путешествия.
Необыкновенные люди, необыкновенные лица, необыкновенный говор архангелогордцев – все это мы будем еще долго вспоминать и осмыслять, а приехав домой, расскажем обо всем своим студентам.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/08/BCHP-3.jpg)
Фото: Катя Суворова, Альвина Ширинская
#ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна
Проекты верфи в 2022 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов и Губернаторского центра Архангельской области.