Больше, чем путешествие

Елена Тихомирова, портреты верфи

Подготовила Катя Суворова

«Мы были на ледоколе, смотрели его внутреннюю оснастку, знакомились с людьми разных профессий. Их труд одновременно и высокоинтеллектуальный, и физически напряженный. Мы прямо записывали за ними: «Чтобы стать судном-победителем, что для этого нужно делать? Для этого нужно работать». Это очень хороший ответ, особенно для молодежи.

Я преподаю в четвертом классе основы религиозных культур и светской этики. Так вот, когда мы с ребятами беседуем, очень сложно вывести их на слово «работать». Еще сложнее со словом «трудиться» – делать тогда, когда трудно. Но мы видим, что культура – это как раз когда трудно. Когда ты прилагаешь интеллектуальные и физические усилия, переступаешь себя, переступаешь трудности своего тела.

Так вот, у людей, которых мы встречали на ледоколе и на судоремонтном заводе, у тех, кто занимается этим сложным интеллектуальным и физическим трудом, просто необыкновенно лица».

В рубрике #ПортретыВерфи мы рассказываем об участниках нашего проекта и гостях «Поморской шхуны» – волонтерах, путешественниках, мастерах и судостроителях. В августе в рамках программы «Больше, чем путешествие» на верфь в Архангельск приехала большая группа волонтеров-туристов из разных городов Сибири и центральной России. Гости знакомились с северной культурой и архитектурой, традиционным и современным судостроением, ходили на карбасах, угощались шаньгами, учились работать с плотницким инструментом и строили деревянный корабль вместе с нами.

Мы пообщались с Еленой Тихомировой – заведующей кафедрой теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического института. Вместе с другими участниками группы Елена ходила в море, работала на рейсмусе и учила новые слова.

О доме со львами из давней мечты, о культуре как способе выжить, о Белом море, ласковом Севере, необыкновенных лицах и о том, почему физический труд глубоко интеллектуален – в материале Кати Суворовой.

Из Сибири в Архангельск

Наша группа собралась из разных городов Сибири: Чита, Иркутск, Барнаул, Новосибирск, а также из Европейской части страны: Тамбов, Рязань. Все мы приехали сюда по программе «Больше, чем путешествие», через проекты «Россия – страна возможностей» и «Большая перемена». Эта поездка стала бонусом, наградой для людей, которые  с душой относятся к своему делу, видят проблемы с разных сферах сегодняшней жизни и свой человеческий потенциал реализуют – высокие слова, но это так! – на благо людям.

Все участники группы – это творческие люди, которые организовывали разные волонтерские мероприятия, встречи и лекции, вели экологическую и просветительскую деятельность.

Я заведую кафедрой теории, истории культуры и музеологии Новосибирского государственного педагогического института. В прошлом году от общества «Знание» бросили клич, что вузовским преподавателям нужно прочитать лекции для школьников. Я много лет работаю в разных школах, поэтому у меня была возможность быстро организовать и прочитать такие лекции. Приятный сюрприз в виде поездки стал для меня совершенно неожиданным.

Можно было выбрать разные варианты путешествий: и в Петербург, и на юг. А я не видела другого Севера, кроме Новосибирска, и выбрала поездку сюда.

Другой Север и дом со львами

Здесь мы посмотрели совершенно великолепный музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Познакомились с необыкновенной архитектурой, о которой нам очень подробно рассказывали: про быт, про устройство дома, про то, насколько он приспособлен к холоду, насколько рационально и в то же время красиво устроен.

Я всю жизнь мечтала увидеть дом со львами, и вот, здесь я увидела его. Конечно, я была от него под сильнейшим впечатлением. Это такой необыкновенный русский бестиарий: в нем сочетаются и дохристианские и христианские мотивы, он расписан виноградными лозами, там можно увидеть и мировое древо, и уточек, и петушочков. В общем, полный восторг.

Мы говорим, что культура – этот тот опыт, который позволяет человеку выжить и в физическом плане, и как социально-культурному существу. Глядя на северную архитектуру, мы увидели, что в таких суровых условиях народ еще и украшал свою жизнь.

У нас были экскурсии в необыкновенный Краеведческий музей, где мы увидели крест, высеченный Петром Первым. Увидели необыкновенные северные иконы. Новосибирск, например, не очень намоленный город, ему всего сто тридцать лет – а здесь мы увидели древние иконы и артефакты, прикосновение к которым вызывает трепет.

