Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Спинакер

Морские практики

Женя Кузнецова, Миша Филлиповский и Катя Кривенко

Архивы

11_deel_logo

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Пролив Ла-Манш. Франция, Бретань. 4-11 сентября

Сен-Мало. Бретань. Обучение яхтингу

 

Как я уже писал, на время плавания вдоль берега Франции мы пригласили на «Джульетту» местного инструктора. Для этого у нас два резона: из первых рук узнать о плавании в приливных водах Ла-Манша и познакомиться с  берегами Бретани. Саймон, наш инструктор живет в английском Плимуте, но очень любит и хорошо знает эти места, кроме этого он отличный специалист своего дела. Команда на борту: Евгений Бабич, Юрий Дымов, Константин  Серегин и Евгений Шкаруба.

 

Саймон Тернер. Очень толковый. Тридцать лет ходит на яхтах и обучает курсантов навигации. Как я заметил, Саймону до сих пор удобнее пользоваться бумажными картами и циркулем, чем GPS.

Саймон считает наш путь по минутам. Амплитуда приливов в этих местах достигает 10-12 метров. Вчера вечером возвращаясь на лодку я увидел, что колонны, к которым крепятся понтоны из трехметровых превратились в пятнадцатиметровые! Выше наших первых краспиц!

Приливные течения здесь такие сильные, что не учитывать их нельзя. Какой смысл идти против течения в три узла, когда можно идти вместе с течением в три узла? Проходили над банками, где нарисована пол-метровая глубина, а эхолот показывал семь метров воды под килем…

Бретань. Глубокие заливы, каменные домишки с трубами в тумане… Саймон хочет продать дом в Англии и купить здесь. В отличии от остальной Франции, в Бретани хорошо относятся к англичанам. Многие местные жители хорошо говорят на английском.

Вчера стояли в Lezardrieux, сегодня в Treguier. Начали свое школярство в Сен-Мало. Уровень воды в гавани Сен-Мало выше уровня Малой воды в море почти на десять метров — поэтому зайти сюда можно только по Большой воде, через шлюз. Во время отлива ворота шлюза гавани Сен-Мало закрыты и уровень в гавани почти не снижается.

Сен-Мало.

Планируя заход в гавани Бретани обязательно изучайте лоции. Если заход в гавань возможен только во время прилива, лоция подскажет в какое время относительно Большой воды уровня воды будет достаточно. Дальше нужно узнать время прилива на конкретный день в конкретном месте куда вы нацелились.  Эта информация должна быть у вас в карт-плотере. Чтобы подстраховаться — можно взять расписание приливов в офисе марины. В целом ничего сложного нет, особенно, если не в первый раз, но ошибаться нельзя.

8 сентября

1038, лаг 5512, координаты 48*51’9N 003*26’3W. Лавируемся вдоль берега в западном направлении.

1842, лаг 5554. Топчемся на месте. Саймон ушел спать. Загрузил наши головы знаниями до такой степени, что, кажется, в голове плохо… Решили не останавливаться на ночь и идти дальше.

1920, прилив держит нас на месте. Ужинали. Саймон рассказывает, как на гонках в слабый ветер они кидают якорь посреди Ла-Манша, чтобы переждать встречное течение (у нас так поморы делали в Белом море). Днем занимались астронавигацией, измеряли высоту солнца, карт-плотером почти не пользуемся — считаем место положения на карте с помощью атласа приливных течений.  Когда вечером стали пробовать измерять высоту звезд выяснилось, что секстант мой для этого не годиться, слишком пластмассовый.

2010, двинулись вперед, встречное течение слабеет.

2305, остановились на ночь в L’Aber-Wrac’h. Никак не можем обогнуть мыс Finisterre. Его можно пройти только на отливе с попутным течением. Иначе идти десять миль против течения пять узлов. При нашей скорости относительно воды 7 узлов придется топтаться пять часов. Кому охота? Профессиональная гордость навигаторов приливных зон и течений нам этого не позволяет.

