За жизнь творящих в небрежении и упование отложивших.
Тост Сергея Морозова
Лето 2022 года. 18 июня. Мезень
Поздно вечером участники экспедиции прибыли в Мезень. Команда «Вашки» — четыре человека: Александр Орионов, Валерий Иржанов, Игорь Гранков, Евгений Шкаруба. Нам предстоит пройти сложный маршрут вокруг полуострова Канин. Или, если сказать более точно, вокруг острова Канин. Такая поправка полуострова на остров возможна, если признать, что реки Чижа, Переходница и Чеша вместе с озерами Малым Парусным, Парусным и Сухим разделяют полуостров Канин на южную и северную части.
«Ещё около 250 лет назад Канин на некоторых картах обозначали как остров Канде Нос, что отражало наличие судоходного пути в южной части полуострова (Чёшский волок), по которому поморы перетаскивали свои кочи из реки Чижа в реку Чёша, впадающую в Чёшскую губу».
Википедия
Безотносительно географических тонкостей, дорога c Беломорского побережья полуострова Канин по рекам Чижа, Переходница и Чёша — давно известный и безопасный путь, которым пользовались в самую старину и пользуются сегодня. Называлась эта дорога Чешский волок, хотя волока как такого там нет. В старину Чешским волоком ходили на карбасах и кочах в Сибирь, минуя опасные мысы полуострова Канин (его северной оконечности). Сегодня этим путем пользуются жители деревни Чижа, когда ездят на рыбалку и охоту. Время от времени по этому пути проходят туристы на байдарках и резиновых лодках. Говорят, что наш карбас великоват (7,5 длина 2,2 ширина) для извилистой и узкой Переходницы и Сухого озера. Говорят, что можно пройти на карбасе только весной с вешними водами. Говорят, в Сухом озере вместо воды няша — глина с водорослями, в которой можно утонуть, потому что у нее нет дна, она засасывает и присасывает суда во время отлива. Ужасы говорят, одним словом. Нужно все это проветрить, разведать дорогу на Восток через Канин на карбасе «Вашка».
19 июня
0500, «Вашка» готова и загружена вещами, топливом, провизией. Воды пока нет. Не питьевой, а той, что должна подняться в Мезени с приливом, подхватить наш карбас и отнести в море. Весной мы оставили карбас у берега, но тогда были вешние воды, а теперь их уже нет. Приливы не достают до «Вашки». Вчера мы с помощью покатов и аншпунга прокатили её к самомй воде. Ждем прилив.
0550, вода пришла быстро, стремительно. «Вашка» всплыла и мы только успели в нее запрыгнуть. Выходим в Мезень, на фарватер.
0630, слабый западный ветерок. Проходим Каменку. Начинается отлив и ускоряет наше движение вниз по реке в залив.
0645, закончилась морось. Поставили чайник.
0751, проходим спасительную Окуловку по левому борту. Сюда месяц назад мы причалили, занесенные снегом, когда шли из Кулоя. Здесь были обогреты у печки и спасены. А напротив деревни посреди реки стоит дерево, принесенное весенними льдами и поставленное на отмель. Угнездилось и зазеленело. Чудеса. Это нам хороший знак в дорогу.
0850, поставили паруса напротив створов на выходе в залив.
0900, мыс Толстик. Дальше море.
0940, отличный галфвинд левого галса с берега. Идем 8+ узла. Это с течением. Хорошо, но холодно. Хмуро.
1230, пьем чай из самовара. В море полно топляка и шарахается суммасшедший буксир с баржей на привязи. Обидно, не выходит на связь.
Карбас протекает где-то в носу. Рассохся за месяц стоянки.
1430, как и планировали, пересекли Северный полярный круг на широте 66°33′47′′.
1550, проходим деревню Несь по правому борту. Видим Моржовец за горизонтом по левому борту. Вышли на оперативный простор! Всю дорогу из Мезени рядом с нами надрывается буксир — тянет огромную баржу.
