Океанское плавание на карбасе "Вашка" по Северной Двине. Лето 2021 год.


18 июня. Великий Устюг

Я приехал в город вечером, на автобусе, еле живой после разбитой, дороги которую вот уже несколько лет строят между Березником и Котласом. Немного прогулялся по городу и свалился спать в уже знакомой гостинице «Чайка». Город также пустынен и умиротворен, как нам показалось в первый раз, когда мы пришли сюда три недели назад из Тотьмы. Карбас стоит у понтона Виктора Чучина. Уверен, что Виктор Николаевич позаботился о «Вашке» должным образом. Завтра утром приедет Игорь Белокобыльский из Новосибирска и мы двинемся в безостановочный перегон до Березника. Манера движения предполагается океанская — почти без заходов в деревни и поселки. У меня и Игоря очень мало времени. В Арханегельске строятся три карбаса для регаты, нужно скорее возвращаться на верфь. У Игоря полно своих дел и забот в Новосибирске. В этом плавании нам интересна РЕКА. В каком-то смысле, такое плавание из точки А в точку Б более подлинное, историческое, что-ли. Река была дорогой и нам по этой дороге нужно ехать.

19 июня

Утром гуляли по городу, были в краеведческом музее, любовались Устюгом.

Закупили продукты и вместе с Виктором Николаевичем приехали на его самоходный понтон, который стоит там же, где мы его и оставили — напротив затона городского флота. Карбас впорядке, ждет нас, хочет скорее в путь. Погрузили вещи, продукты и поблагодарив Виктора Николаевича Чучина за стоянку, гостеприимство и самогонный чай оправляемся в путь.

1420, сейас нас поджимает свеженьким ветерком к подветренному берегу, как бы не оплошать во время отхода. В плавание нас провожает группа устюжских журналистов во главе с Макисмом Тятовым. Чтобы не опозориться с ходу, попросили Виктора Николаевича пробуксировать нас немного на ветер на своем катере. Подняли паруса на ветру и лихо прошли мимо гостеприимной стоянки Чучина вниз на большую воду Северной Двины. Мы на ходу!

Выбрались на фарватер, который здесь хорошо обставлен бакенами и створами. Ветер попутный, порывистый — несемся, порой летим.

1449, скоро гроза. Поддувает из-под тучи. Игорь на руле, я за самоваром, как обычно.

1501, деревни мелькают по берегам. Хорошая, чистая река бежит с нами вниз.

1515, цифра 670 км.

1554, цифра 665 км. Много народу отдыхает по берегам. Нас как всегда первым делом фотографируют на телефоны, потом машут рукой.

1638, цифра 660 км. Ветер зашел на встерчу, или река так повернула, но мы неожиданно для себя обнаружили, что лавируемся. 

1810, пролетела которткая гроза. 

1935, встали у песчанного островка на ночевку. Пару недель назад его еще не было. Он был спрятан под вешними водами. Теперь есть. Нехоженый, мы первые, кто встали на эту песчаную землю. Ставим палатки, самовар. Достали огрызок весла по этому случаю, бессменный источник самоварных дров еще с прошлого этапа. Солнце почти не садиться за горизонт.

Благодать. Купаемся в прекрасной воде.

20 июня

0500, вышли. Пытаемся поймать ветер в паруса.

0526, самоварным дымом сбиваем со следа мошку, которая прицепилась к нам с острова. 

0651, первая посадка на мель.

0741, цифра 640 км. Ползем, плетемся. Река хорошо проставлена створами.

0908, цифра 630 км. 

0753, признаки ветра в парусах. 

1102, пришли в Котлас. Здесь нас встретили доктора Сергей и Галина Сухановы, Александр Шутихин — мастер-берестянщик, Игорь Афонасьев — руководитель Парусного клуба AQUILON. Были в гостях у Александра в его мастерской, где он делает не только великолепные берестяные туеса, но и берестяные лодки. Это восторг. Подлинные вещи из бересты еще есть, еще существуют настоящие мастера.

В мастреской Александра берстяные лодки.

Но кроме лодок есть и туеса, и много всего очень настоящего. Порой, когда смотришь на прилавки сувенирных магазинов, кажется, что ничего настоящего, подлинного из бересты уже не делают. Но вот попал к Александру и понял, есть еще настоящие художники в поморской земле.

1430, вышли из Котласа. Алесандр Шутихин и Игорь Афанасьев приняли приглашение проводить нас немного вниз по ветру и по реке с самоваром.

Разсказ про то, как сеяли хлеб.

1457, вышли в реку Вычегду — это крупный приток Северной Двины. В месте соединения старая Вычегда уже пробежала с тысячу километров и намного больше молодой Двины. Но Двина главнее, поэтому имя реки остается за Двиной. Вычегде обидно с одной стороны, с другой — можно уже расслабиться.

