Дневник верфи, 22 – 27 января 2024 года

Поворотный шпангоут, лимбербордовы доски и восемь новых кокор. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.

22 января, понедельник

Ваня страдает с сорок первым поворотным шпангоутом, которой нужно выстрогать не только в плоскости, но и в состоянии поворота.

Артём отмалковал правый борт под лимбербордов брус. Начал бы левый, да ему мешает штабель досок. Теперь будем перекидывать доски на правый борт.

Алексей делает шпангоуты и требует от Миши всё новых и новых координат.

24 января, среда

Игорь поставил последний, десятый набой модели карбаса «Матера», вот так:

Артём сращивает лиственничные доски на лимбербордов брус.

Александр-механик зашивает стены, потому что потолок он уже зашил.

На этой неделе на экскурсии приходили три группы школьников: четвероклассники из одиннадцатой школы, шестиклассники из семнадцатой и семиклассники из первой.

25 января, четверг

На гибочном столе разложена продукция нашей фабрики шпангоутов.

Тот, что лежит в сторонке, затянутый струбцинами, даже не сразу признаешь за шпангоут, такой он прямой и короткий. Можно было подумать, что поставить такой шпангоут получилось бы и в одного, но нет: весит такая крошка около ста пятидесяти килограммов. Сразу вспоминается летний Нуркен, идущий сквозь лесную чащу с кокорой на плечах (в норме её несут три-человека). Как ты, Нуркен? Нормально!

Ваня вырезает пазы под сорок первый шпангоут.

Ленточка устала пилить и подвывает тихонько, как такса.

Проходя мимо ребят, можно невзначай услышать: «Да как этот Страдивари делал свои скрипки… Так, тяп-ляп!»

26 января, пятница

Постепенно движется к своему завершению большая работа по установке шпангоутов «Поморской шхуны». Сегодня мы поставили сорок первый из сорока четырёх шпангоутов нашей лодки.

Сорок первый шпангоут шхуны интересен тем, что он — первый из четырёх поворотных шпангоутов, находящихся в носовой части корабля.

Концепция поворотных шпангоутов такова: при приближении к носовой оконечности, обшивка всё круче забирает к носу, поэтому если в носу продолжать ставить шпангоуты поперёк киля, чтобы одна его грань лежала в плоскости шпации, последние три шпангоута придётся делать триста пятьдесят и более миллиметров толщиной, а потом ровно половину сострагивать в процессе малковки.

Поэтому мы устанавливаем шпангоуты с поворотными тимберсами. Так мы сильно облегчаем малковку и избегаем ситуации, когда между штевнем и последним шпангоутом окажется слишком много пустоты.

При этом, мы освобождаем место для подруливающего устройства, которое будет установлено между 40 и 41 шпангоутом. Также развёрнутое положение шпангоутов способствует усилению прочности носовой оконечности, что в арктических условиях очень важно.

И хотя из всех поворотных шпангоутов сорок первый меньше всего отличается углом от своих прямых собратьев, глаз опытного судостроителя уже может заметить, что он — хоть и не поворачивает во всю силу — но уже явно поглядывает в сторону носа шхуны.

27 января, суббота

Добывали кокоры. Ввели новую технологию – топтание снега. Топтание нужно для того, чтобы тащить кокору не через лютый сугроб, а хотя бы по дорожке. Женя говорит, что топтать с правой  ноги – это правильно, а если топтать с левой, то потом приходится всё перетаптывать.

Было нас двенадцать человек, и заготовили мы в этот день аж восемь кокор, и одну из них привезли на верфь. Остальные вытащили из леса к дороге.

Вечером на верфи слушали рассказ о морском флоте Соловецкого монастыря XVI–XVII вв. Лекцию читала Анастасия Богомазова – заведующий архивохранилищем личных и монастырских фондов Российского государственного архива древних актов, экскурсовод Соловецкого морского музея и кандидат исторических наук.

Посмотреть и послушать о том, что представлял собой соловецкий флот, из каких судов он состоял, и как менялись его размеры на протяжении двух столетий, как монастырь заботился о своих судах, и кто, куда и зачем на них ходил, можно в записи вот по этой ссылке:

https://vk.com/video1845156_456239363

Фото и текст: Катя Суворова

#ПоморскаяШхуна

#ШколаСудостроения  #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29

#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ

#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов

#Makita #JET #Powermatic

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − два =

Прокрутить вверх