Внезапно буксир повернул назад. На попытки связаться с ним по УКВ продолжает молчать. Странно.
1745, вяжем узлы на солнце. Снимаем зимнюю одежду.
1820, показался мыс Конушин. А так все в пустоте ехали, ни берега не видно. Пытаемся рулить по старому корданному компасу , но сложно его приспособить… Остается только направление ветра, по нему и рулим ушами (кончиками ушей, если совсем точно).
2000, начали заход в устье Чижы. Фарватер долгий и петляет среди мелей. Заходить можно с полводы. Сейчас идет отлив, если не успеем зайти, проведем ночь на осушке.
2050, лебеди.
2146, встали к мысу Корговый, который прикрывает вход Чижи от моря. Мыс высокий и самый его край без няши. На это и купились. Быстро разбили лагерь, поужинали и уже легли спать, когда к нам приехали гости с военного полигона. Пришлось продолжать.
20 июня
Утром приехал начальник полигона и сообщил, что Канин закрыт для передвижения до вечера 21 июня. Все оказались предупреждены, кроме нас. Баржа вчера повернула не просто так. Каким образом мы пробрались сюда, никто не знает. Оленеводов из тундры всех уже вывезли. Если наш карбас заметят на контрольном облете перед стрельбами, нас тоже вывезут. Без карбаса, конечно. Для нас это не самая хорошая новость. Время нашей экспедиции идет неумалимо. Погоды стоят неровные, ни о каком штиле вокруг Канина нет и речи. Нужно успевать пройти маршрут.
Делать нечего. Сегодня гуляем в деревню Чижа. До деревни 5 км по тундре и через няшные ручьи, в которых можно утонуть.
Вдалеке виден наш мыс Корговый, а остальное — это все няша.
Прошли путь до Чижи за два с половиной часа. Удивительно, но Чижа оказалась очень живой деревней. Все дома целы, нет привычных руин, как в поморских деревнях по Мезени, по берегам Белого моря. Живут промыслом. Рыбалка, охота. Купили у местных женок двух гусей. Мы, собственно, за ними и ходили. И за тем, чтоб послушать, как местные относятся к словам военных. Чижане в один голос согласились, что пока ракета не пролетит — нам никуда идти нельзя. Увидят с вертолета и заберут. Вот какая ерунда. Приходится ждать. И еще говорят, ракет может навестись на карбас… Сама!
Много раз видел такие крыши, путешествуя по Норвегии. И только здесь узнал, что эти крыши устроены, чтобы сохранять холод в ледниках.
Вернулись на Корговый мыс. Карбас стоит хорошо. Мы закинули основной якорь подальше от берега на отливе, поэтому лодка не обсыхает без нужды. А для того, чтобы его можно было достать, на берег заведен второй якорь на длинной веревке.
Можно тушить гусей, свет и начинать терпеть лишения.
21 июня
Небольшой, аккуратный медведь пробежал утром через наш лагерь.
1410, вышли с мыса Корговый. В реку пока не идем, пока не сел вертолет, что станет сигналом — путь открыт, но двигаемся в Чижу, чтобы быть ближе к точке старта, не терять время прилива.
1610, вышли из Чижи. Прилив идет, вертолет сел. Связываться с ним не стали, верим, что все хорошо.
1802, то и дело обгоняем воду. Приливная волна не успевает за нашим движением по реке. Встаем, утыкаемся в мель. Ждем поднятия воды. Пьем за воду — и вот она уже рядом, поднимает карбас и мы идем вместе с ней дальше, вглубь Канина.
2018, прошли две смычки. Дело в том, что Чижа петляет так безбожно, такие закладывет коленца, что в старину были прорыты несколько смычек между петлями, которые серьезно сокращают путь. Смычки эти отлично видны на спутниковых снимках, которые Саша Орионов загрузил загодя в свой телефон и по которым мы сейчас замечательно орентируемся.
2048, зябковато… Если точнее, 7,8 градусов.
