24 октября. Финике
Утро. Шатаюсь по городу в поисках местной жизни. Пью турецкий чай заведениях для местных. Слушаю дурацкие марши – скоро здесь 100-летие основания Республики. Жду новую команду. Жарко. Спасаюсь кондиционерами «Джульетты».
Вечером приехала команда морских практиков: Олег и Роман Корчагины, Владимир Глафиров, Алексей Мариненков, Антон и Евгения Михеевы, Кирилл Кондратьев. На «Джульетте» нас восемь человек. Над Турцией отличная погода – теплые ночи без дождей и теплая луна. На рубке лежит новый туристический матрац, на котором я исключительно сплю.
Вечером состоялась дегустация швейцарских сыров (Вова давно уже живет и работает в Цюрихе): Грюйер, Блё де Воллисхофен, Бри с трюфелем.
25 октября
Очень плотный первый день практик: инструктаж, откачка туалетного бака у специального причала, снова инструктаж, обед, купание, магазин, отход, постановка парусов, повороты, лавировка и, наконец, беседочный узел.
1519, лавируемся. Умереный встречный западный ветер.
1705, сыр Реблошон, красное вино и дыня.
Убрали стаксель. Узлы: «Выбленочный», «Беседочный», «Штыки» в вариантах.
1710, сыр Эпуас.
1714, сыр Рокфор Папийон.
1827, встали в знакомой бухте Какова на якорь. Купались и радовались.
26 октября
Занимались МППСС утром. Многие теряют сознание от количества информации и… Засыпают, короче говоря.
0940, снялись с якоря. Вышли в море. Ветра нет.
1200, умеренный ветерок заходит с кормы с разных углов, пока мы огибаем острова вдоль греческой границы. Крутим повороты через фордевинд.
1323, летим с попутным ветром на запад. Скорость до 8 узлов. Надоело крутиться – поставили геную на спинакер-гик на ветер, несем паруса бабочкой.
1530, купаемся напротив Калкана.
1630, встали в бухте Калкана среди гулет и рыбацких суденышек. Выбрали самый нарядный ресторан.
Олег и Рома Корчагины. Мы знакомы еще с Новой Зеландии, с 2014 года!
27 октября
Очень много нужно успеть за время нашего плавания: и под парусами походить, и потренироваться на ходу. Снова занимаемся МППСС, Теорией паруса. На ходу — узлами, поворотами, ставим и убираем паруса.
1400, уже два часа как идем в Фетхие.
1830, мест нет в марине Фетхие. Кусочком кормы притулились к понтону Яхтклассик-марины.
Ночью случайно проснулся и подумал, что я на другой планете. Такая огромная и яркая луна на небе.
28 октября
Утренние дежурные продолжают задирать планку. Сегодня на завтрак передняя каюта зашла с козырей: на столе жаренный сыр Халуми; из холодных сыров — нарезка Буйволинных сыров с плесенью и без плесени.
Были на прекрасной верфи Фитхие. Изучая морское дело, практикуя умение ходить на парусной яхте просто невозможно не посетить это место! Здесь строят огромные гулеты и небольшие деревянные рыбацкие лодки. Можно увидеть, потрогать все несущие элементы корпуса, разобраться в шпангоутах, сптингерах, рейзенкилях и флорах. Среди душного пластикового яхтинга – великолепное занятие по устройству деревянного судна и красоте конструкции деревянной яхты.
Стол для вклейки деталей.
Закладка. Стоит на двух кильблоках. Всего-то.
Ватервейсы для протока трюмной воды.
Флоры соединяют ветви шпангоута в единое целое.
Опора кильблока.
Стрингера.
Носовой дейдвуд.
Отверстие для подрульки.
Рейка обшивки.
Для судостроителя здесь — замечательная возможность увидеть конкретный пример промышленного деревянного судостроения: уровень выделки деревянных элементов, при котором производство остается рентабельным, деревянные суда, которые зарабатывают деньги и с успехом плавают по воде.
1128, заводим двигатель. Отходим. Сегодня капитан Кирилл.
1135, начали швартоваться кормой к внешнему понтону марины Фитхие. Подходим кормой при наличии бокового ветра. Задаем и вывешиваемся на наветренном швартове. Здесь это удобно делать.
1320, швартуется лагом.
1345, идем купаться на якорь.
1430, поехали дальше. Идем под парусами и на моторе.
1850, пишем стихи с помощью ChatGPT. Готовимся к лунному затмению. Луна сумасшедшая.
1945, катер без огней по корме.
2000, подъезжал катер береговой охраны без огней. Внезапно, как они думали, включил прожектор. Мы идем вдоль греческой границы, или это у них проверки накануне праздника? Пытались взять нас на понт. Сначала собрались к нам высаживаться человек десять в спас-жилетах (стояли уже на корме). Но видя, как мы красиво развешиваем кранцы на леерах, решили не связываться и отвалили.
На ходу при свете луны.
2200, греческий Родос по левую руку. В небе Луна и её затмение.
