Дневник верфи, 3 – 7 апреля 2023 года

895-миллиметровые шпильки (оцинкованные), 1910-миллиметровый Миша (талантливый), дом Сутягина (легендарный) и первая выставка архитектора Павла Дикова (отличная). Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.

3 апреля, понедельник

Тема вторую неделю страдает без крупных свершений и красит двери, несчастный. Ну вот разве что еще понемногу поклеивает пласти для доклейки носового дейдвуда – но и это дело не для нашего супергероя.

Тем временем, пошел шестой месяц, как Александр зашивает потолок. Для этого Александру нужно подняться на вышку, потом затащить за собой лист, потом прикрутить его, потом спуститься, и все по новой. Средняя скорость Александра: три листа ОСБ в день. Артем говорит: «Зато когда закончишь, то-то будет красота. Посмотришь на потолок: «Я! Сделал. Моща!».

Игорь починяет карбаса – строгает брештук «Ититя». Миша с ужасом смотрит на него из проектной зоны: «Что там Игорь делает?». Игорь интеллигентно и невозмутимо отвечает: «Что :Женя сказал, то я и делаю».

Нуркен сбивает со стен краску, потому что больше никто не хочет этого делать.

Женя уехал в Питер цинковать гайки со шпильками.

На выходных Саша Антонов все более основательно обустраивался на кухне. Мастерил полочки, располагал различные предметы в ему одному ведомой гармонии и прилаживал всюду какие-то железки – на манер фильма «Кин-дза-дза».

Кроме прочего, Саша сконструировал из выключателей и прочих подручных материалов Валю. И тут же сам признался ей в любви. Хорошо еще, что написал свое признание на столбе, а не выбил его себе на груди.

У Вали есть один секрет, но нас могут читать дети, так что мы вам его не расскажем.

Фабричная наша сторона нравы имеет суровые и непритязательные.
КРУЖКИ.
(Дневник Шуры Шпангоутова)
Кружки на верфи повсюду. В основном это фарфоровые простушки с цветным ободком, либо стеклянные — в незамысловатом люрексном узоре. Блестящие снаружи и пустые внутри. Но, как в любом фабричном коллективе, есть несколько особенных: статных, в ярко раскрашенных фирменных платьях, и толстых аляповато наряженных матрон. Примы. 
Некоторые из этой пёстрой компании уже с утра таскаются по верстакам. Вид у них весьма неряшливый и помятый. Похоже, что их всю ночь кто-то лапал и лобызал. При встрече они стыдливо прячут лица, якобы стесняются, прикрывшись стружками, а иногда попросту валяются среди деревянных обрезков прямо на верстаке в обнимку с чумазыми пассатижами. Самые наглые отчаянно выставляют вперёд локоток и просят поболтать им чайной ложечкой. Знаем мы это «поболтать»! Начнёшь её поболтать — не отвяжется, а там и до греха недалеко.
Однако основной кордебалет начинается за полдень, когда все работники направляются в буфет отобедать и рассаживаются за большим артельным столом. Дождавшись своего звёздного часа, расфуфыренное варьете, сверкая и звякая бижутерией, с визгом выкатывается на арену. Потолкавшись возле чайника они, бессовестно задирая задницы, начинают вертеть свой бесовской хоровод. Разомлевшие от обеда работники подхватывают облюбованных танцовщиц под ручку и целуют взасос. У некоторых есть постоянные привязанности, а некоторые приходят на работу со своей кружкой. Такие искоса поглядывают на своих неразборчивых сослуживцев, мысленно осуждая их за фривольность отношений. 
По окончании обеденного выступления все какое-то время молча сидят без движений, сосредоточившись в себе. Особо ретивые поклонники кордебалета засыпают прямо за столом, уперевшись лбом в край столешницы. Отдельные, впечатлительные, выходят за ворота покурить. 
После обеда позабытые на время кружки, измученные и вспотевшие, разбредаются по цеху кто-куда. Они жмутся кучками по углам, собираются в кружок на столе, перешёптываясь и беспокойно озираясь, либо путаются под руками, бесцельно слоняясь меж заготовок и инструментов, развязно зияя перепачканным нутром. Время от времени их подхватывают и тащат в мойку, чтобы наскоро сполоснув использовать снова. 
Вечером, в конце рабочего дня, когда дневная смена расходится по домам, кружек отлавливают по углам и, хорошенько намыв с порошком, загоняют на верхнюю полку в буфете — отдыхать до утра.
Поздно вечером наступает самый разврат. На верфь заявляется ночная смена. Люди творческие и оттого беспринципные. Они хватают кружки без разбору, иногда и по две, беспрестанно их щупают и тискают в руках, обслюнявливают края, заставляют танцевать голыми на столе, болтают ложечкой внутри, могут сунуть и кипятильник. Иногда кружкам подливают что-нибудь покрепче чая, они сталкиваются боками, их качает и тошнит словно в хороший шторм.
От такого безобразия кружки теряют моральный облик, часто ломаются или вовсе пропадают.
Но поутру, как ни странно, оставшиеся, вновь искренне сияя невинной своей чистотой, скромно поглядывают на нас из буфета.
И мы с лёгкой душой продолжаем строить поморскую шхуну. А.А.

