Всё подряд

Дети Соломбальской судоверфи. Нина Алексеевна Дремова: «Семнадцать лет. Топор в руки — и работай»

Одна из важнейших частей проекта «Ёла» — сбор информации о детях, которые строили промысловые лодки на Соломбальской судоверфи во время войны. Наверное, самое ценное, что даётся нам во время этой работы — это возможность поговорить с непосредственными свидетелями и участниками событий, теми самыми детьми-судостроителями военного времени. Первым таким человеком стала Нина Алексеевна Дремова. В семнадцать […]

Дети Соломбальской судоверфи. Нина Алексеевна Дремова: «Семнадцать лет. Топор в руки — и работай» Read More »

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки

За три недели установили все 11 набоев ёлы с обоих бортов. Посмотрите, какая вышла барракуда! Ребята говорят, что в носу эта лодка выглядит, как крейсер, дальше похожа на карбас, ещё дальше — на ЯЛ-6, а в корме — уже совершенная мандолина. Как мы помним, в ординаты чертежей Соломбальской судоверфи закрались какие-то ошибки — их после

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки Read More »

Шитый карбас, шаг 4 — подготовка набоев к шитью: острожка, разметка, пристрагивание, распаривание, мох, смола, клешши и подгонка профиля

Продолжаем шить поморскую лодку для «Карбас- музея» в Кальчино. В четвёртой серии Ивану предстоит превратить еловые доски в изящно выгнутые набои обшивки.Все набоины имеют свой неповторимый профиль, и Иван придает необходимую форму каждой доске — при помощи рубанка, фуганка, топора и струга. Линию профиля диктует форма штевней. Чтобы доска стала пластичной и не лопнула при

Шитый карбас, шаг 4 — подготовка набоев к шитью: острожка, разметка, пристрагивание, распаривание, мох, смола, клешши и подгонка профиля Read More »

Дети-судостроители — жизнь и работа на Соломбальской судоверфи военного времени

Центральное место в проекте «Ёла» занимают подростки-судостроители, их опыт и их история. Мы хотим построить «детскую» ёлу, как они, мы ищем их самих — тогдашних детей, теперешних 99-летних бабушек и дедушек, берём у них интервью (большая удача, что это ещё возможно), встречаемся с их родными, собираем воспоминания, документы и фотографии. Мы называем их труд подвигом,

Дети-судостроители — жизнь и работа на Соломбальской судоверфи военного времени Read More »

Шитый карбас. Шаг 3 — четверти, паз, не-стапель и кондуктора

Продолжаем наш плотницкий сериал о шитье поморской лодки для «Карбас-музея». В предыдущей серии Иван изготовил заготовку закладки — соединения киля и штевней будущего карбаса. Теперь, чтобы приступить к шитью, нужно выбрать четверти с обеих сторон закладки. Четверть на плотницком — это четвёртая часть бруса, один из его четырёх углов. В четверть, выбранную в закладке, придёт

Шитый карбас. Шаг 3 — четверти, паз, не-стапель и кондуктора Read More »

Шитый карбас. Шаг 2 — вытёсывание кокор и сборка закладки

Продолжаем рассказывать о том, как мастер Иван Горбунов шьёт традиционную поморскую лодку для «Карбас-музея».В прошлом выпуске мы добыли в лесу кокоры. Что делать, чтобы два бревна стали лодочной закладкой (килем со штевнями)? Сначала кокоры нужно окорить (очистить от коры) скобелем. Затем разметить профиль будущей закладки. Далее кокору необходимо обтесать топором на два канта (две параллельные

Шитый карбас. Шаг 2 — вытёсывание кокор и сборка закладки Read More »

Ёла. Шаг третий — стапель-кондуктор и стройка килем вверх

Пробуем новую для нас технологию и испытываем инженерное решение Игоря Логинова — фанерный кондуктор (так говорит его создатель) или стапель (так зовём его мы) для шитья лодки килем вверх. Обычно происходит так — собирается закладка, которая затем ставится на обычный стапель килем вниз. На закладку устанавливаются кондукторы, задающие линию корпуса лодки. Снизу вверх, от шпунтового

Ёла. Шаг третий — стапель-кондуктор и стройка килем вверх Read More »

Ёла. Шаг второй — сборка закладки

В прошлом выпуске мы рассказывали о клеёной технологии изготовления деталей нашей ёлы. В этом расскажем про изготовление и сборку её закладки — позвоночника лодки. Отличительная особенность закладки Соломбальской ёлы — это то, что она состоит из множества деталей. Например, её дейдвуд насчитывает больше частей, чем дейдвуд Поморской шхуны, не говоря уже о том, что закладки

Ёла. Шаг второй — сборка закладки Read More »

Шитый карбас для музея в Кальчино — итоги работы за месяц

Мастер Иван Горбунов продолжает шить на верфи карбас для будущего музея деревянного судостроения в Кальчино. К первой неделе марта он дошёл до четвёртого пояса обшивки из семи. Вокруг Ивана и лодки выстроена студия, на них светят софиты, за ними наблюдает камера. В процессе стройки мы преследуем две задачи: во-первых, изготовить, собственно, экспонат для музея (настоящий,

Шитый карбас для музея в Кальчино — итоги работы за месяц Read More »

Фанерный турбо-карбас или лодка за 5 (пять!) дней

Верфяная сенсация прошедшей недели — к нам в Архангельск приехал друг и единомышленник Игорь Логинов. У нас с Игорем был большой и взаимный интерес — мы хотели посмотреть, как строить карбаса из фанеры, а Игорь хотел построить карбас на настоящей судоверфи с настоящими судовыми плотниками. И вот, мы встретились, чтобы хорошенько научиться друг у друга

Фанерный турбо-карбас или лодка за 5 (пять!) дней Read More »

Прокрутить вверх