Дневник верфи, 26 декабря 2023 – 5 января 2024  года

Исторический (дважды) тридцать седьмой шпангоут, коксы, шпильки, кокорный промысел в спящем лесу и прочие новогодние забавы.

Конец 2023 и начало 2024 года на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.

26 декабря, вторник

Ворвались в зимний лесозаготовительный сезон! Копаем кокоры для карбасов будущего (ближайшего и самого светлого).

27 декабря, среда

Эти фотографии Женя назвал «Сверление в яблочко». На них Артём, Лёша и Ваня сверлят отверстия в разрезных шпангоутах, чтобы прикрепить их шпильками к дейдвуду.

Краткий экскурс в суть процесса:

Шпангоуты могут быть разрезными и цельными. Цельные стоят между двумя дейдвудами и представляют собой два тимберса, соединенные флором. Они притягиваются к килю шпилькой через кильсон и флор, вертикально.

А в носовой и кормовой оконечности применяются разрезные шпангоуты, которые нарезаются ногтем в дейдвуд и крепятся непосредственно к нему поперечной шпилькой, проходящей горизонтально через два тимберса и собственно дейдвуд.

А вот на этих фотографиях мы видим, как Артём размечает канавки под коксы в замок кильсона и дейдвуда.

Кокса – это цилиндрический нагель, который ставится в разъём замка и предназначен для того, чтобы при стягивании замка он не разъезжался.

Чтобы установить коксы в этом соединении, мы сделали две полукруглых канавки в кильсоне и дейдвуде. Канавки эти мы фрезеровали, а не сверлили, потому что сверлить было страшно. Дело в том, что кильсон у нас сосновый, а дейдвуд лиственничный, плотность материалов разная, и сверло бы непременно увело куда-нибудь. Другое дело фрезер. Фрезер не уведёт.  

Кстати, сами коксы у нас дубовые, а не какие-нибудь.

28 декабря, четверг

Утром снова ездили на делянку в лес, привезли две большие кокоры для шпангоутов, штук десять хлыстов для мачт и шпринтов. Хотя надо сказать, что и шпринты, и кокоры, были, скорее, ёлочным прикрытием, ведь на самом деле больше всего нам хотелось праздничных ёлок.

Их мы взяли около двенадцати штук: для всей верфи и для её друзей.

А днём мы поставили тридцать седьмой шпангоут.

Тридцать седьмой шпангоут примечателен тем, что это была первая судостроительная деталь, изготовленная на нашей верфи.

В далёком 2019 году, когда ангар верфи еще был разгорожен кирпичными стенами бывшего техосмотрового гаража, к нам приехали норвежцы – показывать свою технологию судостроения и проводить мастер-класс по изготовлению клееных шпангоутов.

Тогда мы и поклеили наш первый (тридцать седьмой) шпангоут. Впоследствии этот его вариант нам не подошел: во-первых, клей оказался негодным, потому что мы еще не нашли правильной смолы, а во-вторых, с тех пор мы полностью переделали весь проект шхуны, так что форма этого шпангоута уже не такова, какой мы её видели изначально.

Тем не менее, мы помним этот шпангоут как стартовый выстрел нашего проекта.

А из его первой русско-норвежской версии Саша Антонов сделал кухонный стол и скамью, за которыми мы собираемся каждый день, обсуждая свои судостроительные планы, печали и радости.

Этот знаменитый стол-шпангоут видели все, кто бывал у нас в гостях.

29 декабря, пятница

Установили тридцать восьмой шпангоут «Поморской шхуны».

Окончательно завершили монтаж удобного входа внутрь шхуны со второго этажа через две лестницы и мостик, сделанные Сашей-механиком со студентами-практикантами.

У Игоря подрастает макет «Матеры».

Тем временем, в нашем сувенирном магазине появилась сногсшибательная новинка!

Встречайте – рюкзак, папки и сумка из паруса (да!) легендарной яхты «Джульетта».

Эту замечательную коллекцию стильных вещей с историей сделала для нас с вами Маша Мамаева.

Маша – дизайнер одежды, архитектор, когда-то — ученица Жени, а теперь и профессиональный яхтенный капитан. Она водит суда в Норвегию и на Фареры, ей давно покорилось Средиземное море, и вот теперь она вдохновилась идеей сделать аксессуары из старого паруса «Джульетты» — того самого, который пережил всю кругосветку Жени и «Морских практиков».

На все вещи нашита эмблема яхты, стоявшая на парусе. На материале отчётливо видны карбоновые нити, которые не дадут вещам растянуться и потерять форму, так что они будут служить вам долго.

Коротко резюмируем: это, возможно, лучший подарок для тех, кто любит морскую культуру и хорошие вещи с настоящей историей, и/или хоть раз был на «Джульетте».

