Поворотный шпангоут, лимбербордовы доски и восемь новых кокор. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
22 января, понедельник
Ваня страдает с сорок первым поворотным шпангоутом, которой нужно выстрогать не только в плоскости, но и в состоянии поворота.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/21-jan24-1.jpg)
Артём отмалковал правый борт под лимбербордов брус. Начал бы левый, да ему мешает штабель досок. Теперь будем перекидывать доски на правый борт.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-19-19.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-21-22.jpg)
Алексей делает шпангоуты и требует от Миши всё новых и новых координат.
24 января, среда
Игорь поставил последний, десятый набой модели карбаса «Матера», вот так:
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/21-jan24-4-3.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/21-jan24-3-2.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/21-jan24-6-5.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/21-jan24-2-1.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/21-jan24-5-4.jpg)
Артём сращивает лиственничные доски на лимбербордов брус.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-6-37.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-4-35.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-25-26.jpg)
Александр-механик зашивает стены, потому что потолок он уже зашил.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-2-20.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-1-9.jpg)
На этой неделе на экскурсии приходили три группы школьников: четвероклассники из одиннадцатой школы, шестиклассники из семнадцатой и семиклассники из первой.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/23-jan24-1-6.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/23-jan24-1-7.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/23-jan24-2-8.jpg)
25 января, четверг
На гибочном столе разложена продукция нашей фабрики шпангоутов.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-3-31.jpg)
Тот, что лежит в сторонке, затянутый струбцинами, даже не сразу признаешь за шпангоут, такой он прямой и короткий. Можно было подумать, что поставить такой шпангоут получилось бы и в одного, но нет: весит такая крошка около ста пятидесяти килограммов. Сразу вспоминается летний Нуркен, идущий сквозь лесную чащу с кокорой на плечах (в норме её несут три-человека). Как ты, Нуркен? Нормально!
Ваня вырезает пазы под сорок первый шпангоут.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-31-33.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-32-34.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/25-jan24-20-21.jpg)
Ленточка устала пилить и подвывает тихонько, как такса.
Проходя мимо ребят, можно невзначай услышать: «Да как этот Страдивари делал свои скрипки… Так, тяп-ляп!»
26 января, пятница
Постепенно движется к своему завершению большая работа по установке шпангоутов «Поморской шхуны». Сегодня мы поставили сорок первый из сорока четырёх шпангоутов нашей лодки.
Сорок первый шпангоут шхуны интересен тем, что он — первый из четырёх поворотных шпангоутов, находящихся в носовой части корабля.
Концепция поворотных шпангоутов такова: при приближении к носовой оконечности, обшивка всё круче забирает к носу, поэтому если в носу продолжать ставить шпангоуты поперёк киля, чтобы одна его грань лежала в плоскости шпации, последние три шпангоута придётся делать триста пятьдесят и более миллиметров толщиной, а потом ровно половину сострагивать в процессе малковки.
Поэтому мы устанавливаем шпангоуты с поворотными тимберсами. Так мы сильно облегчаем малковку и избегаем ситуации, когда между штевнем и последним шпангоутом окажется слишком много пустоты.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/hilccmd2z5s.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/fxhg7tfpen4.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/yq07-gum0.jpg)
При этом, мы освобождаем место для подруливающего устройства, которое будет установлено между 40 и 41 шпангоутом. Также развёрнутое положение шпангоутов способствует усилению прочности носовой оконечности, что в арктических условиях очень важно.
И хотя из всех поворотных шпангоутов сорок первый меньше всего отличается углом от своих прямых собратьев, глаз опытного судостроителя уже может заметить, что он — хоть и не поворачивает во всю силу — но уже явно поглядывает в сторону носа шхуны.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/26-jan24-2-42.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/26-jan24-3-43.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/26-jan24-4-44.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/26-jan24-1-41.jpg)
27 января, суббота
Добывали кокоры. Ввели новую технологию – топтание снега. Топтание нужно для того, чтобы тащить кокору не через лютый сугроб, а хотя бы по дорожке. Женя говорит, что топтать с правой ноги – это правильно, а если топтать с левой, то потом приходится всё перетаптывать.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-8-53.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-5-50.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-6-51.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-2-47.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-9-54.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-7-52.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-3-48.jpg)
Было нас двенадцать человек, и заготовили мы в этот день аж восемь кокор, и одну из них привезли на верфь. Остальные вытащили из леса к дороге.
Вечером на верфи слушали рассказ о морском флоте Соловецкого монастыря XVI–XVII вв. Лекцию читала Анастасия Богомазова – заведующий архивохранилищем личных и монастырских фондов Российского государственного архива древних актов, экскурсовод Соловецкого морского музея и кандидат исторических наук.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2024/02/27-jan-24-10.jpg)
Посмотреть и послушать о том, что представлял собой соловецкий флот, из каких судов он состоял, и как менялись его размеры на протяжении двух столетий, как монастырь заботился о своих судах, и кто, куда и зачем на них ходил, можно в записи вот по этой ссылке:
https://vk.com/video1845156_456239363
Фото и текст: Катя Суворова
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#Makita #JET #Powermatic