По реке Мезень на парусно-гребных карбасах. Вторая часть. 2019 год.

15 июля. Большая Нисогора

Экипажи речных карбасов «Шармань» и «Шалман» отдыхают. В виду усталости, перемены погоды (на дождевую) и комфорта дома в Нисогоре экипажи «Шармани»: Марина Литвинцева, Наталья Чернова, Анна Надеинская, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба и «Шалмана»: Никита Литвиненко, Михаил Филипповский, Алина Саранча, Даниил Шкаруба и Владимир Манилов спят, едят и гуляют. Вчера мы закончили первую часть плавания по реке Мезень. За четыре дня прошли из Усть-Кымы около 125 километров. Сегодня утром не звучал горн, не заводили специальной музыки, все спали до упора сколько влезет.

Днём гуляли в деревню Малая Нисогора. Рассматривали старые дома, заходили в гости к местным жителям. Были у Ивана Иовича Смородина. Здесь, в Нисогоре, его родительский дом. Сейчас Иван Иович живет в Лешуконском, а в Нисогору приезжает как на дачу. 

Вечером пришла обещанная гроза и умыла Лешуконье дождем.

Никольская церковь перед дождём.

IMG_4380

16 июля

После днёвки у нас осталось 3 ходовых дня и 115 километров пути вниз по реке. Если встречный ветер успокоится — пройдём эти километры легко. Если не успокоится… будем работать.

0948, стартуем из Нисогоры. Комары и дождь нас приветствуют. 

Церковь Троицы Живоначальной в Большой Нисогоре

1130, подъехали к урочищу Кельчемгора. Здесь в пределах нескольких километров расположен целый куст деревень: Заозерье, Заручей, Шилява. Гуляем по мокрой траве. Ищем Никольскую церковь в Заозерье. В деревнях уже почти не живут, все заросло травой, в траве живут комары.

Заозерье

Заручей в траве

Церковь Николая Чудотворца в Кельчемгоре

Нашли Никольскую церковь 1895 года постройки. Попали в гости к Алексею Николаевич Морозову, он и второй житель деревни понемногу ремонтирует церковь. Покупают на свои деньги и на деньги землячества доски, латают крышу. Не смотря ни на что люди живут и, устав ждать распоряжений Москвы, берут дело в свои руки.

в Никольской церкви

иконостас деревни Заручей

Старинный поклонный крест.

Поклонный крест в Заручье

1504, стартуем. Дождь прошел. 

1554, прошли отметку 135 км. Начиная с Лешуконского, река плотно обставлена створами. Фарватер петляет от одного берега к другому, но нас это мало волнует. Воды много. Выбираем удобную и самую быструю сторону реки. Впрочем, как правило, течение идет по фарватеру, по самому глубокому месту, наши интересы совпадают. 

1810, проходим Юрому. Большая, крепкая деревня. Экипаж «Шалмана» высадился добывать продукты, а мы продолжаем идти дальше, будем искать место для ночевки. 

2000, встали рядом с Кисломой, сразу после отметки 115 км. Прошли сегодня 35 км. Если бы не встречный ветер, прошли бы и больше. Дождь закончился, ветерок с Севера сдувает комаров, мы стоим на роскошной песчаной косе. 

Через полчаса к косе пристает «Шалман». Можно отдыхать.

17 июля

1020, выходим с ветреной косы. Северный ветер чуть стих, но все еще встречный.  

1133, пришли в Палугу. Один из главных показателей состояния жизни в деревне — наличие коров. Здесь есть они, и есть молоко, и нет травы по пояс. Почему-то местные жители решили, что иметь корову не зазорно и держат здесь целое стадо.

коровы Палуги

Палуга

молоко в Палуге

1221, вышли из Палуги. 

1353, пришли в прекрассное Азополье. Одна из немногих деревень на Мезени, которая расположены на левом берегу. Жители Мезени любят когда дома стоят окнами к реке и на Запад, к солнцу ближе.  В Азаполье дома стоят окнами к Западу, но от реки. Тем ни менее деревня живая, доброжелательная и открытая туристам.

Азаполье

Азапольские дома

1527, купли щуку, картошку и зеленый лук. Выходим.

1549, пршли отметку 95 км

1900, чуть было не проехали мимо Погарельца. Река промыла фарватер у противоположного берега и заманивает путешественников подальше от деревни. Пришлось возвращаться против течения. Секунд 30 мы сомневались, потом четверть часа гребли против течения. Хорошо, что не сломали вёсла. 

1930, пришли в Погорелец. Встали на песчаную косу напротив деревни. Вечером в гости заглянули Николай Окулов и Олег Коткин: посмотреть на наши лодки и обсудить планы на будущее.

Погорельцы на закате

«Шалман» (слева) пошит Виктором Петровичем 10 лет назад, «Шармань» — два месяца назад. Обводы лодок почти одинаковы, но вот линия борта разная. Борт «Шалмана» ниже, с прогибью. Борт «Шармани»почти без прогиби. Виктор Петрович специально его приподнял под парус. Наверное, зря.

Шалман и Шармань

Красивые лодки.

