Дневник стройки поморского коча. 11 — 20 октября 2025 года

В сентябре 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения началось строительство КОЧА – поморского судна первопроходцев и промышленников 16 – 17 вв. С октября того же года капитан верфи Евгений Шкаруба начал вести дневник стройки. Мы дополняем записи капитана материалами из конструкторских чатов проекта и публикуем их вместе, чтобы читатели смогли отследить хронологию постройки поморского коча.
Это — вторая часть дневника.

11 ОКТЯБРЯ

В чате конструкторов — горячие обсуждения насчёт того, как подошва ахтерштевня соединяется с килем, каков должен быть размер пятки киля, был ли шпунтовый набой возле штевня закругленным или срубленным/спиленным под углом шпунта штевня к килю, и прочее.

Три основных приоритета при принятии таких решений:
а) прочность того или иного соединения при нагрузках (например, от волны или при сдавливании судна льдами)
б) историческая достоверность (как это соединение было реализовано на фрагментах кочей, обнаруженных археологами
в) удобство выполнения того или иного соединения (будет ли с руки делать именно так)
Первые два критерия — определяющие. Над третьим, в случае чего, будет пролита скупая слеза мастеров.

Кажется, в дневниках мы об этом ещё не упоминали, но бесценным источником информации для проектирования коча для нас является книга «КОЧ. Судно полярных мореходов XVII века». Написали её наши друзья и коллеги Сергей Кухтерин, Павел Филин, Михаил Наймарк и Евгений Вершинин.
Спасибо им за этот замечательный труд!

Ещё одна деталь, обнаруженная нами благодаря модели коча, сделанной Сергеем Кухтериным и «Северной археологией — 1» — наличие продольного бруса на форштевне. Пазы и отверстия для таких брусьев сохранились на некоторых форштевнях (сами брусья найдены не были).
Вот как выглядит эта вставка, реконструированная на модели.

Предположительно, этот брус был сменным и служил для усиления замка киля и штевня, а так же защищал переднюю кромку форштевня от истирания о льды и столкновений с плавняком.

Капитан говорит, что ближе к делу мы тоже можем сделать такой брус.

12 ОКТЯБРЯ
Начал работу наш телеграм-канал «СТУДИЯ КОЧ» https://t.me/koch_online .
Первый выпуск называется «Я — легенда. Потерянные технологии». https://vk.com/video-178944022_456239337

Посмотрите, если ещё не.

13 ОКТЯБРЯ (ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ)

Поздняя осень. Всё, что жило солнцем, уснуло, улеглось на землю. Город посерел, впереди полярная ночь.

Поставили на киль заготовку ахтерштевня. Замок ещё нужно будет подгонять, но в целом размер и профиль судна уже видны. Мужики, которые проходят мимо и понимают, что здесь происходит, — разве что не крестятся. Действительно, получается большая штука. Карбас «Матера» стоит рядом, скоро перетащим его в другой угол (весит всего одну тонну — легкий, как перышко), а пока он оказался очень к месту. Можно сравнить «Матеру» и коч: если поставить карбас внутрь коча, то мачты «Матеры» слегка поднимутся над фальшбортом.

Возникают вопросы, например, — как в него залезать? С тузика или с берега? Нужна ли лестница? А в фальшборт можно делать калитку? Были такие калитки на поморских кочах 500 лет назад?

14 ОКТЯБРЯ. ПОКРОВ (ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ)

Сидеть бы нам дома в праздник, но вторник обычно — экспедиционный день, и мы поехали на реку. На верфи дела идут своим чередом. Артем и Егор продолжают разбираться с закладкой, а мы — Владимир, Василий, Даниил и Евгений — надели на себя всё самое тёплое и поехали по Северной Двине в поисках речных кокор.

Речные кокоры — это те, которые водятся в реке. Там, где река меняет своё русло, берег подмывает, и деревья валятся вместе с этим берегом. Летом наши товарищи проходили по Никольскому рукаву и видели там такое место с невероятным количеством кокор — говорят, в районе Рикасихи.

Мы ездили туда раз, и ничего кроме ивняка не нашли. Решили съездить ещё раз — поближе к морю. Поставили паруса на «Ёле» и со способной поветрянкой за три часа почти добежали до самого Белого моря.