1547, Саша и Игорь вышли в Шепицино. Договоились встретиться с ними в Котласе и Архангельске еще и еще. Идем дальше. Ветер усилился до свежего. Чудно бежим вниз. 

1725, церковь Николы Чудотворца в Комарице.

Ночевали на песчанной косе.

21 июня. Жуткий день

0630, стартовали. Ветер слыбый, попутный. Солнце раскаляется неумолимо, мы намазались кремом от загара, приготовились прринимать солнечные ванны. Вдруг появились оводы или, как еще их называют, пауты. Их было так много, как это описывают в Библии, в Апокалипсисе, как саранча из колодца, которая затмила небо. Они разные, большие и маленькие, шерстяные, рогатые.

Сначала мы этого не поняли, думали — временно.

0720, цифра 570 км. Гребем. 

0920, пришли в Красноборск. Вышли в попытке погулять и сбить со следа оводов. Оказывается, в Красноборске этой напасти не намного меньше.

Коптильня? Три замка??

Местная лодочка.

1046, вышли из Красноборска. Пока мы здесь гуляли и ели мороженное, ветер развернулся, засвежел и стал встречным. 

1100, лавируемся. Солнечно и ветренно, а главное сдувает нечисть. 1139, цифра 555 км. Как приятно, когда тебе машут рукой с берега, на стоянке подходит байкер и любуется невиданной лодкой или сигналит пароход. Это очень важно, потому что мы художники здесь, на реке. Нам нужны зрители, а мы им.

И наоборот, какие пошлые, хмурые лица порой проплывают мимо, делая вид, что карбас не замечают. 

1202, длинные чистейшие пляжи, изящные переломы песчанных берегов, оставленные рекой, складки дюн. Редко — девушки в красивых купальниках под солнечными зонтиками. Австралия это или новая Зеландия? Это не сфотографировать. Очень здорово лавироваться здесь. Динамично, освежает на ветру, среди пляжей под огромным небом. 

1440, мы сдались. Точнее, я сдался. Игорь еще держится. Слишком много оводов, паутов и еще гадкого, похожего на шерстяных вампиров в воздухе. Их тысячи. Они как птицы ужаса. Кроме того, жара и встречный ветер. Уговорил Игоря немного отдохнуть. Разбить палатки и залечь в них, пусть даже на жаре и в духоте.

1650, поехали дальше. Меня как лося все время тянет забраться в воду по ноздри.

1733, кончился ветер. Садимся на весла. Атаки камикадзе-паутов не останавливаются ни на минуту. Я уже смирился: надел крутку, потому что рубашку они прокусывают, надел три пары носков, потому что две пары они прокусывают, надел даже накомарник — пусть я умываюсь потом, но хотя бы они не лезут в лицо. Остается пить зеленый чай и представлять себя узбеком в чайхане, хотя там дерево должно быть от солнца, а у нас его нет.

2130, встали к берегу к большой чистой косе. Кровососы убрались, скукожились. Это был день паутов — вот что это было. Они легко могут с ума свести — вот о чем думаю. Потому что они сумасшедшие. Спешат жить и умереть. Тоже, небось, трагедия. Комары воспринимаются теперь как родные. Теперь можно купаться в свежей, прохладной воде, дать смыть с себя грязь, пот и отчаяние. 

22 июня


0740, погребли. Ставим дымы из зеленых спиралек. Изо всех сил стараюсь не думать о поутах. Или хотя бы не говорить. 

0927, порывы встречного ветра. И слава Богу. На левом берегу деревни проплывают одна за другой. Интересные, но мы не останавливаемся. Сегодняшние 70 км за нас никто не пройдет. Интересно, что местные жители называют «Вашку» шхуной. Ошибаясь угадывают. Мы не шхуна, но если задуматься, мы карбас, вооруженный шхуной. 

0853, цифра 515 км. 

1019,  выкинули качан капусты за борт и через десять минут видим, что пока мы делаем длинные галсы в берег, капуста нас обгоняет. Под берегами течение реки замедляется, а капуста упорно держится в стремнине. Будем с ней гоняться теперь. 

1149, цифра 505 км. Деревня Череменинская. Деревня расположена на берегу с сильным течением. Чтобы лодки не сносило, хозяева устанавливают колья, чтобы лодки не сваливались в кучу. Назвал для себя эти колья «заколами». Может, угадал.

Ищем воду в деревнях — много пьем чая на жаре и духоте. Но все бестолку — у нас обезвоживание.

1235, с позором (навалили на сильном течении и прижимном ветре лодочки) отошли. Купили предварительно Бобровниковской воды. 

