Дневник верфи, 6 октября – 11 ноября 2023 года

Фундаментальные вопросы, съёмки фильма и хождение «Матеры» во льдах. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.

6 ноября, понедельник

Женя вернулся из Турции, зашел в сушилку, окинул ее грустным взглядом, увидел массу ненужных вещей и сказал, что нужно прибраться. Теперь те, кто так славно хранил в сушилке свои вещи, озадачились  вопросом их эвакуации.

Приходили туристы. Расчет был на то, что они заклеят с нами тимберс шпангоута, но что-то пошло не так. Туристы довольно быстро устали и оставили Артёма и Мишу наедине с недоклеенным тимберсом. Артём с Мишей не испугались и всё доклеили. Миша ушёл и Тёма остался на верфи один, даже Саши-механика сегодня нет, потому что у него давление. А давление оттого, что погода – дрянь.

7 ноября, вторник

Приехал Максим Матвеев, будет смотреть на наш фундамент.

Ждём съёмочную группу «России 1», они будут снимать «Матеру» на ноябрьской воде. С «Матерой» есть один нюанс – у неё треснули два набоя. Трещины основательные, Тёма заделывает их под снегом и дождем (погода всё ещё дрянь).

Лёша строгает ламели на второй тимберс тридцать восьмого шпангоута.

Провели совещание о том, что нам нужно сделать по разным проектам в самое ближайшее время.

Варя делает уроки.

Поля сияет, как именинница, потому что теперь по вечерам у неё пары в университете (и, соответственно, железное алиби для того, чтобы провести несколько часов в благодатной атмосфере познания).

Миша сказал, что он поспал бы дней десять.

8 ноября, среда

Команда собралась вокруг шхуны и взирает на неё и на фундамент ангара. Про фундамент нужно понять, что с ним происходит.

Миша и Максим (как опытный прораб) изучают метки. По меткам выходит, что шхуна просела на полтора сантиметра со времен установки штевня.

– Так, смотри. Вот эту метку мы ставили, когда красили шкаф.

– Нет, это было тогда, когда мы ставили штевень.

– Штевень и шкаф! А нельзя было просто поставить дату?

Вариантов три: или просел фундамент, или покосился ангар, или шхуна качается на воображаемых волнах.

Расследование продолжается.

9 ноября, четверг

Приехала съёмочная группа «России 1», а ещё Ваня Шинкаркин. Готовимся к завтрашнему спуску «Матеры», пропитываем вёсла.

Заклеили тимберс нового шпангоута.

10 ноября, пятница

Разбудили карбас «Матера», уже уложенный было спать до весны, а теперь вот вытащенный из-под одеяла и поднятый с кильблоков к финальной прогулке сезона.

«Матере» предстояло немного походить во льдах для съёмок фильма о Северном морском пути. Снимать хождение приехала команда канала «Россия 1»: Мари Рено, Светлана Музыченко, Дарья Быкова, Юрий Ермолин, Алексей Устенко, Алексей Немов и Павел Жданов.

За два дня до съёмок верфь немного взволновалась: деревянные нагеля «Матеры» показали всю свою мощь и решительным волевым усилием проделали по большой трещине в набоях с обеих сторон карбаса. Доктор Артём со своим медицинским чемоданчиком поспешил лодке на помощь: всего одно дежурство в операционной под снегом и дождём, и «Матера» цела, только два свежих шрама темнеют на её бортах.

Вспоминая то, как в экспедиции карбас затапливало водой, команда придумывала шуточки про дырявый корапь, посмеивалась над тем, кто сколько времени проведёт за непрерывным отчёрпыванием лодки, и насколько безмятежной вообще может быть эта прогулка. Однако при гостях никто не подавал вида, что встревожен: всё-таки, люди прилетели к нам из Москвы через Мурманск, привезли аппаратуру, доверили нам своё время и жизнь… Подвести их было никак нельзя. Интригу мог выдать только задорный блеск в глазах экипажа, но и его нужно было уметь расшифровать. Может, это мы просто так сверкаем глазами, может, мы просто такие вот люди.