4 апреля, вторник

На экскурсию приходили две группы детей – сначала маленьких и беспощадных, а потом постарше и восторженных. Те, что постарше, спрашивали у нашего инженера Миши, какой у него рост, сколько ему лет, и всякие прочие судостроительные вопросы. Если что, шпильки у нас – 895, а инженер – 1910. Мы своим выбором довольны, и всем остальным такое советуем.

Кстати, в ходе дискуссии со школьниками Миша заполучил нам трех волонтеров на лето. Это, разумеется, девочки.

Выловили из весенних снегов регатный карбас «Мотуга». Выдали ей талончик на прием к доктору-Айболиту Игорю. «Мотуга» стоит в очереди за «Ититем», которому уже поменяли планширь, намазали дегтем бочка и почесали за ушком.

Миша попросил Александра немного починить прялку для девочек-танцовщиц. Мишу об этом попросила Алла Кривополенова, а прялка нужна девочкам для выступления. Александр всю прялку разобрал, вычистил, вышкурил, и собрал обратно. Теперь прялка стоит вся беленькая и чистенькая – такая, что с ней не только танцевать можно, а можно и натуральным образом прясть самую дивную тонкорунную шерсть. Алла очень радуется и Александра благодарит.

Артем грустно делает двери (а мог бы задорно клеить штевень).

Миша взялся за большой отчет по «Лаборатории деревянного судостроения», и с каждым его вопросом убеждается в величии наших замыслов и истинности нашего пути.

5 апреля, среда

Привезли два куба бруса и здоровенный лафет – 200 на 600 в комле.

За три дня Миша провел семь экскурсий для школьников – по верфи вообще и по выставке «Лаборатория деревянного судостроения» в частности. Образовал почти целую среднюю школу. Вообще, когда Женя уезжает, то Миша превращается сразу в двух или трех человек – старается работать за всех сразу.

Игорь докрасил «Ититя», залечил «Мотуге» уточку с планширем и залил герметиком ее раны. «Мотуга» тычется мордой в ладони доктору Игорю, стоит довольная: красненькая, красивенькая, в цветочек.

Александр взялся за короба для перевозки карбасов. Антонов корит кокору.

Ваня в Иркутстке ждет от Миши чертежей, чтобы строить свой карбас. Миша чертежей не дает, потому что образовывает школьников, проектирует шхуну, планирует новый навигационный сезон, пишет туристическую программу, сдает отчет и работает Женей. Мишу можно простить и понять.

6 апреля, четверг

С воскресенья по четверг я пропадал в Питере с заботой об оцинковке шпилек шхуны, которые будут соединять продольные киль, кильсон и фальшкиль с поперечными шпангоутами. Эти шпильки – главные крепежные элементы нашего строительства. Можно сказать, что продолжительность жизни шхуны напрямую зависит от продолжительности жизни этих самых шпилек. Как известно, для деревянных шхун лучше стальных шпилек, прокипяченных в цинковой ванне, быть ничего не может. Нержавейка в соленой воде ржавеет, бронза вступает с окружающими металлами во всякие сомнительные связи и начинает испаряться – а вот железо стоит нормально, пока на нем есть хоть микрончик цинковой пленки. Поэтому шпильки нужно очень хорошо, с вниманием и любовью готовить: стирать от шлаков, мыть от жира, окислять до голого состояния, наносить флюс, сушить и проветривать – и только после этого засовывать в цинк при температуре ровненько 450 градусов. На две минуты. Если все правильно сделать, то на выходе вы получите 300-350 микрон цинка. Много это или мало, я до конца так и не понял, но все вокруг сказали, что такого цинка не видали еще никогда в жизни… Правильно – провел у цинкователей два дня, мешался по цеху смиренный и несчастный – и всем надоел страшно. Е.Ш.

7 апреля, пятница

Поскольку на верфи все продолжают делать ровно то, что начали делать в понедельник (кроме Миши, который после семи экскурсий подряд потерял дар речи и на любые вопросы отвечает защищающимся жестом типа «ручки»), расскажем только главное.

Приехали Павел и Елена Диковы из Каргополя. Монтируют экспозицию «Архитектурные фантазии. Живые дома».

Павел – молодой архитектор, и это его первая персональная выставка.

На ней представлены фото, видео и 3D-объекты, посвященные знаменитому 13-этажному деревянному «небоскребу» – «Дому Сутягина».  При помощи 3D-графики Павел создал модель знаменитого дома и смоделировал его виртуальное «воскрешение и разрушение», а также представил другие модели – странствующие дома, мельницы, летящие объекты и спящие забытые города, которые с корнями вырывает из земли суровый ветер.

Выставка пробудет на «Открытой палубе» верфи до майских праздников.

Приходите – это стоит увидеть!

Фото: Катя Суворова, Евгений Шкаруба, Александра Антонова. Коментарии – Евгений Шкаруба, Александра Антонова

#ПоморскаяШхуна

#ШколаСудостроения  #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29

#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ

#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов

#Makita #JET #Powermatic

Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.

Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.

2 комментария к “Дневник верфи, 3 – 7 апреля 2023 года”

  1. Прекрасный дневник. Может быть журналом станет или книгой. Неплохо бы разделить по дням и событиям, долго очень открывается страница. Молодцы

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть − два =

Прокрутить вверх