2135, озеро Парусное. Только благодаря спутниковым снимкам мы находим дорогу в лабиринте каналов и озер.
2203, бодро идем по Парусному озеру. Видим справа на берегу обломок ступени ракеты. Здесь эти остатки космических кораблей используют для изготовления кораблей морских. Много домиков, дачь, на берегах.
2210, зашли в реку Проходницу. Узко! Течение Проходницы продолжает быть попутным. Или уже начался отлив, или Парусное озеро не является водораздельным. Нет возможности разобраться в этом вопросе. Встретили в Проходнице обогнавшую нас лодку. Чижанин отвозил на Чешский берег оленевода после стрельб. А у нас тут экспедиция. Вот так: местные активно пользуются дорогой через Канин.
Говорит, что нам будет не пройти Сухое озеро. Если только попробовать протолкнуться вдоль правого берега.
22 июня
0030, встали на ночевку у последнего холма перед Сухим озером. Видим Чешский залив! Сможем мы завтра пройти туда или нет… Во всяком случае, попробуем.
1100, стартовали. До Сухого озера километр. Солнышко вселяет увереность.
1130, вышли на Сухое озеро. Попробовали двинуться вперед и через пять метров встали, уткнувшись в няшу. Перед тем, как повернуть обратно, решили попробовать двигаться вдоль правого берега, как нам многие советовали и никто не пробовал.
Повернули карбас в право, вышли на берег и пошли вдоль по правому берегу озера. Карбас, как миленький, пошел за нами на веревочке. Время от времени отталкиваем карбас от берега шпрюйтом, но в основном он и сам отлично обруливает мысы озера. Карбас идет легко. Действительно, вдоль правого берега глубоко. Веревочка в 150 метров была припасена нами давно и специально — очень нам в этом помогли друзья из deel.ru. С удовольствием их порекламирую.
Бодро идем вдоль по озеру. Даже не верится, что так легко. Правда, приходится обходить весь периметр озера, включая заливчики которых много, но зато двигаемся без запинки. Идти приходится в высоких броднях по кустарнику и мокрым кочкам.
1320, собираемся срезать глубокий залив. Надули резиновую лодку, чтобы переправиться самим, затем продернуть туда и «Вашку». Саша и Игорь переехали на лодке, мы с Валерой перешли через няшу пешком.
Перетащили «Вашку» за собой. Посреди залива, который мы срезаем мель с няшей, карбас не идет, приходится упираться вчетвером, дергать веревку рывками, и так по пять-десять сантиметров продвигать карбас к своему берегу. С трудом, но вся эта затея увенчалась успехом.
До выхода из Сухого озера осталось совсем чуть-чуть. Не верим своей удаче и продолжаем идти вперед. Нет, чтобы сесть, перекусить, отметить — мы в угаре.
1400, закончили проходить Сухое озеро. Заходим в продолжение реки Проходница! Сильное попутное течение, уже думаем забраться в карбас.
1410, внезапно прилетел вертолет и эвакуировал нас обратно в Чижу. Стрельбы продолжаются! Карбас и привязанный к нему резиновый тузик остались внизу.
1548, вернулись из Чижи. Научились высаживаться из вертолета на ходу, чтобы не сдуло ветром. Командир вертолета сказал, что видел репортаж весеннего перехода «Вашки» по Кулою и никак не думал, что придется нас эвакуировать с Сухого озера. Удивляются, что мы его так быстро прошли, искали нас на Парусном.
Все-таки, озеро взяло с нас плату за проезд. Ветром от вертолета унесло мою шапку, штуку теплого белья и якорный конец с якорем, который лежал в тузике (перевернуло). Вывод простой: якорь всегда должен быть к чему-нибудь привязан!
1630, искали и не нашли главный якорь. Упал с тузика, перевернутого вертолетом. На борту теперь один якорь.
1636, едем дальше по Проходнице. Видимо, идет стремительный отлив. Кажется, мы несемся по горной реке.
Няша сияет светом космических звезд. Фантастическое зрелище.
