Хорватия. Мастер-классы по швартовкам, навигации и работе с парусами, 8-16 мая

8 мая, марина Каштела

Опоздав на полдня после перегона через Атлантику катамарана «Sea Fantasy» прилетел в Сплит. По дороге через Рим потерялась моя сумка с одеждой и конспектами занятий. Тем не менее, окрыленный тем, что успел прийти в Малагу с Азорских островов вчера вечером и справился без отмены мастер-классов, приехал в марину Каштела.
На борту Dufour 425 «Animato» экипаж морских практиков: Сергей Никулин, Вячеслав Чернов, Сергей Дударев и Евгений Шкаруба.
Быстренько приняли лодку и вышли из марины. Перед стартом пришли двое полицейских, проверили мой сертификат и заставили подписать бумажку. Что-то новенькое.
Начинаем занятия. Маневрируем на моторе: ходим взад и вперед, учимся останавливаться, учимся вовремя включать нейтраль, пытаемся привыкнуть к управлению на заднем ходу.
Швартуемся к внешней стенке марины. Швартуемся кормой, задаем наветренный швартов и «вывешиваем» на нем «Animato». Швартуемся лагом с помощью центрального шпринга. Пробуем освоить прием плавного одерживания веревкой. Отходим от стенки на носовых шпрингах.
IMG_1281
Главные проблемы обучения, с которыми сталкиваешься в первые дни: выбор правильной скорости во время маневров и работа со швартовыми веревками.
IMG_1285
1500, закончили заниматься швартовками идем в Трогир. Ветра мало, идем на моторе.
Дежурный штурман сегодня Сергей Дударев. Карт-плотер не включаем, учимся ориентироваться по карте.
1700, пришли в марину Трогира. По пути сюда я думал, что будут проблемы с местами: поздно швартуемся. Марина оказалась полупустой, в Хорватии еще не сезон.

9 мая

День Победы!
1020, вышли из марины. Идем швартоваться к внешней стенке новой марины. Лучше, спокойнее рулим.
114о, швартовались у марины. Я только подумал, какие молодцы хорваты, не мешают заниматься, понимают, что новые капитаны — это продолжение их бизнеса… И тут нас послали. Приехал морячок на велосипеде и сказал, что заниматься у них нельзя.
Делать нечего, идем в сторону Рагозницы. Ветра мало.
1240, зашли в бухту рядом с городком с благозвучным названием Опатия. Встали на якорь на глубине 9 метров. Вешаем черный шар на баке. Школа должна быть школой. Обед.
1336, снялись с якоря. Когда поднимали якорь, выяснилось, что якорная лебедка после подъема 30 метров цепи перегревается и не работает. Остаток цепи выбирали в ручную — благо, якорь легкий. Вспомнилось, как два года назад на такой же чартерной лодке здесь же, рядом с Трогиром, ночью в шторм мы с Ильясом также тащили якорь руками. Видимо, сегодня это хроническая проблема чартерного флота. Экономят на якорном устройстве, значит, экономят на безопасности. Советую всем, кто берет лодку, при приемке спустить якорь и всю цепь вниз, а потом поднять ее. Если лебедка сдюжит это упражнение, значит, все не так плохо.
Идем в Рагозницу. В проливе ветер, начинаем работать с парусами. Лавируемся, ложимся на разные курсы, делаем повороты оверштаг. Серёги за штурвалами.
обучение яхтенгу
Курсанты рвуться в бой. Слышу разговоры про шторма, морскую болезнь и все такое.
1510, закончился ветер, закончили работать с парусами. Завели мотор.
Вяжем узлы на время: восьмерка, прямой, шкотовый, беседочный, выбленочный, рыбацкий штык, стопорный, буксирный.
Первая попытка:
Сергей Никулин — 2,16’
Сергей Дударев 2,29’
Вячеслав Чернов 2,05’
1730, пришли в марину Фрапа.

