Кильсон «Поморской шхуны», «Удлиненная касатка», забастовка станков и путешествия арктическими морями за кромку карты (это надо повторить). Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
18 декабря, понедельник
С утра объявили забастовку станки: ленточка, рейсмус, фуганок и точильный станок.
У рейсмуса разрегулировались столы, и он стал строгать на конус.
У фугана прижимная планка колотит по заготовке.
У ленты вышибает подшипник.
У точильного станка заболел моторчик.
Полдня никто ничего не мог делать.
Потом Саша-механик всё починил, настроил и отрегулировал. Можно работать.
19 декабря, вторник
Артём делает замки на кильсоне, готовит его к установке.
Лёша с Ваней заклеили тимберс нового шпангоута.
Саша-механик выгнал к чёртовой бабушке всех студентов, кроме одного. Остался только Савелий, который теперь уже в одиночестве продолжает делать трапы внутри шхуны.
20 декабря, среда
Поставили кильсон!
Событие это запечатлел Саша Антонов, вот его фотографии в хронологическом порядке:
21 декабря, четверг
Артём хлопочет вокруг кильсона, вымеряет, чтобы всё стояло ровненько.
Фёдор готовит новую выставку – про катер-соломбалец и несколько других находок года из архива Соломбальской судоверфи.
Матросы таскают и перекладывают доски из-под бортов – с правого на левый и обратно. Это круговорот доски в природе: два оборота вокруг шхуны, и доска считается готовой к использованию.
Между тем, инженер «Поморской шхуны» Миша Крупенин прочитал две лекции в Москве на ВДНХ, в павильоне «Туризм».
Первая – об оцифровке объектов культурного наследия (в нашем случае это, разумеется, лодки; лекцию в записи можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/video1845156_456239350).
Вторая – о деревянном судостроении и поморском яхтинге (а ещё о том, почему к нам на верфь срочно нужно ехать всем, кто ещё не).
22 декабря, пятница
Ваня настрогал шпангоутов и пропитывает точки соединений тимберсов с флорами. Говорит, что в теории (в теории!) на следующей неделе мы могли бы (ну, чисто гипотетически) поставить аж три (если повезёт) носовых шпангоута. Но это не точно.
Женя привёз в сувенирный магазинчик верфи новых корабликов и неведомых зверушек от Евгения Гриневича с Натальей Куликовой и берестяных штучек от Александра Шутихина. Есть ещё жжёные деревянные кони от Саши Антонова.
Одним словом, пополняем запасы подарков к новогодним праздникам. Ещё из нового:
Открытки с «Вашкой» и «Соломбальцем»
и толстовки с сельдяным карбасом.
Инженер Миша Крупенин всё время сидит за ноутбуком и что-то проектирует. Если спросить его, почему он всегда за ноутбуком, то Миша заплачет.
Поля, тем временем, посетила северную столицу нашей страны – славный город Санкт-Петербург. Управилась за день: сходила на выставку импрессионистов в Главном штабе Эрмитажа и на концерт Симфонического оркестра под управлением Гергиева в Мариинке. В промежутке между одним и другим успела ещё съесть шаурму и увернуться от льдины (или, по-петербургски, сосули).
24 декабря, воскресенье
Открыли новую выставку с чертежами архива Соломбальской судоверфи.
На «Открытой палубе» верфи наш консультант по архиву Фёдор Пильников представил главные лодки-находки уходящего года. Ими стали:
«Удлиненная касатка»:
Изначальную «Касатку» спроектировал в тридцатые годы в Мурманске инженер по фамилии Невский. Через несколько лет появилась её модификация, более длинный и широкий вариант, который и назвали «Удлиненной Касаткой».
«Дрифтер-бот», выполненный от руки карандашом, с огромным количеством рабочих пометок.
Легендарный «Соломбалец», в основе которого лежал катер местного умельца по фамилии Куроптев.
И «Изотермический плашкоут» (про который Федя пошутил, что это такой несамоходный холодильник, в котором теоретически можно было бы возить Ленина из Мавзолея по деревням).
Кроме того, Фёдор нашёл в архиве план покраски «Удлиненной касатки». Надводный борт, фальшборт и палубные механизмы – масляной краской в зелёный цвет, планширь – суриком с охрой, наружная надстройка и мачты – белилами, а кнехты – чёрным цветом.
На выставку ещё можно прийти, чтобы увидеть все чертежи своими глазами (хотя самое лучшее – это быть на открытии и слушать рассказы вдохновенного Фёдора, делающего разнообразные пассы над чертежами и ведущего мизинцем по стёклам выставочных столов).
Сразу после открытия выставки перешли к лекции Михаила Калинина. Михаил – кандидат исторических наук, младший научный сотрудник истфака МГУ, сотрудник Соловецкого морского музея и участник проекта «Мангазейский морской ход».
Миша приехал ровно на один день, чтобы рассказать о том, как и (зачем) четыре века назад поморы ходили арктическими морями за край карты. Рассказал. Нам понравилось. Решили, что это надо повторить.
Фото и текст: Катя Суворова
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#Makita #JET #Powermatic