1701, вышли в реку Чешу.
1720, наткнулись на стройку новой туристической базы здесь и на скучных работников плавкрана (разгружают груз для стройки).
1900, пришли к устью Чешы и ждем полной воды. В море встречный ветер и волна. Ужинаем и ждем воды.
2151, снялись с якоря. Выходим в море попробовать пройти над банками Чешского залива. Все еще с трудом верим, что мы прошли Канин насквозь.
2210, с трудом выходим в Чешский залив. Короткая волна над осушками подбрасывает то нос, то корму карбаса. Винт хватает воздух, мотор взвывает дурным голосом. Карбас бъется носом о встерчную волну. Неуютно в море. Не то, что на речках…
Берем курс на мыс Микулкин. До него около 70 миль. Моросит дождь.
23 июня
0110, короткая и высокая встречная волна и ветер. Сидим на корме, чтобы движок не хватал воздух винтом. Но и этого недостаточно. Тяжело идем в голымя.
0215, с востока пришел туман. Самое противное, что не видим никакого орентира, все бело вокруг.
0854, видим мыс Микулкин. Давно мы так не мерзли, как прошлой ночью. Ставим и убираем мачту и паруса. Ставим чай. Греемся.
Ночная волна, слава Богу, стихла. Слабый встречный ветер.
1100, прошли мыс Микулкин. Небольшой сулой поймали напротив мыса. Дико холодно.
Координаты мыса: широта — 67° 48′ 19.7» N, долгота — 46° 39′ 06.1» E. Это самая восточная точка нашего маршрута. Теперь идем на Север.
1235, айсберги по левому борту. Или это снег на склонах Канина?
1457, солнце растопило наши души. Прошли вход в речку Рыбная. Нет возможности заходить во все подходящие стоянки, пока погода позволяет, нужно идти и делать маршрут.
1700, прекрасный, солнечный фордевинд в наших парусах. Летим под прикрытием песчаных рифов.
После поворота.
1804, пришли в речку Восточная Камбальница. Снова на входе нам больше помогают спутниковые снимки, чем электронные карты. Высадились у мыса со старыми брошенными домами.
Прогулялись и решили идти по реке в глубь берега. Здесь будет неуютно, когда подует западный и севреный ветра, которые нам нужно будет пережидать.
Перешли в глубь притока Восточной Камбальницы — реки Коврига. Издалека увидели охотничьи избушки здесь, на мысу. Срочно ставим палатки. Ходим вокруг двух домов, накрываем стол, ставим самовар, едим, пьем, не мерзнем.
24 июня
0933, лежим по палаткам. Греемся в спальниках. Сегодня по погоде хода в море нет. После обеда в районе Канина Носа дует сильный встречный NW. Ждем завтра. Нужно хорошенько согрется и отдохнуть впрок. Там пойдем полтора суток без пеперыва вокруг Канинского Носа. Если бы у нас был месяц, мы попробовали бы зайти еще в пару речек здесь по пути. Но вермени у нас мало, приходится идти большими переходами.
Днем. Придумали надуть резиновую лодку и закрепить ее между мачт в перевернутом состоянии, типа крыши. Впереди у нас переход вокруг Канина и главная забота — не сойти с ума от холода, организовать отдых экипажа в спальниках. И надутый тузик иметь на борту — тоже хорошо.
Чтобы не скучать, придумали себе занятие — рыбачить рыбу. Получается ловить и есть сига. Так мы эту рыбу определили. Но может это муксун или еще что-нибудь благородное.
Гуляем по окресностям, но больше рассуждаем за столом.
25 июля
0200, подул свежий северо-запад, как мы и ждали. До этого несколько часов безветрия не соответствовали прогнозу и заставили меня понервничать: вдруг мы пропустили погодное «окно возможностей»? Вроде нет, все ок. Дует NW. Ждем вечера, когда этот ветер успокоится.
1250, арифметика.
