Друзья, наш проект «Поморский карбас» закончен. Во всяком случае, в этом году. Особенная благодарность тем, кто принял в нём участие — Дмитрию Амелину, Андрею Евтюхову, Андрею Ягубскому (Чифан), Павлу Вабищевичу, Алексею, Светлане Петровне, Ирине, Володе и Остапу Чиркиным, Полине и Варваре Шкаруба, Даше Морозовой, Артему Гарусеву, Артему Локалову, Владимиру Манилову, Игорю Разуваеву, Леониду Гройсману, Артёму Москвину, Максиму Тяну, Алексею Лузянину, Александру Мелешко. Спасибо вам, друзья, за то, что были рядом!
Мы, как будто, не сделали ничего необыкновенного. Пришла хорошая идея. Повезло с моделью в музее. Повезло с Виктором Петровичем. Мы начали строить. Построили. Сан Саныч перевернул машину. Никто не пострадал. Поплыли. Чуть не сели на мель в заливе Койды. Встречали хороших людей на пути. Снимали фильм. В конце плавания пятеро участников похода слегло от переутомления. Добрались до Соловков…
Понемногу приходит понимание и крутятся в голове разные формулировки. Вчера летел на «Джульетту» и не мог спать, пока не написал этот текст, вдогонку событиям и интервью. В чём мы с вами участвовали…
Поморский карбас: пример практического мореходства
Ограниченное по времени и ресурсам исследование непрофессионалов, которые построили и испытали судно, называемое на Белом море «карбас».
Идея проекта кратко: яхтсмены, увлеченные морем дилетанты не имеющие соответствующего опыта, заказывают представителю традиции народного судостроения (Виктору Петровичу Кузнецову) парусный карбас. Такой карбас, который никогда не делал мастер и подобно которому уже не делают на Поморье. Проектов парусных карбасов не сохранилось, но нам повезло — в Архангельском краеведческом музее мы нашли модель старого парусного карбаса. Мастер, для которого подобная работа — тоже эксперимент, принимает вызов и берется за дело. Стройка ведется в селе Лешуконское на реке Мезень. Мы тоже участвуем в строительстве. Учимся. Формат стройки выбрали такой, как был в старину — максимально быстрый и практичный. Это необходимое условие для того, чтобы не увлечься искусственной стороной музейной реконструкции.
Стройка удалась. Новый карбас построен всего за 17 дней. Он получает имя притока Мезени — «Вашка». Далее участники проекта, не давая себе передышки, начинают следующее исследование — отправляются на новом судне в плавание. Маршрут проходит по сложнейшим в навигационном отношении акваториям Белого моря, таким как Мезенский залив, залив реки Койда, горло Белого моря. Длина маршрута составляет 800 км. Используя современные навигационные и метео-технологии, уклоняясь от крепких ветров, но имея ограничение по времени, исследователи (мы) попадают в непростые условия. Чтобы вовремя пройти маршрут участники проекта вынуждены работать, часто не имея возможность для нормального отдыха. Для многих членов команды поход становится испытанием на выносливость, способность правильно рассчитать свои силы. Рядом с построенным судном идет судно сопровождения — парусно-моторная шлюпка «Морошка». В непростых походных условиях снимается фильм.
Одним из основных вопросов, которые мы ставили перед началом проекта, была парусная составляющая карбаса. Как наш карбас пойдет под парусом? Ведь парусные карбаса уже ушли из повседневной жизни поморов — теперь ходят на вёслах или на моторе… У современных карбасов широкий, скуластый корпус, устойчивый на волне, во время обсыхания на отливе, но с недостаточно большой площадью бокового сечения, что делает его не пригодным для лавировки на ветер. Модель, которую мы нашли, представляла как раз парусный вариант карбаса — острая, клиновидная форма корпуса, высокий надставной фальшкиль. Виктор Петрович изначально сомневался в мореходности такого узкого (прогонистого) корпуса, но вместе мы приняли решение не отступать от формы найденной модели и построить её точную копию. Также вопросы вызывало парусное вооружение модели. Оно было очевидно недостаточным, по нашему мнению. И опять, не смотря на сомнения, мы сохранили и перенесли пропорции парусов от модели на строящееся судно.
В процессе эксплуатации карбаса выяснилось, что большую проблему на неглубоких, обсыхающих стоянках представляет навесной фальшкиль. На малой воде карбас ложится бортом и не может встать со следующим приливом. Это натолкнуло на мысль о том, что наш карбас должен базироваться у причала или понтона. Таких мест на Белом море немного. Вкупе с клиновидным, недостаточно развалистым, а значит, недостаточно мореходным корпусом, мы сделали вывод, что наш карбас — это судно «река-море». Размер парусов, который показался нам недостаточным вначале, наоборот, оказался оптимальным. Карбас лёгок на ходу, не лежит на руле, лавируется.
На Северной Двине существовала и существует по сей день самая старая в России лоцманская служба, ей недавно исполнилось 400 лет. Правы мы или нет, но мы решили, что карбас, который мы построили, можно классифицировать как лоцманский катер. Судно, на котором доставляют на рейд, к прибывшим судам, лоцманов и базирующееся у причала. Или похожее по функциональности разъездное судно для быстрой перевозки людей от причала к причалу.
Еще есть интересные наблюдения по поводу особенностей клинкерного шитья, которое используют на Мезени. Но об этом позже. «Джульетта» заждалась на Азорском Терсейре. Просится в море.
Немного фотографий на память.
Нисогора.
Вова и Ося Чиркины.
Наш домик на следующий после приезда день. Зелени совсем нет.
Второй день стройки. Клепаем набои, каторые ВП уже заготовил.
Сколько мы фотографировали эту церковь, возвращаясь домой, после стройки…
По началу сил хватало и на пикники.
Чифан рассказывает про свою службу на подводном флоте.
Утро. Вид на Мезень.
Андрей Евтюхов на работе.
Виктор Петрович и скандальный сикафлекс.
Корпус готов.
Наши поездки по реке на зырянке. Возвращение домой скоро стало праздником, прогулкой, небольшим пикником.
Черемуха зацвела — похолодало.
Купим самовар!
Володя Манилов приехал на подмогу.
Дима Амелин с кисточкой. Помните: «Райком закрыт, все ушли на фронт»?
Виктор Петрович. С ангиной и топором.
Артём Гарусев, последний рабочий день.
Артем Локалов. Накануне спуска и отъезда.
Леонид и Игорь — первый день, на работе.
Зырянка и зыряне.
Даша приехала.
Спуск и освещение карбаса «Вашка» владыкой Иаковом, епископом Мезенским и Нарьян-Марским.
Семья Чиркиных. Володя, Ира, Светлана Петровна, Алексей, Ося.
Отчалили!
Первый день под парусом.
Сан Саныч.
Игорь Разуваев.
Паша на Севере.
Танец с комарами.
Лёня.
Первый выход в море.
Макс.
!
День рыбака в Койде.
«Морошка». Судно сопровождения и хорошего настроения.
Владимир Василич у самовара.
В Белом море.
С самоваром отношения складывались не сразу, но постепенно…
Святитель Николай….
Лёша и Даша — Даша и Лёша.
Соловки.
Партнеры проекта «Поморский карбас»:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».
Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой, Наталье Юрьевне Т.