Продолжаем пополнять цифровой архив Соломбальской судоверфи и знакомить наших подписчиков с наиболее занятными чертежами, найденными нами в процессе работы. Сегодня на экранах – чертёж дрифтер-бота, притом не калька и не копия, а его исходная версия, то есть, чертёж, выполненный карандашом на ватмане.
Для справки. Чаще всего архивные чертежи существуют в трёх инкарнациях: собственно чертежи на ватмане, далее – их кальки, а затем – их копии.
Первая ступень – это чертёж, который чертёжник чертит карандашом на ватмане согласно всем требованиям, предъявляемым к такого рода документации.
Далее на ватман укладывается калька, по которой тушью выполняется копирование чертежа. Именно кальки чаще всего хранятся в архивах.
Наконец, с кальки идёт тиражирование многочисленных фотокопий, которые раздаются по различным цехам и рабочим. Гуляя по трудовым рукам, копия постепенно рвётся, пачкается и приходит в негодность, но это никого не печалит, потому с кальки тут же легко печатаются новые копии. При этом чертёжник с его драгоценными навыками уже давно занят черчением чего-то другого.
Итак, то, что мы видим перед собой – это изначальная версия чертежа дрифтер-бота в карандаше с самыми разнообразными подписями и пометками. На чертеже не указан год, но исходя из того, что в этой же папке находятся чертежи, датированные 1941 годом, мы можем сделать предположение, что он выполнен в то же время.
Теперь о самой лодке. Дрифтер-бот – это промысловое судно, которое предназначено для ловли рыбы дрейфующими сетями.
Такие сети выстраиваются стеночкой и свободно плавают под водой на определённой глубине. Дрифтер-бот при этом стоит в сторонке и ждёт какое-то время. Дальше сети вынимают, перетряхивают и устанавливают снова.
Эти свободно плавающие сети использовались для так называемой «средней глубины» и лова рыбы, которая, допустим, ходит косяками в средней толще воды (в отличие от трала, который обычно берёт рыбу около дна). Можно предположить, что такими сетями ловили, к примеру, треску, сайду и морского окуня.
В данное время дрифтерный способ лова запрещён на морских миграционных путях к местам нереста проходных рыб. Если вы введёте в поисковике словосочетание «дрифтерная катастрофа», то быстро поймёте, почему. Сети эти могли устанавливаться стеной протяженностью в несколько километров, и приводило это, например, к тому, что они перекрывали маршрут нереста лососевых рыб, в результате чего весь лосось в море раз – и выбивался.
Тем не менее, этот способ был широко распространён в первой половине и середине XX века на территории Советского Союза, а также Норвегии и других стран.
На Соломбальской судоверфи дрифтер-боты строили и до, и после войны. Суда эти были предназначены для местных рыбных колхозов и выходили они либо в горло Белого, либо в Баренцево море, где и работали на рыболовном промысле.
Увидеть больше чертежей дрифтер-бота, а также скачать их в высоком разрешении можно на сайте Цифрового архива Соломбальской судоверфи по следующей ссылке:
http://archive.seapractic.ru/archive/Drifter-Bot.html
#ПоморскаяШхуна #АрхивСоломбальскойСудоверфи #ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
Товарищество поморского судостроения совместно с Северным (Арктическим) Федеральным университетом имени Ломоносова при поддержке Фонда президентских грантов выполняет оцифровку чертежей и технической документации архива Соломбальской судоверфи и размещает в открытом бесплатном доступе: http://archive.seapractic.ru/index.html?utm_source=seapractic
Твердые копии материалов предоставлены для сканирования С.Н. Николаевым.