Поморская шхуна. Малковка шпангоутов

Восьмая неделя на верфи проходит под знаком малковки. Это большая работа, в ходе которой мы снимаем со шпангоутов лишний объём и выводим их в единую поверхность. Сейчас объясним, как и зачем мы это делаем.

У «Поморской шхуны» 44 шпангоута. Все они, выходя с гибочного стола, отличаются друг от друга: один шпангоут имеет толщину 230, другой – 250, а третий – 180 миллиметров. Нам же нужно привести всех их к единой толщине в 175 мм (при ширине 150 мм). Это раз.

Далее. Корпус корабля имеет плавную погибь. Его шпангоуты стоят перпендикулярно килю. Когда шпангоуты устанавливаются на киль, они имеют прямоугольное сечение, и, если мы посмотрим на них сбоку, стоят как бы лесенкой – так, что край одного шпангоута выступает за край другого. От кормы к мидель-шпангоуту эта лестница поднимается, а от миделя к носу – спускается. Нам же нужна не лестница из ступенек, а, как мы помним, плавная погибь. Это два.

Суть малкования в том, чтобы сгладить «лесенку», получить плавную линию и единую для всех шпангоутов поверхность.

Для получения этой единой поверхности мы берём рейку и прикладываем её на пять-шесть шпангоутов. Рейка при этом ложится на один край шпангоута, а под вторым его краем получается зазор. Этот зазор измеряется и переносится на край с рейкой. По полученной линии мы снимаем весь лишний объём шпангоута, используя при этом цепную аккумуляторную пилу, тесло, рубанок-горбач, стамески, молотки и собственные мастерство с упорством.

Следующее фото отражает интенсивность и продолжительность работ по малковке шпангоутов:

А здесь видно, какой объём со шпангоута мы убираем:

Кстати, операция с рейкой именуется красивым словом «вырейка».

В результате всего этого у нас получается плавная погибь и единая поверхность, на которую мы в дальнейшем можем установить продольные связи-стрингера и настелить внутреннюю и внешнюю обшивку шхуны.

Вдобавок к этому мы увеличиваем внутреннее пространство шхуны (чтобы было, где поставить ванну с львиными лапами для любителей поплескаться). То есть, точно то, что мы и хотели.

P.s. Примечание от нашего столяра Артёма Бывальцева: вообще-то, знающие люди работу с внутренней малкой называют шлихтовкой. Принцип у шлихтовки тот же, разница только в одном: малкуют снаружи, а шлихтуют изнутри. Этот термин не использует никто, кроме Артёма, который благодаря своему исключительному знанию ходит по верфи с чувством лёгкого превосходства, в котором мы его, разумеется, никак не упрекаем.

#ПоморскаяШхуна

Наши партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + семнадцать =

Прокрутить вверх