Друзья, у нас есть возможность пройти морскую практику на барке «Крузенштерн» — на том самом легендарном судне, о котором мы с вами пели в детстве. Это совершенно необычная практика — возможность увидеть своими глазами жизнь большого парусного корабля, залезть на мачту, разобраться с парусным вооружением фрегата и барка и еще многое всего, о чем яхтсмены только догадываются и не догадываются.
Гамбург (Германия) – Гданьск (Польша), 11 – 18 мая
Для нас, яхтсменов, есть специальная программа обучения «Матрос барка «Крузенштерн»». В плане-графике занятий возможны изменения в зависимости от навигационной и гидрометеорологической обстановки, но всегда в пользу практикантов.
Участие во всех мероприятиях на борту добровольное.
Дата | Время начала | Время окончания | Тема |
11.05 | |||
12.00 | 15.00 | Прибытие на УПС «Крузенштерн» на рейде. Размещение по жилым помещениям. | |
16.30 | 19.00 | Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. План операций с мусором. Ознакомление с распорядком дня и судовыми правилами. Ознакомление с расположением и назначением основных жилых, бытовых и служебных помещений. Ознакомление с судовыми расписаниями по тревогам. Действия практикантов при сигнале тревог. | |
20.00 | 23.00 | Учебный фильм | |
12.05 | |||
09.00 | 11.00 | Знакомство с кораблем. Экскурсии по кораблю | |
13.00 | 15.00 | Спасательные плоты. Спасательные жилеты. Устройство, хранение. Эвакуация экипажа. Поведение на плоту. Практическое занятие. | |
16.30 | 18.00 | Вводная лекция программы. Содержание, задачи курса. | |
18.00 | 19.00 | Встреча с капитаном и экипажем | |
21.00 | 23.00 | Учебный фильм | |
13.05 | |||
08.15 | 09.45 | Типы парусного вооружения. Паруса УПС «Крузенштерн» | |
09.45 | 11.30 | Знакомство с парусным вооружением УПС «Крузенштерн» | |
13.00 | 14.30 | Лекция «Судовая организация» | |
16.00 | 18.00 | Инструктаж по работе на высоте. Учебные подъемы. Марсовая площадка. Не менее 3 раз | |
18.00 | 19.30 | Лекция «История больших парусных судов» | |
21.30 | 23.00 | Учебный фильм | |
14.05 | |||
08.15 | 09.45 | Ориентирование относительно яхты и ветра. Курсы яхты относительно ветра. Вымпельный ветер. Настройка парусов. | |
09.45 | 11-30 | Учебные подъемы на мачты, салинговая площадка. Не менее 3 раз. Ходовая вахта. | |
13.00 | 15.30 | Экскурсии в машинное отделение, парусную мастерскую ходовой мостик | |
16.00 | 18.00 | Экскурсии в машинное отделение, парусную мастерскую, ходовой мостик — вторая серия | |
18.00 | 19.30 | Лекция «Гидрометеорология. Системы локальных и глобальных ветров. Признаки изменения погоды. Прием прогноза погоды. Шкала Бофорта. Циклоны и Антициклоны. « | |
21.30 | 23.00 | Учебный фильм | |
15.05 | |||
08.15 | 09.45 | Экскурсия в музей «Крузенштерна» | |
09.45 | 11-30 | Учебные подъемы на мачту. Выход на реи. | |
13.00 | 15.30 | Такелажные работы, узлы, огоны, сплесни. Практическое занятие. | |
16.30 | 18.00 | Вахта на штурвале | |
18.00 | 19.30 | Посещение храма | |
21.30 | 23.00 | Учебный фильм | |
16.05 | |||
08.15 | 09.45 | Что такое Навигация. Основные задачи навигации. Основные понятия навигации: координаты, направления, расстояние, скорость. | |
09.45 | 11-30 | Учебные подъемы на мачту. Выход на реи. Такелажные работы, узлы, огоны, сплесни. Практическое занятие. | |
13.00 | 15.30 | Правила парусных соревнований | |
16.30 | 18.00 | Вахта на штурвале | |
18.00 | 19.30 | Карта: содержание, масштаб, геомодель, оформление, условные обозначения. Инструменты для работы с картой. Задачи, решаемые на карте. Счисление позиции и прокладка курса. Учет дрейфа и сноса. | |
21.30 | 23.00 | Учебный фильм | |
17.05 | |||
08.15 | 09.45 | Лекция «Основы яхтинга. Почему лодка ходит против ветра. Парусное вооружение бермудский шлюп. Управление парусами. Шкоты, фалы и т.д. | |
09.45 | 11-30 | Учебные подъемы на мачту. Выход на реи…Боевая укатка парусов. | |
13.00 | 15.30 | Упражнение «Оставь свой след на Крузенштерне» | |
14.30 | 15.30 | Гидрометеорология для яхтинга | |
18.00 | 19.30 | Встреча с капитаном. Подведение итогов похода. | |
21.00 | 23.00 | Концерт для экипажа и курсантов | |
18.05 | |||
09.00 | 11.00 | Убытие с борта на рейде. Порт Гданьск. Автобусный трансфер в Калининград | |
17.00 | Вылеты в Москву | ||
Стоимость участия 117.500 рублей.