10 мая

Утром теоретические занятия на тему «Человек за бортом».
0920, отошли от понтона. Швартуемся кормой к внешнему понтону марины. Ветер до 20 узлов, боковой, швартоваться стало сложнее. Швартуемся лагом по ветру и против ветра. Отход на носовом шпринге.
IMG_1314
В марину прибыла моя сумка!
1140, закончили швартоваться. Много приходиться уделять времени правильной работе со швартовыми веревками. Болезнь наших новых капитанов — отсутствие матросской практики.
Как переломить эту тенденцию в новом российском яхтинге, когда школы берутся обучать, выдавать капитанские дипломы людям, не имеющим матросских навыков? Человек первый раз на море, а ему через две недели дают диплом капитана. Обманывают курсантов яхтенные школы, да и сами курсанты рады обманываться, чтобы поскорее получить капитанский сертификат. Вместо того, чтобы педантично следовать правилам обучения яхтингу, у нас горазды придумывать новые, оригинальные программы. Побороть эту плохую практику можно только сообща. Я, например, больше всего люблю выдавать матросские сертификаты. Это хорошее, правильное дело.
1250, отошли от понтона. Идем в Шибенник. Ветер от S до 25 узлов.
1440, крутим и крутим повороты через фордевинд. Скрутили уже штук сто, в том числе десяток неконтролируемых. Часто спрашивают, а почему мы на «Джульетте» не обучаем по программе Bareboat? Вот поэтому. Там бы мы уже что-нибудь, да сломали.
1550, швартуемся лагом к пирсу крепости на входе к канал Шибенника. Стараюсь никогда не пропускать этот маленький причальчик.
мастер классы по швартовке
1640, закончили швартоваться, идем в канал.
1700, встали у городской стенки Шибенника. Гости — лебеди.
IMG_1350

11 мая

Утром занимались МППСС.
1000, отошли от стенки Шибенника.
1020, заправляемся топливом. Топлива нам, понятное дело, еще хватает, но чем большее количество раз мы заправимся, тем лучше освоим эту процедуру.
1140, зашли на устричную ферму рядом с мостом.
IMG_1371
1210, закончили есть устриц.
IMG_1376
Вышли в озеро, ставим паруса. Маневрируем.
1310, перерыв на обед. Встали на якорь под парусом не заводя мотор. Тоже простой маневр, особенно, если хоть раз его делал. Якорную цепь спустили без использования электролебедки, в аварийном режиме ослабив головку брашпиля.
1415, подняли якорь.
Ветер на порывах до 35 узлов. Взяли все рифы. Маневрируем под парусами.
1535, закончили парусные маневры, идем в Скрадин.
1600, пришли и встали в Скрадине.
Гуляли на водопады. Жарили картошку. Пили вино.
Напротив на украинской лодке ребята отлично поют «Генералы песчаных карьеров».

12 мая

Еще одна команда морских практиков в канале.
IMG_1166
Утром занимались МППСС.
1045, вышли из Скрадина.
1100, ливни в канале. Плохая видимость.
1210, вышли из канала Шибенника. Дождь не прекращается. Решили переменить первоначальный план. Не пойдем на далекий Вис, нет смысла торчать в море без ветра, в дождь. Пойдем в Водицу. Займем дождливый день решением тестов.
1235, вяжем узлы на время: восьмерка, прямой, шкотовый, беседочный, выбленочный, рыбацкий штык, стопорный, буксирный.
Вторая попытка:
Сергей Никулин — 3,07’
Сергей Дударев — 2,35’
Вячеслав Чернов — 2,40’.
1340, пришли в Водицу.
Занимались навигацией, решали тесты по МППСС.

13 мая

Путешествие на яхте похоже на путешествие улитки, в своём домике.
IMG_1170
Занимались метеорологией.
обучение яхтингу
Главное научиться рисовать, остальное приложится.
IMG_1390
IMG_1391
1120, вышли из Водицы. Ветер 25 узлов SW.
1135, встали под паруса. Несем грот с первым рифом.
IMG_1412
На камбузе незакрытые ящики с ложками, лимоны на тарелочке — все это поехало. Специально не стал обращать внимание дежурного, показывать перед тем, как открыли паруса. Пусть будет наглядная картинка у курсантов.
1300, чуть не влетели на банку рядом с островом Коморика.
1450, отлавировались и встали на якорь в бухте городка Примоштен.
1715, отдохнули, пообедали и снялись с якоря. Снова перегрелась якорная лебедка. Зацепа не было, ветра в бухте немного и тем не менее лебедки хватило только на 30 метров цепи, потом она перегрелась и мы заканчивали выбирать якорь уже руками.
1930, лавируемся на Вис.
Вязали узлы: Сергей Никулин 1,42’, Сергей 2,19’ Слава 1,38’.
обучение яхтингу
2210, продолжаем лавироваться. Вектер было скис, но потом зашел на SW и снова набрал силу. Удачно легли на правый галс прямо на Вис. Парни молодцы, не захотели заводить молтор, хотят пройти весь путь под парусом.
Занимаемся навигацией. Слава штурман — взял пеленги на маяки Виса, нашел наше место в океане.