1446, счастье. Сегодня паутов в разы меньше. А когда мы развели заградительно-отравительные  дымы, они потеряли к нам симпатию и интерес. Я снял куртку.

Удалось сфотогрфировать «Вашку» и путеводные створы на берегу.

Готовимся к грозе. Это второе счатье, потому что тень из-под большой тучи нависла над нами и дает спасительную прохладу.

Цифра 495 км. 

1515, шквальчики. Прекрасно. Пару раз рифились и убирали паруса. Кажется, мы надломили фок-мачту за этим делом. Шквалы приходят ожиданно, но все равно внезапно.
1529, посидели на мели — пытались срезать уголок реки.

Цифра 490 км.

1557, проходим каменистый перекат. Шумит как горная река. Первые видимые камни на нашем пути.

1655, искупались у цифры 485 км. 

1726, еще одна гроза подходит. Грохочет. Накроет она нас или нет? Пусть хоть дождичком умоет. 

1741, цифра 480 км. 

1820, цифра 475 км. Шквалистый неровный ветер развлекает нас. Заходит в нос, в борт. После того, как грозовая туча подходит, ветер поворачивает нам на попутный.

1933, навалили на белый знак 167, а перед этим рифились, убирали паруса, ставили. Опять рифились. Одним словом, работали в шквалистом ветре. 

2048, цифра 460 км.

2210, проплыли огромную Верхнюю Сойму. Здесь и городок на высоком берегу, и бесконечные штабеля леса. Люди работают по ночам. Баржи тянут буксиры, самолеты летают и прилетают на местный аэродром. Страда одним словом. А у нас попутная поветерочка из-под уходящей тучи. Давно нас не баловали способными ветерками. 

2240, все. Встали на ночь. За день прошли 75 км. На веслах половину и почти половину под парусом в лавировку и попутно. 

23 июня

0830, стартовали. Дождики и грозы были всю ночь и так и продолжаются.

0928, цифра 445 км.

1018, цифра 440 км.

1121, цифра напротив деревни Ермолинская. 

1200, купались. Разговаривали с местными жителями. Они подъехали к нам поболтать на своих моторках. Внимательно рассматривают наш карбас наряженный шхуной.

1240, цифра 430 км.

1419, деревни по правому берегу расположены одна за другой. И много жизни в них. Это приятно видеть.

1359, цифра 425 км.

1526, цифра 420 км.

Пробовали убрать паруса и грести веслами, но тяжело. Снова поставили паруса и снова лавируемся. Там, где течение слабое, стоим на месте. 

1622, цифра 415 км.

Весь вечер шли под грозами и проливными дождями. Сильные порывы ветра переживаем на якоре посредине реки и смотрим на дождь. Мокро и чисто.

Молния!

В конце дня, в награду за работу, когда прошел грозовой фронт, нам на 15 км пути включили свежий попутный ветерок. Не желая его терять шли дальше. Кипятили чай, готовили ужин. Днем на жаре есть было не возможно, теперь захотелось. Уже в ночи ткунулись в изгиб косы под боком дноуглубительной машины и поставили палатки — наши временные жилища. 

24 июня

0730, искупавшись едем дальше. Проплываем мимо дно-углубительной планерки речников. Они собрались несколькими судами, что-то обсуждают, работают люди. Но на нас отвлекаются, машут руками, а мы дрейфуем дальше, пьем утренний чай и мечтаем. 

0938, попутный ветерок. Невероятно. На долго ли такое счастье?

Цифра 365 км. Жара такая, что грозы не миновать. 

1330, ветер зашел на встречный и начинается лавировка. 

2200, следущие восемь с половиной часов мы лавировались против очень крепкого ветра. Пару раз безопасно черпанули бортом забортной воды. Один раз приставали к песчанной косе, чтобы вскипятить чаю и искупаться. На борту в лавировку кипятить самовар уже невозможно. Лавировка в ветер до 30 узлов на карбасе в реке — это весло и утомительно. Спасает упорство и то, что русло реки меняются и время от времени ветер заходит на длинный галс, тогда наше чистое продвижение к цели сильно убыстряется.

Наконец пришли в Двинской Березник. Здесь разобрали вещи, оставили «Вашку» под покровительством Юрия Викторовича, аккурат напротив его дома с лесными кошками. Выпили с хозяевами чаю и бегом отправились в Архангельск, на верфь где полным ходом идет строительство гоночных карбасов!

Всего за шесть ходовых дней мы прошли около 400 километров Северной Двины. Отличная река. Красивая, быстрая, динамичная. Мы не прощаемся здесь!

2 комментария к “Океанское плавание на карбасе "Вашка" по Северной Двине. Лето 2021 год.”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − шестнадцать =

Прокрутить вверх