В стоимость программы входит: размещение в 10-12 – местных кубриках, четырехразовое питание, морская страховка, медицинская помощь на борту, образовательная программа, комплект одежды (поло, жилетка), визовая поддержка (направление на судно с указанием маршрута, которое является подтверждением бронирования).
В стоимость не входят авиабилеты, визы.
Кроме того, есть возможность принять участие в походе на барке «Седов» на фестиваль «Руанская Армада».
Гамбург — Руан, 1-7 июня
«Руанская Армада» — это это международный фестиваль парусных судов и военных кораблей, который проходит во французском городе Руане, древней столице Нормандии один раз в пять лет. Один из красивейших городов Франции – Руан – расположен на берегу Сены и знаменит своим собором Нотр-Дам, а также тем, что здесь была казнена Жанна Д’Арк.
Руанская Армада – не только показ самых красивых парусников мира. В течение фестивальных дней также можно ступить на палубу любого корабля-участника, познакомиться с морскими традициями различных флотов, послушать музыку на фестивальных концертах, посмотреть различные театральные представления и гала-шествие моряков по улицам средневекового Руана, поучаствовать в спортивных соревнованиях с матросами, подать свой голос на выборах мисс-Армада, стать свидетелем великолепных ежевечерних фейерверков. Когда в последний день корабли покидают город Руан, колонна растягивается на 120 километров.
Стоимость 124 500 рублей.
Ниже выдержка из судового журнала наших практик на «Крузенштерене» осенью 2015 года. Мы только полгода как вернулись из кругосветки и попали на практику на этот перекраской барк.
«Морские практики» на «Крузенштерне», Польша — Санкт-Петербург, 29 октября — 4 ноября 2015 года
29 октября, порт Свиноустье, Польша
Мы приехали около 1800. На судне пусто. Команда и курсанты гуляют на берегу. Уже стемнело. Морозно. «Крузенштерн» стоит в туманной дымке и в свете прожекторов.
30 октября
0700, «Корабельное время 7 часов, сегодня 30 октября, пятница», — объявление по радио, с которого начинается утро. Ждем отхода. Глазеем на барк с палубы и берега. Вот этот котяра стережет «Крузенштерн» от крыс.
В море четырехразовое питание: завтрак с 7.30 до 8.30, обед с 11.30 до 12.30, полдник с 15.30 до 16.30, ужин с 19.30 до 20.30. Кормят очень хорошо. В нашем распоряжении столовая для иностранных практикантов.
Накрывает на стол приветливая девушка Марина и один из дневальных курсантов.
1205, отошли от причала. С берега приветливо машут руками. Суеты при отходе нет. Все спокойно, по-рабочему. Буксир развернул нос «Крузенштерна» в сторону моря, мы дали малый вперед — выходим.
Матросы разбирают швартовы.
Убирают трап.
1300, поднялись в ходовую рубку. Прошли инструктаж по техники безопасности.
1400, нас, практикантов, распределили по трем мачтам. Я, Дмитрий и Игорь — на фоке. Боцман нашей мачты — Сергей Сергеевич. Не болтун. Под присмотром двух матросов поднимались на марсовую площадку.
