Промысловый карбас из Мезенского музея

Продолжаем знакомить наших подписчиков с народными лодками, обнаруженных нами в ходе экспедиций проекта «По следам традиционного судостроения Поморья». Сегодня это промысловый карбас из Мезенского краеведческого музея.

Лодка эта повстречалась нам, когда мы пришли из Кимжи в Мезень, и вместе с журналистом и краеведом Олегом Коткиным отправились искать старые лодки, разбросанные по дворам, поветям и прочим местам Мезени. Однако, прежде чем нырять в какие-нибудь дикие прибрежные кусты в поисках объектов культурного наследия, мы благообразно посетили Мезенский краеведческий музей.

Именно там, под музейным навесом, и обнаружилась вот эта законсервированная лодка, представляющая собой промысловый карбас веретенообразной формы, что немаловажно, без транцевой кормы. То есть, кокора у него и в корме, и в носу.

Лодка эта была выкуплена и привезена Музеем из деревни Долгощелье, а построил её, скорее всего, мастер Рассолов, чьи карбаса на Мезени ценились очень высоко.

Вернёмся к корме этой лодки. Вообще, карбасы довольно часто переделывали под подвесные моторы. Для этого с них просто срезали кормовую кокору и ставили вместо нее транцевую доску, что сильно портило вид карбаса и превращало его в какой-то такой обрубок. Но мезенский музейный карбас не таков – его украшает, если можно так выразиться, вельботная корма.

Кроме симметричных обводов кормы и носа карбас выделяется наличием рубки (которая выглядит, как кабина бронетранспортера).

Лодка была оснащена стационарным мотором, под который было сделано дейдвудное отверстие. Вдобавок, на лодке была предусмотрена возможность установки мачты в количестве одной штуки и, соответственно, одного паруса (грота). Сама мачта лежит там же, но, насколько нам известно, на лодку её никогда не ставили.

Ещё одна деталь карбаса – особое приспособление с отверстием, установленное на баке в носовой части лодки. Можно было бы предположить, что там тоже стояла мачта, но нет – это битенг для швартовки карбаса. На этот битенг накидывается петля, и карбас прекрасно швартуется в мезенских маринах.

В ходе работы команда проекта произвела обмеры лодки и выполнила её сканирование. В данное время инженер проекта Михаил Крупенин занимается построением 3D-модели карбаса. Полученными материалами мы, как всегда, делимся с нашими читателями.

Проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.

#ПоСледамТрадиционнногоСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =

Прокрутить вверх