верховки

18 июля

Утром собрали лагерь и гуляли по Погорельцу. Николай Окулов провёл по деревне с экскурсией. Чувствую себя душителем свободы, сатрапом: тороплю выход на реку. Некогда гулять. Сегодня нам надо пройти почти 50 километров до Кимжи. Ветер утром был попутный, сейчас не могу понять, какой. Прилетают порывы с боку, с носа и с кормы. Пятьдесят километров против ветра мы выгребем, но замучимся.
Николай Федотович Окулов

Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Погорельцы
Познакомились с реставраторами из Вологды и Архангельска. Восстанавливают мельницу в Погорельце. Первый пример участия государства в сохранении памятников деревянного зодчества на Севере, встреченный нами в этот раз.
новая мельница в Погорельцах

1200, вышли из Погорельца. 

1222, поставили паруса. Генеральный курс относительно ветра — около галфвинда. В пол-ветра и острее лодки здорово дрейфуют. Но на скорости наша «Шармань» приводится, я опускаю на корме рулевое весло и оно как шверт одерживает лодку от слишком сильного дрейфа. 

верховка под парусом

1253, с удачными порывами скорость карбасов доходит до 12 км/ч. При этом нас почти не кренит. Лодки хорошо загружены. Гребцы затаились, прилегли — боятся спугнуть удачу. 

1330, летим. Гребцы достали помаду, зеркальца и захотели шампанского. Как быстро мы превратились из галеры в яхту.

верховки под парусами

1420, зашли в чудной канал. Он должен привести нас в деревню Кильцы на левом берегу.

1448, пришли в Кильцы. Действительно, замечательная деревня, красивая, крепкая. Говорят, здесь живут староверы.

поклонныйкрест в Кильцах

улица в Кильцах

Фронтон дома в Кильцах

улица в деревне Кильцы

дома в Кильцах

деревяные дворцы

1620, стартовали дальше. Попутный ветер тянет нас вперед даже без парусов. Связались в катамаран и перекусываем.

1700, открыли паруса.

1801, на порыве лодка показала 13,7 км/ч, при боковом ветре около 17 узлов. Карбаски наши поразительно остойчивы, очень удачно выбран баланс между количеством парусины и размером корпуса. «Шармань» немного приводит, а «Шалман» сбалансирован лучше. Володя почти не опускает в воду рулевое весло. 

1900, пришли к Мезенской переправе. Здесь история с проходом между понтонов совсем другая. Нужно выгребать в середину реки и правильно все рассчитать, чтобы попасть между понтонами. Проход там метров 5-6. Из-за насыпной дамбы ширина реки уменьшена в два раза. Довольно сильное течение идет в проход и прямо под понтоны. Если промахнуться и встать лагом к понтону, карбас скорее всего перевернёт и начнет затягивать вниз. Это грозит неприятностями.

С переходом «Шалмана» мы немного промахнулись. Не учли сильную диагональную струю течения напротив прохода, поэтому нас снесло и хорошо приложило правым бортом о понтон. Было бы хорошо, если бы работники переправы побеспокоились и хоть доску как отбойник привязали.


С «Шарманью» мы старались учесть полученый опыт и взяли левее. Получился недолет, чуть было не воткнулись левым бортом. Хорошо, что гребцы работают как мотор. Нос успел пройти сам, а корму я задвинул рулевым веслом. Гребцы шутили, что все предыдущие 200 км, мы тренировались перед этими понтонами.

1947, закончили проход переправы. Идем в Кимжу. Проход в реку с Мезени закрыт мелями и островами.

Мезенские пески

Нужно постараться их не пропустить и войти в реку по короткому рукаву, чтобы не грести против течения. 

Шалман

2037, начали заходить в реку Кимжа. Попутный ветер в Кимжу — большего счастья мы и предположить не могли. 

2050, ветер скис, гребем против течения. Хорошо, что течения почти нет.

2205, пришли в Кимжу. 

Сегодня прошли около 50 километров.

19 июля

Утром нежданно-негаданно приняли участие в подъеме колоколов на Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия. В последний раз я занимался этим в 1992 году на Соловках.
подьем колоколов на колокольню Одигитриевской церкви
С помощью местного жителя Николая Георгиевича Митькина подняли лодки на зиму.
подъем лодок на зимовку
Как-то всё это, включая колокола, стремительно произошло. К 1100 управились и были свободны. Девушки потянулись за платьями.
Шалман, Шармань и экипаж 2019 года

Новый элемент наших практик — наряжение в народные платья наших девушек — надо еще будет осознать. Когда мы готовились в поход, Наташа и Марина написали, что шьют народные платья: будут в них гулять по деревням. Полю я давно уговаривал справить что-нибудь северное. Наверное, повлияло то, что мы часто видим такое в поездках заграницей. Какой в этих народных платьях смысл, я пока не понимаю. Почему-то хочется. Наверное, здесь много всего намешано. Желание прикоснуться, оказаться ближе к этим вековым экстерьерам. Попытка оживить деревянные улицы, мельницы, храмы и стены… Своего рода дань за путешествие в этом сказочном мире Русского Севера.

фотопрогулки с сеном

фотокрасота

Аня с березой

Поля в северном наряде

Ещё — это элемент нашего творчества здесь. Желание потрудиться здесь. Оживить, украсить, расцветить реку Мезень.

фото пленер

Всего плавание заняло 7 ходовых дней. Пройдено 240 километров.

Фотографии и видео Владимира Манилова, Никиты Литвененко, Марины Литвинцевой, Натальи Черновой, Даниила и Евгения Шкаруба.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =

Прокрутить вверх