Считаем время выхода из Восточной Камбальницы и время, когда нужно прийти на Канин Нос. Во первых, решили, что согласно метео-прогнозу нам нужно проходить Канин Нос 26-го во второй половине дня. Ветер NNE до трех баллов. Он только начнется, а значит, еще не успеет разогнать волну. Нам нужно будет только успеть завернуть за Канин Нос до того, как этот ветер усилится и поднимит волну, это будет к вечеру, а мы будем в это время уже спрятаны под берегом Канина. Теперь нужно понять, когда на Каниним Носу будет меньше приливных течений, чтобы не попасть на сильный сулой. Сначала считаем прилив: для Канина Носа основным пунктом является о. Сосновец. На Сосновце 26 июня малая вода в 1637. Поправка на на Канин Нос — 1 ч. Значит, малая вода на мысу в 1537. Начнется прилив. Приливное течение, согласно атласу, 135 градусов, попутное нам и значит, если с Севера все-таки будет идти накат, он будет еще шесть часов разглаживаться попутным приливным течением. Это нам подходит.
Проверяем по таблице течений. По течениям выходит, что в 1607 на Канином мысу точка стояния воды. И начинается прилив. Макс. тайм (время наивысшей скорости приливного течения) в 1911. Значит, все сходится к тому, что нужно быть на Канине в 1607.
Расстояние от Восточной Камбальницы до Канина с поворотами 90 миль. Со средней скоростью 5 узлов нам идти 18 часов. Значит, нужно выходить в 2200 или в 2100 с запасом на час 25 июня. На выходе из Восточной Камбальницы будет встречный ветер и волна с моря. Лучше, если в это время будет приливное течение, чтобы при посадке на мель был шанс сняться и чтобы течение разглаживало волну. Малая вода в Восточной Камбальнице 25 июня в 1706. В 2100 ч. будет четвертый час прилива и приливного течения. Что нас устраивает. Ветер NNE на выходе встречный, после выхода и поворота на курс — полный галфинд.
Как раз во время расчетов Виктор Петрович из Лешуконья передал через Полину, что проходить Канин нужно завтра после обеда. Подтвердил нашу арифметику. Как много сейчас значит его совет.
В Архангельске фестиваль «Белые ночи». Полина говорит, что все футболки c чертежом парусно-моторного бота разобрали, и постеры с чертежами деревянных судов, которые Даша Гасюн и Катя Суворова рисовали и рисовали, тоже успешно расходятся. Работает наша креативная команда! Плакаты с чертежами деревянных конструкций, устройства штурвалов, общие планы парусности уходят как пирожки! Это прекрасно.
Пьем. Говорим тосты. Слушаем Градского. Едим сигов, которые здесь водятся в изобилии.
1457, следим за заходом ветра по вымпелам «Вашки». Ветер должен смениться с западного на северный. Оттводим «Вашку» на губину, пока вода идет на убыль.
Флаги «Вашки» уже не вытянуты, а виляют из стороны в сторону и видны все более в профиль. Ветер заходит. Прячемся от него у очередной подветренной стенки. Переезжаем туда вместе со столом.
1700, палатка трепещет от порывов ветра, пытаемся отдохнуть впрок.
Вдруг повеело стужей. Полярной. Ветер повернул на север. И стал давать сбои. Это хорошо. Ждем, что он немного стихнет. Пора бы уже. И волна успокоится. Должна успокоиться.
Снял у палатки верх. Склеил из днища кокон 2 на 1 метр. Вставил пенки и спальный мешок. Не хочу мерзнуть на переходе. Саша и Валера последовали примеру. Склеили себе такой же непромокаемый кокон. Посмотрим, как это будет на практике.
Погрузились в карбас и стартовали. Впереди выход в море через рифы, 80 миль до Канина Носа, огибание мыса и 60 миль до Шойны с попутным северным ветром.
2106, выходим от избушек стоянки на речке Коврига.
2147, выходим в залив. Пока мы прикрыты песчанными островами и барами.
