Пока капитаны верфи ходили «Мангазейским морским ходом» и водили туристов по Кенозеру на карбасах, судостроительная часть нашей команды продолжала строить «Поморскую шхуну». Делимся новостями о том, как прирастал наш корабль в сентябре!
К началу месяца установили все полные бимсы и два носовых брештука шхуны.
После этого бимсы отмалковали и привели в единую плоскость.
Соединили клямсы со шпангоутами деревянным нагелями длиной в 40 сантиметров и диаметром в 30 миллиметров. Для этого просверлили сквозные отверстия через шпангоуты и клямсы по всей длине, а в них заколотили сужающиеся с одной стороны нагеля. Заклеили их на смолу.
Начали ставить на бимсах упоры для формовки и выклейки карлингса.
Карлингс – это продольная палубная связь, связывающая бимсы друг с другом. Она нарезается на бимсы вполдерева и образует единую поверхность палубы. Но это в классическом случае, а у нас карлингс также является еще и основой для рубки, которая будет почти на всем протяжении палубы.
Карлингс насаживается на полные бимсы в полдерева, а в него в свою очередь врубаются полубимсы, устанавливаемые в районе рубки. Врубаются они сковороднем, для этого в карлингсе выбирается четверть – шпунт, в который зайдёт доска палубного настила. А на нижней поверхности четверти оформляется паз для лапы полубимса с поднутрением. На шип шпангоута другим концом полубимс заводится проушиной, через соединение пробивается нагель – и все дела.
Так сказал наш инженер, но на самом-то деле делов с этим карлингсом довольно много.
Во-первых, это очень большая деталь (доска-заготовка карлингса имеет длину аж 18 метров при ширине 400 миллиметров).
Во-вторых – так как палуба имеет погибь в одном направлении, а борт, по которому этот карлингс клеится, имеет погибь в другом направлении – карлингс должен иметь изгиб сразу в двух плоскостях. Но доска может быть изогнута только в одном направлении.
Соответственно, нам пришлось выпиливать каждую доску карлингса по длиннющему шаблону – под погибь палубы, усовать доски встык под углом и так далее. Всё это было очень долго, неудобно, и не технологично.
Поэтому, чтобы сэкономить материал, не перерубать лишние бимсы и уменьшить погибь палубы, которую нужно придать карлингсу (а также чтобы облегчить жизнь плотникам), карлингсы решили укоротить.
Теперь они идут от начала рубки в корме до конца рубки в носу, то есть до фок-мачты.
Для наглядности. Таким был наш первый вариант карлингсов:
И на таком варианте мы остановились сейчас:
Теперь мы делаем укороченные заготовки карлингсов, а те, которые заклеили изначально длинными, впоследствии отпилим. Но даже при этом нашим плотникам всё равно предстоит весёлая жизнь, ведь карлингс так и остаётся большой деталью.
Его сечение — 240 на 275 миллиметров вчерноте. В чистовом варианте оно должно равняться 235 на 275 миллиметров — то есть, его ещё нужно выстрагивать.
Амбициозная задача заключается в том, как, собственно, мы будем его выстрагивать, если он выгнут в двух плоскостях. Сейчас заготовка лежит на боку — и лежит замечательно, примерно так же, как банан на столе. Но если перевернуть этот банан горбом вверх, то лежать так хорошо он уже не будет. И горбом вниз — тоже.
При этом весит наша гнутая заготовка килограммов 300-400, а наши плотники стоят на бимсах на высоте 4-5 метров.
Можно представить себе сложность этой задачи, но, как говорится, главное — нАчать. Призовём себе в помощь лебёдки и тали, которые закрепим на фермах ангара… И будем строить дальше!
Не переключайтесь.
P.s. А напоследок поглядите, как некоторые из наших плотников спят в обнимку с плотничным делом. Такие дела!
#ПоморскаяШхуна
#Makita #JET
Партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.