Ледокол и лица Севера

Мы посетили Северный Морской музей с массой технических экспонатов, приспособлений, которые показывают развитие техники, механики, судостроения и оснащения кораблей. Здесь меня снова больше всего вдохновило народное творчество: лодка-садок, предназначенная для сохранения живой рыбы. Рыбу в Москву с Севера везли мороженой, в обозах или бочках, а здесь народная смекалка нашла возможность сохранить рыбу живой.

Мы знакомились с высокотехнологичными производствами: были на судоремонтном заводе, видели, как освобождают от старой краски дно огромного лайнера, как его пескоструят, и какая сложная это работа.

Мы были на ледоколе, смотрели его внутреннюю оснастку, знакомились с людьми разных профессий. Их труд одновременно и высокоинтеллектуальный, и физически напряженный. Мы прямо записывали за ними: «Чтобы стать судном-победителем, что для этого нужно делать? Для этого нужно работать». Это очень хороший ответ, особенно для молодежи.

Я преподаю в четвертом классе основы религиозных культур и светской этики. Так вот, когда мы с ребятами беседуем, очень сложно вывести их на слово «работать». Еще сложнее со словом «трудиться» – делать тогда, когда трудно. Но мы видим, что культура – это как раз когда трудно. Когда ты не скачешь по своим биологическим хотелкам, а прилагаешь интеллектуальные и физические усилия, переступаешь себя, переступаешь трудности своего тела. Так вот у людей, которых мы встречали на ледоколе и на судоремонтном заводе, у тех, кто занимается этим сложным интеллектуальным и физическим трудом, просто необыкновенно лица.

Море

Конечно, огромные впечатления у нас от Белого моря. Я видела Черное море, у нас в Новосибирске есть рукотворное Обское море, но на Севере море особенное. Пусть оно и холодное, но приняло нас благосклонно: в Архангельске не было ни дождей, ни штормов, ни холода.

На разъездных катерах Росморпорта мы ездили на остров Мудьюг – это и необыкновенный природный заповедник, и очень трагическое место, музей концлагеря. Поскольку я заведующая кафедрой музеологии, то для меня этот наполовину заброшенный музей был отчасти печальным зрелищем. С другой стороны, память о погибших в лагере соотечественниках активно сохраняют волонтеры – и это хорошо. Видно, что люди стараются, чтобы это было красиво, везде расставлены вешки, чтобы не наступить на колючую проволоку. Огромное Белое море, остров, сосны, лагерь – все это произвело на нас возвышенно-грустное впечатление.

Верфь

На верфи мы изготовили шпангоут «Поморской шхуны». Чертили шпангоут на плазе, делали его шаблон, торцевали доски вручную и электрической пилой. Девочки работали рубанком, взрослые люди работали и топором – знакомились и с инструментом, и с технологиями.

Я работала на рейсмусе (и выучила новые слова!). Это была тяжелая для меня, но тем не менее, очень интересная работа.

Здесь мы снова возвращаемся культуре, ведь культура – это и технологии тоже. Как сделать так, чтобы корабль поплыл, чтобы при этом он был красивым? Несомненно, физическая работа судостроителей – это тоже творчество.

Очень важно, что поднимая шпангоут на киль шхуны, мы увидели результаты нашего труда. Часто офисные работники не видят результатов своего труда, а здесь мы буквально потрогали его руками. Мы благодарны работникам верфи, которые показали нашим ребятам, что работа руками – это высокоинтеллектуальный труд.

Конечно, очень интересно было познакомиться с плотником и архитектором Александром Антоновым, который показал нам технологии работы с деревом. Его оформление верфи, его архитектурное обустройство пространства, его игрушки… Дважды он угощал нас традиционным поморским ужином: северными шаньгами, выпеченными в специальных формах, доставшихся ему по наследству, рыбой, приготовленной по особой технологии. Безусловно, талантливый человек талантлив во всем!

Хочется отметить всех организаторов нашей поездки, которые сумели аккумулировать вокруг себя такое количество людей и подарить нам столько возможностей от строительства судна до плавания на Мудьюг и визита на ледокол. Это и Михаил Крупенин, и Альвина Ширинская, и мастера Иван с Игорем, и Евгений Тенетов из Северного морского музея, и все, кто встречал нас в каждом пункте нашего северного путешествия.

Необыкновенные люди, необыкновенные лица, необыкновенный говор архангелогордцев – все это мы будем еще долго вспоминать и осмыслять, а приехав домой, расскажем обо всем своим студентам.

Фото: Катя Суворова, Альвина Ширинская

#ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна

Проекты верфи в 2022 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов и Губернаторского центра Архангельской области.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 − три =

Прокрутить вверх