Первый этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Интервью с капитаном

В конце прошлой недели завершился первый этап экспедиции проекта «Мангазейский морской ход». За четырнадцать дней под парусами и на вёслах участники похода дошли до Мезени, где их запер сильный встречный ветер, который не дал командам возможности двигаться дальше. Три дня в ожидании перемены ветра решено было использовать для передышки – экипаж судна сопровождения вместе с лодками остался в Мезени, а остальные участники экспедиции вернулись в Архангельск. Во время небольшой увольнительной капитан экспедиции Евгений Шкаруба дал интервью, в котором рассказал о первом этапе проекта «Мангазейский морской ход».

О «глазе циклона», ночёвках в море, повадках «Матеры», зверских условиях и героизме экипажа – в материале Кати Суворовой.

КАК ПРОШЁЛ ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКСПЕДИЦИИ?

В целом, если считать от старта до финиша, то всё нормально – мы по чесноку, не пользуясь буксиром, прошли то, что должны были пройти.

Условия у нас зверские, потому что по погоде выдался очень тяжелый год. Наверное, все это заметили хотя бы по тому, как поздно пришла весна. На нашем пути в Чешском заливе всё ещё стоят льды, с севера идут очень резкие, нехарактерные для этого времени шторма.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Евгений Петров

Погода позволяет нам двигаться только сутки-другие, потом идёт встречный ветер, который надо пережидать, потом опять небольшое затишье или попутный ветер, на котором можно пройти сутки или чуть больше. Вот эти рывки здорово выматывают экипаж: сутки в море, потом ждать воды, после этого какой-нибудь переход, когда мы тупо гребём под 50 километров. Это сложно.

Но самое главное, самое необычное для меня и, я думаю, для большинства тех, кто вообще ходит на лодках – это отсутствие мотора. Именно вот эта традиционная практика – она очень тяжелая. Казалось бы, ты выбрал попутный ветер или течение, и всё у тебя должно получиться – но заходишь за какой-нибудь угол, а за ним оказываются русловые порывы ветра, которые просто не позволяет тебе выйти в намеченный пункт.

Так у нас было с Койдой – всё было хорошо, мы вышли из Ручьев, ночевали в море на якоре, переждали встречный ветер, шли на слабых попутных, а потом, около мыса Воронов – это уже выход из горла в воронку – пришел почти штормовой фронт с грозой и сильными ветрами. Мы завернули за мыс и около Койды попали во встречный ветер уже из Койды – и просто не смогли в неё войти. Каких-то три километра нам оставалось, но пришлось выбраться на берег – и все мечты об интернете, теплой бане, ласковых продавщицах в сельпо – всё это накрылось медным тазом, вместо этого мы оказались на достаточно неуютном берегу.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба

И в Мезень мы заходили так же. Всё вроде было неплохо, успели пройти со встречным течением до Толстика – и опять у самого мыса встретились со встречным ветром. Буквально километр нам оставалось пройти, когда он завернул нам навстречу, и в итоге даже с попутным течением мы выгреблись с большущим трудом. Всё это усугубляется тем, что временные отрезки, когда ты можешь пройти какой-то участок, связаны с амплитудой прилива и отлива. Если ты где-то чуть-чуть опоздал, то уже не выберешься дальше, надо будет ждать ещё двенадцать часов в море. В эти двенадцать часов поднимется сильный ветер, пойдёт волна – ты всё время в заложниках у этих условий.

Фото: Даниил Шкаруба

Всё это я к тому, что технологии первопроходцев были очень тяжёлыми для них – и они были, наверное, очень крутые ребята. У них не было наших прогнозов, и они, я думаю, проводили большое количество времени на якорях, потому что не могли ни зайти, ни подойти.

ПОГОДА

Елена Скрипник – синоптик, которая наблюдает за нами, написала мне: «Не беспокойтесь, заходите в глаз циклона и идите вместе с ним». Мы пережили уже два вот таких глаза циклона, но дело в том, что циклон, он довольно быстрый, и никак за ним не успеть.

По пути мы ещё встречаем участки замёрзших акваторий.