2330, встали к ресторанному причалу в бухте Базукале с крепостью.
29 октября
Утром поднимались с крепости, завтракали у турка.
1050, начинаем учебные швартовки к причалу. Снова заходим кормой. Нас начинает сдувать боковой ветерок, заводим наветренный швартов, выравниваемся и приближаемся к пирсу, заводим подветренный швартов и снова вывешиваемся на переднем ходу.
1230, закончили швартовки. Купаемся здесь же, у причала. Мы одни в этой бухте.
1300, едем дальше в Бузбурум.
1320, обьявил приз для лучшего вязальщика узлов. Завязать нужно один за другим: «Восьмерку», «Прямой», «Шкотовый», «Беседочный», «Выбленочный», «Простой штык» и «Стопорный» узлы. Приз — монета 20 реалов с Сокотры. Вчера таким призом была крученая скобка, которая прошла на «Джульетте» кругосветное плавание – досталась она Кириллу с лучшим временем в 48 секунд.
1350, монету с Сокотры с временем 46 секунд выиграла Женя.
Заходим в бухту Бузбурума. Здесь есть один удобный островок под флагом. Флаг большой и больше там ничего нет. То, что нам и нужно.
1457, начинаем крутиться вокруг острова Одного флага под парусами. Капитаны, сменяя друг друга, проходят по одному полному кругу. В круг входят два поворота: оверштаг и через фордевинд. Любимое мое упражнение для обучения яхтенных капитанов, наглядно показывающее, что под парусом можно пойти куда угодно.
1630, швартуемся в гавани Бузбурума. Прекрасное место. Туристов мало, а турков много. Наблюдаем за местным парадом.
2057, сыры Горгонзола и Маскарпоне, Чеддер и Матюре.
30 октября
Ночь Полнолуния.
1100, побрились у местного бербера.
По очереди швартуемся в гавани Бузбурума. Здесь вместо муринга используют якоря. Нужно правильно рассчитать место, опустить якорь на дно и двигаться кормой к пирсу, завести кормовые швартовы и выбрать слабину якорной цепи. Ничего страшного, когда мало ветра. Но вот зашел в гавань английский кеч и запутался, занервничал. Что-то у него с якорной лебедкой не ладится, не отдает якорь. На руле стоит жена, а он пытается отдавать якорь вручную, бегает к жене. Через час мучений ушел из гавани.
1230, закончили швартоваться в Бузбуруме.
Перешли к пирсу у небольшого якт-клуба. Но, к сожалению, пирс уже оборудован мурингами, а мы здесь обычно швартовались под парусом.
1335, попили чаю и идем на верфь DSV. Снова неудача – верфь, на которой строят огромные деревянные яхты, сменила хозяина и теперь на нее хода нет.
1400, жаль. Выходим в море. Ложимся на обратный курс на восток, в сторону Финике.
1616, замечательно лавируемся по шелковой воде вокруг мысов напротив греческого Сими. Видели странные волны из неоткуда (позже узнали, что в этот день было землетрясение).
1800, позанимались «Джульеттой». Подрезали веревку закрутки стакселя (конец обтрепался), поменяли ролик закрутки на релинге.
1840, пришли в бухту с рестораном Немо, пирсом, ослами, индюками, горами и луной. Прекрасно вокруг.
31 октября
Занимались навигацией с утра.
1030, отошли от ресторана. Путь в Гечек 55 миль.
1040, купаемся не выходя из бухты.
Весь день шли в Гечик под парусами и на моторе. Занимались УКВ связью – давали сигнал бедствия и сигнал срочности. Готовили вкусную еду. Отдыхали.
2300, пришли в городскую Марину Гечика в полной темноте. Вова сегодня капитан, зашвартовал «Джульетту».
Кончился газ на камбузе. Сгоняли в ресторан за кибабами и ужинали дома.
1 ноября
0950, вышли из Гечека. Спешим выйти к мысам в море, там сегодня попутный ветер.
1040, легли в дрейф. Купаемся на дорожку.
1440, летим с попутным свежим ветерком. Скорость до 8 узлов. Сегодня у нас длинный переход в Финики – 85 миль.
1710, скорость до 10 и больше узлов. Разгоняемся на попутной волне и ветре. Паруса открыты полностью.
1730, подрифили стаксель. Очень резво бежим.
1935, обошли мысы напротив греческого острова Кастелоризо. Ветер и волна успокоились. Луна выйдет позже, а пока можно лежать на рубке и смотреть на звезды. Сегодня последний вечер плавания.
2230, мы пришли в домашнюю марину Финике. Под аплодисменты Женя зашвартовала «Джульетту» к причалу.
Грустно, что все заканчивается. Спешим посмотреть «Территорию», перекусить и лечь спать.
2 ноября
0030, Рома поехал в аэропорт.
Утром прибирали каюты, палубу, собирали вещи.
1000, пришел трансфер в аэропорт. Плавание закончено. Всего прошли около 350 миль вдоль берегов Турции.
Фотографии и настроение — общие.