2300, идем между песчаными островами. Слева нас прикрывает в барханах песка остов Корга. Справа тонкая полоска бара. Ветер повернул на север. Небо очищается от сумрачных облаков.
2320, выходим в открытое море. Солнце. Слабый северный ветер.
2320, отвернули от рифов, которых не было на карте. Не бьют карты. А на спутниковом снимке эти рифы отлично видны. Как хорошо, что Саша Орионов их заблаговременно скачал.
2335, выходим на волну.
2240, едем чисто на Север, прямо на солнце.
26 июня
0000, ложимся на курс на северо-запад. Ветер от N. От запада же в море догуливает злая волна.
0005, судно прямо ро курсу. Берем на него. Что-то небольшое, типа нас. Оказалось сорваной швартовой бочкой с чайками.
0150, пробуем ставить паруса, помогаем им мотором. Скоро сможем увалимся на запад и ветерок зайдет. А главное, ложимся спать в спальники. Я на кормовой банке, Саша и Валера под тузик-буйном (по-поморски). Игорь на руле. Совсем это другое дело, ей-ей. Тепло, даже жарко.
0353, ветер зашел на запад. Убрали паруса.
0828, ночью ветер стих. Идем по разглаженой зыби. Подсвечивает солнышко.
1015, дождь.
156, выпиваем за прохождение мыса Канин Нос! С Севера надвигается густой облачный фронт.
1447, курс бабочка на траверзе Канина Носа. Плавно поворачиваем к югу.
1510, ветер от NNE усливается, ровно тогда, когда мы уже прикрыты от его волны.
1600, раскатистая попутная волна. Взяли риф на гроте, чтобы спокойно отдохнуть. Лег в свой полярный спальник насладиться полярным яхтингом.
2159, начало стихать. Включили мотор, чтобы успеть к полной воде в Шойну. Сегодня прилив там закончится в 2340. Нужно успеть до начала отлива, когда течение повернет нам на встречу и задерет (сделает короткой и высокой) волну. Карбас «Вашка» разгоняется до 8 и больше узлов. Пробует глиссирвать.
2220, видны дома Шойны по левому берегу.
27 июня
На подходе к Шойне выскочили на песчанный риф. Чудом проскочили между гребнями волн пару раз чиркнув килем по дну. Мои айсейлоровские карты окончательно дискредитированы. А вот яндекс-спутники Саши Орионова на самой высоте!
Нужно было видеть лица экипажа, когда я со страху стал объяснять, что сейчас нужно будет прыгать в воду и пытаться удержать карбас носом против волны, чтобы его не перевернуло. Держать, пока вода не уйдет, пока мы не обсохнем.
Игорь был в сапогах и принял эти ужасы в первую очередь на свой счет. Еле его удержали.
Это мы уже прошли риф. Но что-то в глазах осталось.
0000, пришли в Шойну.
Причалили к берегу рядом с разгружающейся баржей. Пошли и нашли ночлег у замечательной хозяйки Олеси. Почему-то нам обычно достаются бабушки-хозяйки, а в этот раз вдруг Олеся. Это справедливые бонусы накоплены за переход, не иначе. Перенесли вещи. Устроились и успокоились на ночь.
0900, под руководством неутомимого Игоря переставили карбас. Отвели его на глубину и поставили на якорь. Теперь он обсохнет на самой малой воде, прикрытый песчаной банкой. «На сухой воде волну косой отсечет«.
Гуляли в Шойне — это живой Клондайк нашего Севера. Нет руин, дома обвешаны винтами от моторов, все засыпано песком — результат экологической катастрофы после неразумной добычи водорослей. Но главное — остатки деревянных парусно-моторных ботов, которые еще совсем недавно были живы, а год назад случился такой шторм, какой бывает раз в 50 лет, и все окончательно угробил. Жалко.
28 июня
Днем еще гуляли и догуливали по поселку. В море за это время пронесли сильные северный и южный ветра. Ждем, когда они между собой окончательно договорятся, чтобы стартовать в Мезень. Останавливаться по дороге снова нет времени. Бегом мимо коварного Конушинского мыса в не менее коварный Мезенский залив. Около 120 миль.