Фото: Евгений Петров

Честно говоря, я вообще в ужасе от того, что нас ожидает дальше (смеётся). Не то чтобы это были цветочки, это очень сложные акватории, но они мне хотя бы знакомы, а что там впереди?

ЛОДКА

«Матера» ведёт себя, скажем так, своеобразно. Лавироваться, идти против ветра она не хочет. Это тяжело. Чтобы она на лавировке пошла, нужны какие-то очень особые условия.

Отработать на этой лодке какое-то количество времени, пройти, например, восемь часов можно вполне нормально. А вот проводить время сутками на ней сложно, потому что очень много вещей, тяжело передвигаться. Спать нам приходится, выгнувшись в разных направлениях. Когда идёт дождь, то мы ставим тент, но это ограничивает маневренность, управляемость, мешает ставить и убирать паруса.

Фото: Евгений Петров

Нет, в целом всё неплохо, просто уровень сложности и труда, он как-то кратно возрос. Не то чтобы мы к этому не были готовы. Пока ещё мы справляемся, а дальше увидим, как всё пойдёт.

ЭКИПАЖ

Все эти сложности экипаж переносит очень мужественно. Практически никаких стонов нет, просто время от времени люди падают от переутомления. Вот сегодня пятница, со среды мы ещё не спали. Где-то, может, и вырубишься на пару часов, но организм даже не воспринимает это как сон.

Но, как это ни странно, можно сказать, что всем всё понравилось,. Для парней это какой-то свежий глоток в жизни. Да что тут говорить, все ребята молодцы.

Фото: Евгений Петров

ПЛАВУЧИЙ ЛЕКТОРИЙ

Во всех населенных пунктах, где были, мы встречались с детьми, с большим успехом проводили уроки на палубе – этим занимались Никита Карбасов, Миша Калинин, Григорий Тарасевич. Во встречах с местными жителями кроме них участвуем ещё мы с Василием Матониным.

Мы выступали в Пустоши, в Верхней Золотице, в Ручьях, в Койде, Мезени – то есть, во всех местах, где у нас были стоянки. Кроме этого мы ведём дневники, Василий Николаевич проводит исследования и тоже находит много интересного.

После какого-нибудь тяжёлого перехода выходить к детям, вести уроки – это вообще отдельный вид героизма, мне кажется. Спасибо ребятам за их работу над «Плавучим лекторием»!

ОСТАНОВКА В МЕЗЕНИ

Планирование в походе идёт очень тяжело. Сейчас мы беспросветно заперты в Мезени сильным встречным северным, северо-западным ветром. Ещё несколько дней у нас точно не будет никакой возможности идти. Хотя синоптик Елена говорит, это даже хорошо, потому что пока мы стоим, в море тают ледяные поля.

Фото: Евгений Петров

Надеюсь, дня через три у нас появится шанс идти дальше. Это время мы используем для передышки, чтобы дать возможность как-то восстановиться тем, кто идёт два или больше этапов.  Кроме того, мне не хочется без нужды утомлять следующий экипаж – хотя их всегда сложно удержать. Люди, которые только приехали на этап, роют землю как лошади: «Давай, давай, скорее!» – им надо в море. Так и в кругосветке у меня было. Ты смотришь на них и понимаешь, что сейчас они огребут. Вы стартуете, они огребают – и расслабляются, успокаиваются. Вся московская жизнь с них смывается, и они начинают воспринимать погоду как некую часть нормальной жизни. Погода есть – ты идёшь. Погоды нет – стоишь спокойно.

Фото: Даниил Шкаруба

Сейчас экипаж первого этапа возвращается из Мезени на прекрасных маршрутках, которые идут восемь часов. Можно выспаться!
Василий Матонин, Женя Петров, Миша Калинин, Никита Карбасов и Саша Постанович едут домой. С ними в Архангельск приехали я и Даня Шкаруба. Через три дня уже с новым экипажем мы вернёмся в Мезень, где вместе с лодкой и катамараном остались Алексей Перевалов и Максим Матвеев, установим сделанный в Архангельске поклонный крест – и продолжим поход.

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Даниил Шкаруба, Евгений Петров

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

1 комментарий к “Первый этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Интервью с капитаном”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − одиннадцать =

Прокрутить вверх