23 февраля, вторник.
На верфи: Артем Бывальцев, Богдан Родионов, Бобур, Абдурашид, Даша, Егор, Богдан, Никита Ергин, Миша Крупенин, Женя Шкаруба. Миша закончил 3D-модель шхуны — это этап! Богдан и Бобур ставят рым на форштевень.Даша устанавливает киповые планки для шкотов, Артем делает третью банку для гребцов. Егор делает шаблоны штевней гоночного карбаса. Никита Ергин делает вешалку в раздевалку, Богдан занимается мебелью для «Открытой палубы».
24 февраля, среда.
Егор с Тимофеем (волонтёром из Петербурга) доделали плаз, начертили практические шпангоуты и изготавливают по ним шаблоны для макета сельдяного карбаса. Позже мы будем использовать эти шаблоны для того, чтобы шить по ним реальные карбаса на регату. Саша Антонов взялся за топор и приговорил одну из кокор к окариванию с помощью струга, а потом топором обтесал две боковины — щеки кокоры. Заканчиваем собирать и подкрашивать карбас «Архангелъ». Поставили водоотливную помпу. Установили третью банку и несколько уточек с гуськами. Осталось поставить уключины и заложить под них привальный брус. Работы по благоустройству: Никита Гмырин делает ворота, которые все еще не перестают быть актуальными. Никита Ергин вытачивает детали для вешалки, которую мы изготовили из тренировочного шпангоута, сделанного в прошлом году с мастерами из Норвегии. Покрыли лаком верстак, который станет экспонатом «Открытой палубы» наверху. Сегодняшние гости верфи: медиацентр САФУ (журналисты берут интервью у студентов и мастеров, спрашивают про карбас, интересуются проектом «Тайны Мангазеи») и ребята из студии семейного обучения «Стрижи», которые пришли на экскурсию в рамках Дней Арктики в САФУ.
25 февраля, четверг.
На верфи: Богдан, Никита Гмырин, Никита Власов, Никита Ергин, Ибрагим, Бобур, Даша, Гоша, Артём, Тимофей, Егор, Хуршитбек, Саша Антонов, Женя и Миша. Тим с Егором работают над макетом карбаса. Сделали три шпангоута, собрали и поставили их на киль. Делали подуключины для «Архангела» — вчера склеили заготовки, сегодня обрабатывали, обтёсывали и устанавливали их на карбас. Богдан целый день ремонтировал шуруповёрт — успешно.Никита Ергин вытачивал штырьки для вешалки, Даша делала уточки и гуськи для карбаса «Мангазеи» (иллюстрация прилагается). Миша готовил чертёж плаза для шхуны, который будет расположен на втором этаже. Занесли на верфь кокору, Саша Антонов продолжает её обтесывать. Дальше мы будем её сушить, для этого, скорее всего, нужно будет попеременно выносить кокору на улицу и заносить обратно. Если мы просто положим её в тёплом помещении, то её поведёт, она треснет, а нам это не нужно. Эта кокора заготовлена для копии зелёного карбаса, который мы привезли из Лопшеньги. Деревянный наш флот полнится, летом его (и нас, и — надеемся — вас) ждёт вода и походы!
26 февраля, пятница.
На верфи: Женя Шкаруба, Миша Крупенин, Артем Бывальцев, Вова, Богдан, Ибрагим, Никита, Даша и Тимофей.Артем доделывает весла «Архангела» – всего их шесть, два кормовых пришлось подпилить с учетом их места расположения на карбасе. Смотрим сейчас, как устроены весла, и если коротко – это очень круто. Уключины Никиты Гмырина – это скульптура, живопись и симфония. Такая работа занимает много времени, и в целом, построить карбас выходит быстрее, чем снарядить его. Тимофей продолжает делать шаблоны и макет сельдяного карбаса. Из семи пар шаблонов осталось разметить вторую половинку шестого шаблона и сделать вторую половинку седьмого, остальное готово. Вова стеклит кают-компанию. Даша продолжает делать винтажный верстак – шкурит и лакирует его, Богдан вешает звуковую колонку Миша работает с теоретическим чертежом шхуны. Днем была большая экскурсия для восьмого класса, пришли около двадцати человек. Женя с Мишей совершили второй визит на списанное судно «Дмитрий Овцын». Спасли от утилизации и привезли на верфь целый комплект аварийного оборудования на случай возникновения пробоины. Такое оборудование на судах хранится в ящике синего цвета, и само оно также покрашено в синий. Здесь можно провести параллель с противопожарным оборудованием, которое красят в красный. Делается это для того, чтобы никто не начал, например, разводить рыбок в пожарном ведре. Если боцман, завхоз или любой другой человек увидит красный предмет, то сразу поймет, что его свистнули с пожарного щита, и вернет все на место. Точно так же человека, который несет куда-то синюю веревку, на корабле тут же остановят: «Ты чего? Это на случай опасности». Надеемся, что скоро у нас откроется выставка, посвященная борьбе за живучесть судна – там мы будем рассказывать об этом подробно. В городе потеплело, пошел снег, начало немного капать с крыши. Думали, что капать уже не будет, но нет. К началу следующей недели, надеемся, сдадим карбас «Архангелъ» и начнем строить новое судно.
Бонус-трек, кенозерские вести от Миши Крупенина, который вернулся на верфь к началу недели.
На выходных Миша был в Кенозерье, чтобы найти мастера, который может пошить для нас лодки-кенозерки. Это особые, традиционные для Кенозера лодки, других таких больше нигде нет, даже совсем неподалеку, на соседнем Лекшмозере. Мы хотим построить три таких лодки и поставить на них паруса, чтобы ходить в туристические походы по Кенозерью и обучать людей парусному спорту на традиционных лодках. Мастера, который согласился бы сделать их для нас, Миша не нашел, хотя встретился и поговорил с тремя местными судостроителями. Кто-то из них отказался от предложения из-за проблем со здоровьем, кто-то в силу своего возраста — например, одному из таких кенозерских мастеров уже 86 лет. Приходится делать вывод, что эта традиция, технология — как и сама лодка-кенозерка — отмирает, уходит просто потому, что мастера-судостроители находятся в очень преклонном возрасте. Это грустно. Однако, еще летом мы заприметили красивую кенозерку, которая нам понравилась. Она оказалась лодкой одного из мастеров, который не смог с нами работать по причине слабого здоровья. Эту лодку Миша обмерил, снял с нее шаблоны и сделал фотографии для проекта «Заветный флот», чтобы Виталий Дробиленко создал 3D-модель по снимкам. Когда у нас появится эта модель, мы сможем снять с нее размеры и пошить лодку самостоятельно, других вариантов пока нет.
Дневник верфи ведет репортер Товарищества Катя Суворова. Фото: Женя Шкаруба, Миша Крупенин, Катя Суворова.Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.