Первый подъем на мачту. Волнительно. Руки изо всех сил вцепляются в ванты и быстро устают.
На марсовой площадке постояли пристегнутые страховкой и спустились вниз.
Не представляю, сколько нужно подняться наверх, чтобы перестать бояться. Для практики еще раз поднялись на верх. Курсанты училища по прибытии на борт проходят десятидневный вводный курс. У нас столько времени нет, поэтому нужно спешить. Хорошо, что нас пустили по два раза.
Возбуждение в коллективе морских практиков. Рядом с грот-мачтой люк, из которого пахнет тушеной капустой. Обед.
1700, еще один иструктаж. Примеряли термогидрокостюм.
2030, парусный аврал. Начинается он с того, что по судовой радиосвязи обьявляют: «Приготовиться к парусному авралу, ставим косые паруса». Через несколько минут повторяют: «Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал», звенит звоночек.
Поднимаемся наверх. В темноте курсанты в красных страховочных поясах стоят готовые поднять паруса. Боцман показывает нам группу курсантов, к которой приписаны мы. Готовят паруса. По команде рванули с веревкой в руках по палубе, позже поняли, что это — фал. Парус поднялся, шкотовые подобрали шкоты. Я успел только немного поснимать. Пока ничего не понятно.
Новые термины за день. «Штормовка» — крючек для надежной фиксации двери во время качки.
«Медведки» на шкотах нужны для того, чтобы не терлись паруса.
Понемногу знакомимся с судном. Вот ворсты, которые не дают талрепам провернуться. На кофель-нагельных планках висят брасы, гитовы и гарденя.
2100, смотрели старый документальный фильм про однотипный с нашим «Крузенштерном» барк «Памир». Курсанты в фильме резво бегают по мачтам.
К вечеру, как у молодого бойца, есть только одно желание — скорее лечь спать.
31 октября
Ночью слышно, как волна ходит за бортом.
0700, объявление по радио: «7 утра, суббота, мы находимся в Балтийском море, ветер 5 метров в секунду, несем косые паруса, температура 12 градусов, до Санкт-Петербурга осталось 535 миль.
Все морские практики оценили то, что нам утром сообщают, где мы находимся.
0900, экскурсия со старшим боцманом Михаилом Александровичем по палубе.
Этот кончик называется стопор, а узел, соответственно, стопорный.
1030, подъем на мачту. Неожиданно лихо поднялись до салинга, а потом к верхней фор-бом-брам-рее, дошли до самого нока. Страх уже не тот. Он, конечно, остался, но больше сконцентрирован в руках, которые так сильно цепляются за снасти, что пальцы немеют.
Алексей хорошо сказал, что «Крузенштерн»— это взрослая площадка для лазанья.
1355, парусный аврал. Ставили нижние и верхние марселя. Сначала нужно поднять реи верхних марселей, затем курсанты поднимаются на реи, отдают сезни и вываливаю паруса. После, того как все спускаются вниз, с палубы травят гитовы и гарденя, одновременно выбирая шкоты.
1500, экскурсия к парусному мастеру Игорю. Совсем мало места, зато много энтузиазма и опыта.
1630, учебная тревога, учимся покидать судно. Весь экипаж выходит к спасательным плотам. Примеряем термогидрокостюмы.
1840, парусный аврал, брасопим реи. Ветер заходит к корме, поворачиваем реи перепендекулярно диаметральной плоскости.
Из «Наставления по управлению учебно-парусным судном «Крузенштерн»»: «Практика считает наиболее выгодным угол брасопки рей такой, при котором реями делится пополам угол, составляемый курсом и направлением ветра».
Ветер усилился. «Крузенштерн» тихонько покачивает.
Вечером тоже, что и вчера — очень хочется спать.
1 ноября, Балтийское море, барк «Крузенштерн»
Чувствуется первый крен.
1000, лекции в ходовой рубке, в штурманской и в радиорубке. Второй штурман Александр Рудольфович и Леонид (радиооператор), подробно нам все рассказывают и показывают.
1300, экскурсия в машинное отделение. Ничего не слышно. Грохот, но чистенько.
Были у рулевых механизмов. Здесь, у руля, видно, как закладывают руль под ветер до 20 градусов. «Крузенштерн» сильно приводится к ветру, надо бы ему передних парусов прибавить.