9 сенября

0020, встали в L’Aber-Wrac’h. Зашли ночью по Малой воде. Ходить по карт-плотеру для нас — дело привычное. Для Саймона это, похоже, в диковинку. После того, как мы благополучно зашли  в марину, Саймон признался, что начинает проникаться уважением к электронным системам навигации.

0745, начинается отлив, выходим из марины. Через два часа нас должно подхватить попутное течение силой до 4-5 узлов. Вместе с нами выходят еще несколько судов. Одно из них очень старое, деревянное, принадлежит английской парусной школе. Здесь много старых лодок, и есть возможность на них ходить. Мы к этой теме еще обязательно вернемся.

Становится понятным стиль плавания по Ла-Маншу: отрезками по 40-60 миль в день, обязательно с попутным течением. Идти на большие расстояния здесь не удобно, только если вы пересекаете пролив, тогда течения носят лодку влево и вправо от курса, но не слишком влияют на ход. Против течения вдоль берега практически никто не ходит.

0905, лаг 5586. На попутном течении влетели в стоячую волну. Высота ее 3-4 метра. Костя пошел прогуляться на бак с фотоаппаратом, пришлось ругаться, чтобы вернулся. Саймон сказал, что у парней нет реального представления об опасности. Если упасть в такую волну…  Или вот у нас три люка не были закрыты… В общем, согласен с Саймоном. Хотя на бак он тоже выбежал без спасательного жилета.

Упустили шкентель первого рифа. Команда расслаблена после вчерашнего перехода.

Смотрим, как болтает англичан на их деревянном раритете. Там много людей в возрасте, бабульки лет по 75, как они? Вчера вечером слушал, как Юра и Саймон разговаривали в кокпите, каждый на своем языке и, кажется, абсолютно понимая друг друга. Говорили о соседних лодках, рыбе, которая плещет за бортом, погоде… Беседовали.

11 сентября. Брест

Вечером 9 сентября встали в небольшой городок Cameret рядом с Брестом. Веселились весь оставшийся день. Кажется, на нашем понтоне было немного шумно. Утром 10 сентября отвезли Саймона в Брест. Тепло попрощались с ним, проводили домой. Вечером от Саймона пришло коротенькое письмо:

Eugeny,
Here is my e-mail address. 
I am on the train to Roscoff. The taxi took me to the station with 4 minutes spare.
 I have enjoyed the last 5 days with you, Eugene, Costa and Yuri and look forward to more sailing in Julietta next May.
I wish you a safe passage to Portugal and on to the Canaries and St Lucia with fair winds and at least 7 feet below the keel.
 All the best
 Simon.

Накануне мы с Саймоном составили маршрут плавания по Англии. Если все будет удачно, пригласим  его на пару недель в Шотландию в следующем году.

Брест — морской город Франции. Хотя, во время войны ковровые бомбежки союзников здесь камня на камне не оставили, морская атмосфера осталась. Большой, запутанный порт, ангары, верфи, корабли всех мастей…

Вооружение «джонкой»- слышал много положительных отзывов.

Много старых парусников на ходу. Паруса поднимают еще в порту. По выходным вся бухта пестрит парусами, большими маленькими. Кажется, весь город пересаживается на лодочки.

Никак не могу отделаться от удивления приливами. Проступают все новые детали… Вот, например, стоим мы с Джульеттой сейчас в марине в углу порта. Выходишь из каюты на палубу и видишь перед собой высоченные стены пирсов! Люди по ним ходят где-то высоко над головой… А через несколько часов, мы стоим выше тротуара, а за ним снова идет порт, море, корабли…

Распространенный способ стоянки в осушаемых бухтах.

Подарок -практикам от Саймона: таким способом удобно приготовить швартовые концы перед швартовкой.

Гуляли по Бресту. Около шести вечера наш славный экипаж уехал в Москву. Теперь недельная стоянка в Бресте. Медленное зализывание ран около телевизора.

6 комментариев Пролив Ла-Манш. Франция, Бретань. 4-11 сентября

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>