25 сентября, понедельник
Черевково – Абрамово
Начинается второй этап плавания «Матеры» по Северной Двине. В первом этапе нам очень повезло с погодой, большую часть дороги прошли с попутными, порою очень сильными ветрами (поломали два шпринта). Было тепло, по-левитановски желтели березки, светило солнышко затянувшегося бабьего лета.
Теперь всё немного поменяется. Север и зима быстро приближаются.
1026, стартовали от пристани Черевково.
На борту «Матеры» экипаж: Андрей Ягубский, Лида Плеханова, Слава Мизин, Нуркен Мамбетов, Дмитрий Цыбин, капитан Евгений Шкаруба. Вместе с нами на судне сопровождения или на карбасе едет киногруппа: Пелагея Евдокимова, Алексей Карьянский, Никита Кулаев, Михаил Абрамян, Пётр Воронцов, Ольга Терехова.
Встречный ветер. Убрали мачты. Гребём. Тяжело идем.
1100, 510 км.
1158, 505 км. Медленно идём.
1240, зашли в полой и встали смотреть шитуху Николая Суханова. Хорошая деревянная лодочка с широкой кормой и плоским дном. Видно, что легка на ходу. Построена в 1986 году в Устюге. Жаль, что таких уже не строят.
1440, пообедали и едем дальше. Дождь, радуга и солнце. Киногруппа осталась смотреть старые деревянные баржи на другом берегу Двины.
1454, 500 км.
1459, легли в дрейф, отдыхаем. В основном идем строго по фарватеру, потому что вокруг полно каменных дамб, с помощью которых собирали струю течения реки и поддерживали глубину на фарватере.
1600, скрестить весла! Лида Плеханова нас учит командам гребных судов. Пробуем ставить паруса. Получается. Полный бейдевинд мы можем идти.
1730, встали немного ниже Абрамово на островке рядом с правым берегом. Чифан сразу нашел лапоть. Теперь это остров Лаптя.
Совсем вечером приехали Миша Крупенин и Артём Бывальцев. Теперь Артём будет рулить на судне сопровождения.
Фото: Лидия Плеханова и Евгений Шкаруба
26 сентября, вторник
Абрамово – Верхняя Тойма
0500, проснулся на острове Лаптя, выползаю на улицу, а здесь ребята из кино устроили засаду и снимают, как мы просыпаемся.
Обнаружили трещину в шпунтовом набое левого борта. Доска набухла, выгнулась и треснула в районе мидель-шпангоута. Думаем, как чинить теперь.
0805, отходим. Сегодня очень влажно и прохладно.
0810, встали под паруса. Дует пособна поветёрочка.
0819, 490 км.
0854, 485 км.
0930, 480 км. На карбасе кроме команды постоянно работает 4 оператора. Ох, что же они наснимают, интересно. Говорят: «Снимаем полный метр».
1025, проходим Абрамково. Мы много чего проходим, судя по карте, но редкая деревня показывается на берегу. В основном деревни прячутся подальше от воды. Река широкая промыла огромную долину.
1100, встали на обед. В меню вчерашний шашлык от киногруппы, мексиканская картошка с фалью и салат. Дима повар работает на баке. Устроил себе полноценный камбуз.
1224, едем дальше.
1241, 465 км.
1122, 460 км.
1411, 455 км.
Замучились с заходом в Верхнюю Тойму. Не туда зашли, но в итоге всё хорошо кончилось. Вечером лекция в Краеведческом музее Шкарубы, Мизина и Чифана.
27 сентября, среда
Верхняя Тойма – стоянка и немного исследований
В этот день мы пережидали встречный ветер в Верхней Тойме. Ездили по округе, разговаривали с тоймачами. Давно не было паузы в нашем движении по реке, и теперь понимаем, как же мы спешим на пути.
Из новых слов услышаны по пути: «Плавиться», «плавишься» – сплавляться, сплавляешься по реке; «ловкОй» – удобный.
Деревня Гольё (Исаково) с директором Краеведческого музея Василием Фокиным.
28 сентября, четверг
Верхняя Тойма – Пучуга
0350, пробуем стартовать. Долго выводим «Матеру» из обмелевшего полоя. Киношники накрутили на форштевень огромный фонарь, идем, как линкор в темноте. Стартуем еще до заката. Очень сложно ориентироваться по бакенам, они без огней, только светоотражающая краска.
Операторы, техники приготовились снимать, зажгли иллюминацию по берегам, дымы, и тут у Артёма глохнет мотор. Нам остается лавировать мимо камер туда-сюда вверх и вниз.
0600, дует обещанный ветерок.
0809, 435 км. Созвонился со школой Зеленца.
0938, 430 км. Сильный дождь и ветер. Заходили в Зеленец показать детям «Матеру». Дождь хлещет.
1015, 425 км. Дождь прекратился. Но и ветер скоро может зайти на встречу.
1120, 420 км.
1200, лавируемся против ветра, довольно успешно. «Матера» продолжает удивлять.
1221, 415 км.
1400, прошли Нижнюю Тойму. Дети вышли на берег, а мы не подошли к ним. Я объяснил директору школы, и она просто вывела детишек помахать нам рукой. Очень спешим на лекцию в Пучугу. Это была ошибка, за которую мы и поплатились. Ох, как тяжело жить в расписании электрички, но на вёслах и под парусами.
1523, 405 км. Лавируемся круто. Ровно как два года назад на «Вашке». Попутное течение и несимметричная лавировка.
1700, встали к берегу, не дойдя до Пучуги 5 км. Оставили Диму и Нуркена ставить лагерь, а сами на Артёме поехали на лекцию. И там остались ночевать. Темно на реке.
29 сентября, пятница
Пучуга — рядом с Рочегдой
1109, стартуем от стоянки не доходя Пучуги. Сидим на мели, ставим паруса, снова садимся на мель. Лавируем против слабого встречного ветерка. Хмуро вокруг.
1300, пробуем разжечь костер в карбасе. Нормально работает, только дымно для повара.
1307, 395 км, только проходим Пучугу.
1400, кончился газ, поэтому, Дима приготовил обед на карбасном очаге. Хорошо приготовил, только плакал. Мы грелись.
1425, 390 км.
1515, ложусь спать на прогретые пайолы над очагом.
Славу и Чифана увозят на лекцию в Рочегду.
Идем под парусом и на вёслах.
1817, 370. Луна выходит на небо, помогает нам. Попутный ветерок.
1922, сильный туман. Расходимся с встречным паромом.
2110, сидим на мели.
2130, пришли в лагерь напротив Рочегды. Спутники наши Слава, Андрей и Артём уже здесь!
Текст: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба, Лидия Плеханова
#ПоморскаяШхуна
#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров- производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.