1400, вязали узлы под руководством старшего боцмана. Научился быстро вязать калмыцкий узел. До этого учил его по книжке, но вся прелесть калмыцкого узла именно в способе вязки, по книжке такому не научат.
1600, два часа рулежки ручным штурвалом системы Девиса. Старший боцман дал команду отключить гидропривод, подсоединил тяги управления штурвала и мы начали рулить. Курс 78 градусов. «Крузенштерн» заметно приводится, уваливаем его, закладывая руль (12 квадратных метров) под ветер до 27 градусов. Крутить руль тяжело и, главное, не чувствуется обратной связи: нагрузки на руле не то, что на чуткой «Джульетте», держать судно на курсе непросто. Спасает то, что «Крузенштерн» неповоротлив и мы успеваем реагировать на его рысканье. Одновременно штурвал крутят четыре человека. Наша вахта до шести вечера.
Стемнело, палуба освещена как театральная сцена. На юте, кроме м-практиков, никого. Машины застопорены, «Крузенштерн» идет под парусами.
2 ноября
0900, утром лекция на тему «Повороты оверштаг и через фордевинд большого парусного судна». Лекцию прочитал капитан «Крузенштерна» Михаил Петрович Еремченко. Оказалось, что у больших парусников с прямым вооружением все наоборот: поворот через фордевинд простой, брасопь реи и всех делов, а вот оверштаг — сложный. Когда судно приближается к левентику, паруса на реях забирают встречный ветер и начинают тормозить судно. Хода завершить поворот хватает не всегда. Тогда судно набирает задний ход, перекладывает руль на другой борт, брасопит (поворачивает) реи и так заканчивает поворот. Команда «Крузенштерна» делает поворот через оверштаг 15 минут в лучшем случае (но это редко), а на заднем ходу 1 час.
1030, подъем на мачты. Ходили по реям.
1330, на траверзе мыса Юменда экипаж «Крузенштерна» почтил память погибших на Балтике при Переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941г.
1920, крен чувствуется по ватерлинии супа в кастрюле.
Любимые команды дня: «Брасопить реи! Равнение на брасах!»
Зубрилка действий при ситуации «Человек за бортом»: круг, тревога, наблюдение. Так учат на флоте.
Собираю мнение морских практиков о том, что дает участие в плавании на «Крузенштерне» нам, яхтсменам:
— понимание процесса управления большим парусным судном;
— очень нравится, что нам с утра обьявляют где, в каком море мы находимся;
— прогулочный яхтинг сегодня часто не несет правильного отношение к морю, а здесь это есть;
— возможность перенять живой опыт у тех, кто работает на барке;
— четырехразовое питание,
— погружение во флотский уклад жизни с обязаностями, правилами, авралами;
— нам комфортно на судне, нас здесь очень доброжелательно принимают все, от капитана до курсантов;
— осуществление мечты, думали, что это — как в космос полететь, о космических кораблях не мечтаем, но о плавании на таком паруснике мечтали, это как другая планета;
— взрослая площадока для лазания, нас здесь везде пускают полазать;
— понимание важности слаженной командной работы, яхтой можно управляться в одиночку, а здесь без ста человек поворот оверштаг не сделать;
— режим, спланированость, важность присутствия формальностей в морской жизни;
— расширение кругозора!
3 ноября
0830, парусный аврал. Уборка и укатка парусов. Легли в дрейф. До Питера всего 70 миль, а прийти мы должны завтра рано утром.
Два самых распространенных выражения на борту «Крузенштерна»: «Скажем так» и «Стоп-так!»
Команда «Стоп-так!» у нас любимая. Скоро по ней будем отличать настоящих парусников от не настоящих.
Команда занимается приборкой. Готовится к Питеру. Мы стараемся им не слишком мешать, больше предоставлены сами себе.
Залезли на фок рею. Поднялся к самому топу. Страх высоты начал отпускать, но руки предпочитают цепляться «намертво».
Вечером капитан вручил сертификаты матросов «Крузенштерна».
Смотрели конкурсные видео курсантов. Отличные ребята растут. Лучший фильм был у нашей буфетчицы Марины! Самый смешной, про танцы.
4 ноября