Нашли место, где сосны вышли на торфяной берег и валятся с ним вниз. Но это — сосны. Что нам сосны, таких мы уже насобирали на ветровале. Нам нужна ёлка с большими корнями. Почти расстроились, но тут присели на мель во время отлива. Перспектива обсохнуть за восемь или более часов на реке в такой холод нас так взбодрила, что мы снялись с мели и были этим очень счастливы.

Чтобы хоть что-то привезти домой, решили собрать сфагнового мха (лат. Pleurozium schreberi). Этот мох используют для конопатки лодок, а нам его нужно очень много для коча. Вот этим мы и занялись.

Обратно вернулись почти в девять вечера — время пограничное для Архангельска.

Чуть не забыл — на Покров в Архангельске шел первый снег.

15 ОКТЯБРЯ (ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ)

Продолжаем работу с закладкой. Превратить бревна в киль и штевни — непростая задача. Нужно иметь немалое зрительное воображение, чтобы представить, как шпунтовая доска на миделе (в середине киля) лежит почти горизонтально, а затем постепенно скручиваясь, переходит в вертикальное положение у штевня. Это движение должна повторять плоскость шпунта, в который прижимаются доска и киль. Надо представить, как это должно выглядеть, и убрать все лишнее (как Микеланджело).

16 ОКТЯБРЯ (ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ)

Перейти из размера карбаса (9 метров) в размер коча (15 метров) — непросто. Поэтому закладка созревает мучительно долго. Может быть, дело еще в том, что закладку делаем параллельно проектированию: заготовили кокоры, обмерили, отправили Виталию Дробиленко. Он вставляет их в 3D-модель своей закладки и дает нам получающиеся сечения. Кажется, это неверный путь. Долго. На глазок бы уже сделали. НО менять план на полпути не будем, тем более что уже появились просветы. Пятка ахтерштевня готова, пятка форштевня тоже. Завтра разбираем временную закладку и будем протесывать все топором.

Торжественная закладка намечена на 29 октября. Нужно найти духовой оркестр и батюшку.

17 ОКТЯБРЯ (ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ)

Разобрали закладку. Замки соединения штевней с килем готовы. Черновая обработка ахтерштевня завершена, форштевень сделан наполовину. В понедельник можно начать обтесывать заготовки топором.

Кроме того, за эту неделю Егор и Артем разобрались с заготовленными кокорами — окорили их, сложили на подкладки.

На втором этаже подсыхает сфагновый мох.

Виталий Дробиленко приготовил чертежи шаблонов обшивки. Их будет семь.

Переставили «Матеру» с площадки стапеля коча.

Одним словом, верфь дышит, и стройка набирает ход.

18 ОКТЯБРЯ

Виталий Дробиленко сделал расчёт остойчивости коча, используя природный и искусственный интеллект.
В соответствии с правилами классификации и освидетельствования маломерных судов подходим под третью категорию: плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-й обеспеченности до 3,5 м и силе ветра до 15 м/с, с удалением от места убежища или берега не более 50 миль.

В прошлом дневнике мы писали о пяти напечатанных нами 3D моделях коча. Среди них мы выбрали третий — как наиболее удачный компромисс между ходкостью и остойчивостью будущей лодки (остойчивость — это более полные обводы, а ходкость — более острые).

По выбранной 3D-модели Виталий сделал также расчеты парусности и водоизмещения в пресной и солёной водах.

Screenshot
Screenshot
Screenshot

А ещё сегодня вышел второй выпуск нашего сериала в телеграм-канале «Студия КОЧ». Новая серия называется «Четырёхсотлетний человек. Инженерная задача». https://vkvideo.ru/video-178944022_456239349

Приятного просмотра!

20 ОКТЯБРЯ (ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ)

Понедельник начался в шесть утра — я встретил Антона Спивака, который был капитаном карбаса «Матера» в этом году и сейчас приехал к нам строить коч. Я этому очень рад. В восемь утра Антон приступил к разбивке плаза для шаблонов (шпангоутов).

После обеда на площадку вышел Александр Антонов со своим мангазейским топором и начал обрабатывать штевни. Теперь поверхности будут топорные, сомневаться в этом не приходится. Другое дело — как такие кривые поверхности смогут держать воду — я в этом сомневаюсь. Саша клянется, что только так и строили избы… Но это избы, а не кочи. Мне кажется, Саша перебарщивает. Ну, об этом поговорим позже.

Текст: Евгений Шкаруба, Катя Суворова
Фото: Евгений Шкаруба

#КочМангазея #ПоморскийКоч

Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх