Карбас (м. р., мн. ч. = карбаса, карбасы). Единственного и точного определения «карбаса» не существует. Термин является поморским синонимом слова «лодка». Изначально использовался для обозначения небольших судов (до 10-12 м) различного назначения на берегах Белого моря и близлежащих рек и озер. От Белого моря термин распространяется по побережью Баренцева моря, позднее – по рекам Сибири и русскому побережью Ледовитого и Тихого океанов.
В письменных источниках «карбас» упоминается с XVI в. В списке Жития Зосимы и Савватия Соловецких 30-х гг.XVI в. о преподобных Германе и Савватии говорится: «седши в малу ладиицу, иже глаголется карбас». В кон. XVI в. в Таможенной грамоте Соловецкого монастыря термин «карбас» уже не требует пояснения и отличается от лодьи: «…четыре лодьи со всем запасом, с якори и с парусы, да карбасов болших и малых пятнадцать». Однако это не означает, что до упоминания в исторических источниках карбасов не было. Принято полагать, что карбас появился около XV в. и произошел либо от ладожской соймы, либо от долблёнок, к которым стали нашивать борта.
Для постройки карбаса заготавливали еловый ствол с корневой частью, которая образовывала угол для формирования форштевня (носовой кокоры). От угла между корнем и стволом зависели мореходные качества карбаса, выбор подходящей ели требовал опыта. Некоторые судостроители отмечают, что старались использовать ели, растущие на «подгорке» или холме, так как корень дерева повторял форму места, где росло дерево – угол получался более пологим и обеспечивал лучшую всхожесть на волну.
К килю (матице) через соединение в замок крепилась кормовая кокора. Таким образом, получалась закладка строящегося карбаса – киль, носовой и кормовой штевни.
В закладке выбирали шпунт, устанавливали её на стапель и обшивали еловыми или сосновыми досками (набоями) внахлест (клинкерная обшивка). Для придания нужной формы на киль устанавливали шаблоны. Некоторым мастерам достаточно было установить на киль два поперечных бруска (кобылки) которые удерживали середину первых набоев горизонтально. Затем, мастер шил борта карбаса уже на глазок, исходя из своего представления о форме строящегося судна.
Еще до начала XX века для соединения досок использовались скрученные корни и ветви хвойных деревьев (шитьё вицей). Швы между набоями и в местах соединения их с закладкой конопатились, прокладывались мхом и пропитывались смолой. Таким образом, все материалы для постройки или починки карбаса добывались в лесу. Со временем на смену вице пришли металлические крепления (железные или медные гвозди, заклепки), однако память о традиционной технологии сохраняется в языке и сегодня – карбас не «строят», не «клепают», а «шьют». Когда обшивка готова, внутрь карбаса устанавливают шпангоуты (опруги). Для их изготовления также используют кокорный (кривой) лес.
После шпангоутов карбас укрепляют привальными брусьями (порубнями), брештуками, банками, навешивают руль, снабжают веслами, вооружают мачтой и парусами.
В разных местах Поморья строили разные карбасы – эти различия определялась местной манерой судостроения, зависели от навигационных особенностей конкретного региона (морского берега, озера или реки), применения судна (промысел рыбы или морского зверя, транспортировка людей и грузов) и, наконец, индивидуальных предпочтений владельца и «архитектурного чутья» мастера.
В отличии от кочей, шняк, лодей и других традиционных морских судов Поморья – карбасы продолжают строить до наших дней. Карбас пережил навязанные Петром запреты XVIII в., переход на новое парусное вооружение в XIX веке, приспособился к моторам, вошедшим в широкое употребление в 60-е годы прошлого столетия. Сохраняя форму и конструкцию, карбас продемонстрировал способность адаптироваться к технологическим изменениям нового времени: на смену древесной веревке (вице) пришли металлические крепления, на смену смоле – краска. Есть удачные примеры современного строительства карбасов, когда для изготовления деталей закладки, шпангоутов, брештуков используется технология ламинирования, а для набоев – фанера.
По-видимому, секрет долголетия карбаса заключается в простоте конструкции в сочетании с отличными мореходными свойствами: карбасу свойственна хорошая всхожесть на волну, остойчивость, управляемость, ходкость. Классический карбас имеет обтекаемую веретенообразную форму с острой кормой, прямую линию киля, вертикальный форштевень и незначительно наклоненный в корму ахтерштевень. У морских карбасов в носовой части корпуса выделяются скулы, благодаря которым на ходу карбас разваливает встречные волны не беря внутрь брызг. У парусных карбасов было от одной до трех мачт, иногда их вооружали бушпритами. Парусное вооружение изначально прямое, затем стало шпринтовым. Для улучшения лавировочных свойств в некоторых случаях на карбасах устанавливали накладные фальшкили, но оптимальным курсом под парусами для карбаса является полный бейдевинд, а курс в полветра даже имел на Севере специальное название – «красная беть».
Промысловый карбас работал 12-15 лет, но при бережном уходе мог прослужить 30 навигаций и даже больше. Срок службы зависел в первую очередь от того, чем защищали корпус судна против гниения – раньше, это была древесная смола, сегодня более стойкие пропитки и краски. Также, очень важно хранение карбаса в зимний «нерабочий» период под крышей, без доступа осадков – это существенно продлевает жизнь карбаса. И все-же карбас в народном сознании остается неприхотливой, промысловой лодкой для работы в море и на реке. Таким он сохраняется в памяти людей, таким его еще можно увидеть на берегах Белого моря. Особое отношение к карбасам подчеркивает то, что старые карбасы не разбирали и не сжигали, но оставляли доживать свой век на морском берегу. В Поморье существует несколько десятков «вечных стоянок» или «кладбищ» карбасов.
Сегодня самый большой карбасный флот на Белом море принадлежит заготовителям водорослей, для которых в Архангельске продолжают строить широкие моторные карбасы – прочные и неприхотливые в содержании, лучше других судов подходящие для этого промысла. Значительный рыболовный карбасный флот сохранился в Кеми, много карбасов строятся для работы на рыболовных тонях в Умбе. Есть мастера карбасники на Летнем и Зимнем берегу, на Мезени, на Онежском берегу. Новым стимулом для сохранения традиции строительства карбасов стали проекты Товарищества поморского судостроения: строительство карбаса «Вашка» в 2017 году в Лешуконии, использование карбасов для организации регат и туристических плаваний.
Авторы текста Никита Карбасов и Евгений Шкаруба.