(Опережая события, скажем, что лодку и вовсе не пришлось отчёрпывать, ну что за Тёма, мастер-золотые-руки).

Утром «Матеру» загрузили на фуру вместе со всем снаряжением («Женечка с веслом на лихом коне, с шашкой наголо, вижу ты ко мне» — напевала команда в процессе сборов) и повезли к реке. Перед выездом капитан раздавал финальные инструкции: «Так, Миша, доезжаешь вот досюда, встаёшь на переезде и стоишь там, чтобы его не разобрали, пока мы не проедем». В машине пели и танцевали под «Один поцелуй моряка».

К девяти часам прибыли на территорию лоцмейстерского участка следующим составом: Миша Крупенин, Максим Матвеев, Артём Бывальцев, Ваня Шинкаркин, Костя Ярочкин, Лёша Перевалов, Яша Антонов и капитан Евгений Шкаруба, которые пойдут по реке на «Матере»; Катя Суворова, которая будет снимать репортаж с борта катера «Тайфон», предводительствуемого старшиной Алексеем Молчанюком; и команда канала «Россия 1», которая рассредоточится по обеим лодкам и берегу, чтобы вести съёмки с воды, воздуха и земли.

Тёмная ноябрьская вода спорила сама с собой, закручивая маленькие воронки вдоль причала; шли по течению первые крупные льдины, позвякивала шуга, за всем этим спокойно наблюдали портовые краны-великаны.

Начали разгружаться. Миша в овчинном тулупе, держа на веревке парящую в воздухе лодку, между прочим рассказывал кому-то: «А вот когда я раскапывал в Тыве скифский курган из вечной мерзлоты…» Ничего особенного, просто наши рутинные истории, рабочие будни.

Карбас спустили на воду, поставили мачты, легли на вёсла, легко вышли на середину реки, раскрыли паруса и пошли в сторону моря.

Было холодно, так что на лодке сразу развели костёр, грелись чаем, а где не было огня, — безалкогольным глинтвейном на вишнёвом соке (улучшает настроение, навевает приятные воспоминания, но не влияет на работоспособность, координацию и скорость принятия решений).

«Матера» хорошо вписалась в осенний пейзаж: тёмная просмолённая лодка, тёмная зеркальная вода, монохромные льдины, белый снег, черная земля и немного охры, оставшейся по деревьям на берегу. Синий дымок от костра напоследок окуривал простор реки, как ладан окуривает пространство храма.

Стоп, снято. Сезон закрыт.

Как только «Матера» ткнулась кранцами в борт причала, крупными мягкими хлопьями пошёл снег.

И наступила зима.

11 ноября, суббота

Накануне вечером долго сидели на верфи после возвращения «Матеры» и закрытия сезона. Самые стойкие остались до самой ночи, Саша Антонов говорит: «Всё сидят и бубнят про моря».

Тем не менее, выходные на верфи проходят в атмосфере созидательного труда: Леша делает изголовье для кровати в нашем общежитии на Чумбаровке, Ваня покрывает лаком столешницу на кухне, Катя начала было снимать краску с морского сундука, отошла на минутку, вернулась, а за дело уже взялся Максим – да так всё и доделал, вот какой благородный человек. Теперь сундук можно увозить в рамках программы по освобождению кладовки.

Осталось решить, что делать с красной телефонной будкой, которую тоже нужно забрать с верфи. Саша Антонов предложил гениальное решение: перекрасить будку в синий цвет. Красной на верфи нет? Нет. А насчет синей мы с Женей не договоривались.

P.s. Важнейшая статистическая информация: в Костю Ярочкина за один раз помещается девять расстегаев с треской и палтусом, а в Ваню Шинкаркина — только три.

P.p.s. У Тёмы, кажется, появились поклонницы и/или поклонники. Раскроем тайну: это все мы.

Текст и фото: Катя Суворова

#ПоморскаяШхуна

#ШколаСудостроения  #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29

#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ

#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов

#Makita #JET #Powermatic

Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.

Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − один =

Прокрутить вверх