14 мая

0140, встали у стенки Виса. Оказывается, здесь реконструируют набережную. Все равно встали лагом, выпили водки и легли спать.
Утром занимались радио делом.
IMG_1422
1210, отошли от городской стенки.
1220, поставили паруса, начинаем простое упражнение, крутимся вокруг островка Хост. Остров сто на двести метров находиться на входе в бухту. Пока вокруг острова обернешься, и полавируешься, и поворот через фордевинд скрутишь. Лавировка в узком канале, фордевинд на ветру, в общем, все прелести парусного маневрирования! Моя придумка. В прошлом году мы в Турции так три дня крутились.
1340, наши круги вокруг острова с маяком наконец привлекли внимание полиции. Примчался полицейский катер и попросил документы. А у нас все в порядке.
Пока я ходил за документами, экипаж курсантов сами догадались лечь в дрейф под парусами, «как учили». Лодка застыла неподвижно, полицейские уважительно закивали головами. Есть мне сегодня чем гордиться, парни уже кое-что умеют.
1400, пробуем рулить аварийным румпелем. Первый раз такое практикуем. Смысл такой тренировки в том, что у капитана где-то на подкорке должно быть записано: на лодке есть аварийный румпель, если внезапно рядом с опасностью сломалось рулевое устройство, можно достать его и отрулить от беды.
IMG_1432
1455, вязали узлы. Третья попытка: Слава 1,15’ Сергей 1,56’ Сергей 1,20’
1600, пришли к Хвару. Ветер здесь сильнее, начинаем прошлое упражнение: крутимся вокруг островка с маяком под парусами.
1730, встали в марине Палмизана на острове Святого Климента.
Ездили на Хвар, гуляли, поднимались на крепость, ели итальянское мороженное.
IMG_1458

15 мая

Занимались приливами.
1020,  отошли от понтона.
Занимаемся «разворотом на месте», швартовкой кормой к внешней стенке марины.
1120, закончили заниматься швартовкой.
1133, встали на муринг в небольшой бухте на северной стороне Св. Климента. Спускаем тузик.
1210, встали на якорь, кормой привязавшись к берегу — еще один элемент из морской практики.
IMG_1478
1335, снялись с якоря. Лебедка не работает.
IMG_1487
Отрабатываем маневр «человек за бортом».
1500, закончили спасть человека. Идем на Брач.
1730, встали в Милне.
IMG_1496
Хорватские города все хороши, но вот придешь в Милну напоследок практики и радуешься как в первый раз — хорошая Милна.
IMG_1498
IMG_1517
IMG_1527
Эту чартерную компанию я уже встречал здесь полтора года назад. Судя по всему, они еще держаться на плаву, но особым спросом тримараны среди чартерных экипажей не пользуются. Жаль.
IMG_1505
«Предводитель».
IMG_1508

16 мая

Закончили занятия по теории темами: «Правила поведения на борту»,»Обязанности дежурных штурманов, боцманов, вахтенных». Обычно я это делаю вначале, но вещички мои в дороге задержались вместе с инструкциями.
0945, заправились дизелем. Идем в Каштелу.
1000, встали под паруса. Ветер 20 узлов от E. Ветер кончился внезапно, но экипаж долго не хотел заводить мотор. Правильные морские практики! Идем в бухту Сплита.
IMG_1536
Думали встать у стенки напротив старой крепости. Уже кранцы развесили, осталось пройти сто метров, но тут я посмотрел на эхолот и увидел, что глубины под килем осталось 0,3 метра. Успели отработать назад. Замечательно могли бы влететь на мель. Но не случилось.
1400, вернулись в марину Каштела. Сдали лодку. Мастер-классы закончены.
Тем временем «Морошка» с экипажем морских практиков уже поднимается вверх по Северной Двине, через пару дней мы с ней отправимся по Пинежскому волоку на самый север Белого моря.
13233396_995415233906806_549914614_n

1 комментарий к “Хорватия. Мастер-классы по швартовкам, навигации и работе с парусами, 8-16 мая”

  1. Уведомление: Португалия 2016

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 16 =

Прокрутить вверх