Парусная коллекция доступна к заказу! Спешите порадовать себя и близких.

Рюкзак =7000

Сумка =3500

Большая папка =3500

Малая папка =1500

30 декабря, суббота

Ваня Горбунов делал, делал, и наконец, доделал своего Щелкунчика.

Щелкунчик у Вани из карагача и натуральным образом раскалывает орехи.

Самые смелые пробуют и удивляются Ваниному мастерству.

31 декабря, воскресенье

Встретили Новый год. Фотографий у Кати только две: поднятие бокалов и пиратский автопортрет с капитаном в разноцветных снежинках.

2 января, вторник

Миша и на каникулах в Кимже не оставляет дел Лаборатории деревянного судостроения!

Летом ему очень приглянулся один карбасок на одной из поветей Кимжи. Карбасок этот был хорош своими речными обводами и идеальной для путешествия и перевозки длиной 7,2 метра.

Летом его уже оцифровали, затем построили 3d-модель и сделали чертежи, а теперь вот раз – да и повезли на верфь в Архангельск.

Теперь мы собираемся скопировать его в натуре и отправить обратно в Кимжу, чтобы он в новой инкарнации стал частью мезенской парусной флотилии.

3 января, среда

На верфи лекция «Архангельск как Петербург XVII века».

Михаил Калинин рассказывает, чем похожи Петербург и Архангельск – города большой воды, живой культуры и регулярных проспектов. Как и Петербург, Архангельск был основан по указу московского царя. Как и Петербург, Архангельск был задуман как окно России в Европу. Как и Петербург, Архангельск подарил нашей стране русских иностранцев. Эти и другие факты и исторические параллели Михаил со слушателями обсуждали на лекции. Гостей было много.

4 января, четверг

Проводим новогодние каникулы легко, весело и с пользой — в удалых молодецких забавах. Ездим на лесные делянки, ходим по колено (и выше) в снегу, откапываем и изучаем корни елей, валим деревья, обрубаем ветки, тащим всё это сквозь чащу на себе. Всё это вместе называется заготовкой кокор.

Кокора — это та часть дерева, где ствол переходит в корни, образуя угол.

Кокора хороша своей прочностью и годится для массы полезных вещей. Умелый судостроитель может сделать из кокоры: оба штевня с килем, шпангоуты, перо руля и брештуки (при желании список можно продолжить). Неудивительно, что кокор на верфи нужно много.

Ясное и морозное (минус двадцать один градус по Цельсию) четвёртое января кокорному подвигу посвятили: Иван Горбунов, Нуркен Мамбетов, Артем Кривополенов, Андрей Зайцев, Константин Шевелев, Александр Дмитриев, Александр Попов, Никита Карбасов, Михаил Калинин, Евгений Шкаруба и Катя Суворова, которая снимала всё это впечатляющее мероприятие.

На вопрос о том, почему всё это нужно было делать именно в -21, Женя (который вовлёк нас в эту авантюру и который на фото улыбается шире всех) ответил, что лютые минуса — это, положим, случайное совпадение, а вот лес вообще принято заготавливать зимой, когда он спит, и когда из него ушла лишняя влага. Такой лес — самый лучший.

Сначала кокоры из леса вытаскивали при помощи полиспаста, а потом поняли: нас так много и мы такие богатыри (хорошо, нас десять богатырей и одна Белоснежка), что все эти кокоры мы вытащим и просто волоком. Сказано — сделано.

Прогулка по спящему лесу принесла нам три новеньких кокоры. Спасибо всем за работу и помощь!

При просмотре фотографий кокорного подвига рекомендуем напевать: «Родина слышит, Родина знает, как нелегко её сын побеждает…!» Женя очень любит эту песню.

А вечером на верфи была лекция фотографа и коллекционера Алексея Савкина «Ненадежное искусство: снимки из коллекции любительской фотографии конца XIX – второй половины XX века».

Алексей работает фотографом в Русском музее в Санкт-Петербурге и собирает старые, преимущественно любительские фотографии, считая их по-своему прекрасными и достойными всяческого внимания.

На встрече он показывал гостям свою коллекцию вернакулярной (любительской, бытовой, прикладной) фотографии одновременно и как собрание самодостаточных художественных произведений, и как «повседневное искусство» — в контексте исторических, культурных, технологических реалий. Было замечательно интересно.

5 января, пятница

Окончательно вернулись в рабочий ритм и установили тридцать девятый шпангоут «Поморской шхуны»!

Текст: Катя Суворова

Фото: Катя Суворова, Миша Крупенин, Женя Шкаруба

#ПоморскаяШхуна

#ШколаСудостроения  #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29

#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ

#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов

#Makita #JET #Powermatic

Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина». 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − 3 =

Прокрутить вверх