Старые морские фортографии.
2230, попрощались с Олесей и ее братом Федором Нечаевыми. Загрузили наше барахлишко в карбас, сдули тузик и выходим из Шойны.
29 июня
0000, слабый ветер от W. В основном идем на моторе. Ложусь спать.
Днем, уже вчера, рассказывал в клубе ребятишкам из Шойны про кругосветное плавание «Джульетты». Это всегда хорошо — одаривать за гостеприимство рассказом о чем-нибудь интересном. Крутил записи из судового журнала и снова и снова вспоминал ту счастливую жизнь кругосветного плавания, которая уже прошла.
После рассказа в клубе пришла весть, что «Джульетта» нашла себе нового владельца. Это хорошо и грусно. Продолжит плавание и приключения. Лежу в спальнике в карбасе, как когда-то на баке «Джульетты» в открытом океане, и вспоминаю. Одно за другим наши плавания. От начала и до конца.
3000, ветерок и волнишка навстречу.
0420, поставили паруса и стараемся держаться ближе к берегу. Волна на мелях становится злее.
0540, усиление встречного ветра. Пытаемся отодвинуться в голымя под парусами.
0930, прошли Конушенские банки и с ними мыс. Поймали сулой. Стремно. Здесь какое-то безобразие с картами, течениями, волной. Куда-то нас все время очень быстро несет – не туда, куда нам нужно.
1020, не понятно, почему не меняется ветер. Снова встречный и с встречной волной. По прогнозу он давно должен повернуть на попутный.
Скорей бы Полярный круг обратно пересечь…
1450, наконец ветер подскис и заходит в корму. А то как-то было не по себе. Мы на широте Неси. Две тысячи человек здесь живут… Что делают? Это огромный поселок. А в Шойну живут 270 человек и в том числе 40 детей. Вспоминаем Шойну с удовольствием.
1605, пересекли Северный полярный круг.
1634, снял верхнюю куртку. Осталось еще четыре слоя.
1650, на горизонте начинают появляться берега Мезенского залива.
Чувствуем перемену направления течения нам на встречу. Еще недавно мы ехали 8-9 узлов, теперь 3 узла. Успеем ли к началу прилива в Мезень? Малая вода там в 20. К началу входного фарватера нужно прийти к 22, чтобы не обгонять прибывающую воду и спокойно пройти над каменными банками.
1830, сильное встречное течение напротив устья Кулоя. Волна стала крутой, с обрушивающимися гребнями. Карбас прыгает с волны на волну, часто переходит в глиссирующий режим, скатывается со склонов волн. За рулем Валера. Очень спокойно, даже флегматично рулит. Знает он, что такое брочинг? Нет. Мне от этого не по себе. Пробую поменять Валеру на руле и сразу успокаиваюсь. «Вашка» летит, устойчивая на курсе как паровоз, лайнер, ракета! Вот что значит длиннокилевое судно.
2000, подходим к началу фарватера. Притормаживаем наш бег.
Берешь сухарь, макаешь в соленое море и получается еда — поморская тюря.
2140, зашли за мыс Толстик. Мы в Мезени. Можно сказать, что все благополучно приключилось. Постепенно возвращаемся из Заполярного космоса. Всего наше плавание составило 520 миль.
Хочу еще раз выразить благодарность участникам похода — Александру Орионову, Валерию Иржанову и Игорю Гранкову — за их замечательные гениальность, смелость и упорство. Ура!
Фотографии Евгения Шкарубы и Александра Орионова.
P.S. Обломки парусно-моторных ботов, что лежат в Шойне, будем спасать. Чертежей этих ботов в нашем цифровом архиве почти 400 штук, можно посмотреть.
P.P.S. Все-таки он — остров!
Да отвратит беда свой лик суровый от всех идущих в море кораблей!
Замечательный рассказ про Русский Север. Спасибо.