17 октября. Финике
На борту «Джульетты» экипаж Дмитрий и Татьяна Максимовы, Игорь и Любовь Белокобыльские, Евгений Шкаруба. После долгого перерыва мы собрались проведать «Джульетту», позаниматься парусами, учиться и сдавать экзамены на яхтенных капитанов в Турции.
1100, отошли от стоянки и заправляемся дизелем. Главный причал заправки был занят и поэтому нас как-то криво поставили сбоку. В итоге покарябали корму о дурацкую железяку. Я в ужасе. Такая встреча с любимейшей на свете лодкой.
1140, делали вид, что откачивали сточные воды. Ничего такого у нас в танках не было, но турецко-европейский обычай требует сдавать каждые 10 дней вторичный продукт в специальные приемники и платить за это 32 евро. И все довольны.
1320, после публичного чтения инструкций по поведению на яхте вышли в море. Капитан Игорь.
1345, поставили паруса. Ветер от северо-запада 12 узлов. Начинаем лавировку. Очень жарко. Градусов 28, наверное. Пробуем лавироваться и спасаться пивом.
1439, успешно лавируемся.
1830, встали в бухту острова Какова на якорь и береговой швартов. Не люблю эту затею с швартовкой к берегу. Нужно тузик спускать и отправлять отряд швартовщиков на берег. Хотя, часто по-другому и не встать.
Закончили швартоваться почти в темноте. Все получилось удачно. Купались с наслаждением.
18 октября
Давно решил, что практические задачи – самая правильная форма обучения и для взрослых, и для детей. В этот раз отрезаем истертый конец риф-шкентеля грота. Матрос Игорь и боцман Таня занимаются этим делом, а я, грешный кеп-инструктор, залез в засорившуюся трубу слива из камбуза и пытаюсь её прочистить.
1200, снялись с якоря. Отходим из бухты. Люба – капитан сегодня.
1250, тем временем встречный ветер до 27 узлов. Глухо зарифились. Пытаемся лавироваться. Плохо у нас это получается. Очень слабенькие паруса на «Джульетте», особенно грот – все в дырках. Может порваться в любой момент.
1310, собирал с пола утренний рис из холодильника. «Джульетта» так легка на руле!
1410, убрали паруса. Не могу смотреть, как их треплет ветром. Тридцатка дует навстречу. Чартерные лодочки плавают — и ничего. Не жалеют паруса. А мы так не можем.
1450, раньше мы лавировались в любой силы встречный ветер на чартерных лодках, бились о волну, как сумасшедшие обтягивали паруса и не понимали тех, кто идет против ветра на моторе. А теперь я понял вдруг, что они берегут ресурс своих лодок.
1615, открыли немного стаксель. Бочком влезли в греческие внутренние воды острова Кастелоризо. Идет дождь, похожий на шквал.
1730, встали в Каше при сильном навальном ветре.
Вечером неисправимо прекрасно воет ветер в снастях. Мы на стоянке — неужели я снова на море и на «Джульетте».
19 октября
Посадил команду заниматься МППСС, а сам помыл посуду, расставил её по старым местам, как в былые времена. Когда еще я этим позанимаюсь на «Джульетте».
1000, вышли из Каша. Дмитрий — капитан. Спешим увернуться от встречного ветра, который вот-вот раздует.
1100, поставили грот и сразу убрали. Начинает по-вчерашнему раздувать и я все еще боюсь за грот. Идем на моторе, спешим обогнуть наветренный мыс.
1240, зашли в гавань Калкана, крутанулись и решили оставить это место на потом. Сейчас идем заниматься и купаться на якорную стоянку неподалеку.
1250, поставили паруса. Крутим оверштаги. Учимся вовремя отдавать подветренный стаксель-шкот и выбирать наветренный, учимся не быстро крутить повороты.
1330, поставили тент и встали на якорь. Созрели для купания.
Дима и Таня вздумали поехать на прогулку в Калкан. Дали им тузик с дохлым мотором, весла и рацию, благословили. А ехать мили полторы. Через 20 минут выяснилось, что мотор захлестнуло волной, или он сам заглох. Хорошо, что ветер дует на берег. Закончилось все благополучным спасением.
Команда «Джульетты» тем временем снялась с якоря и пришла в Калкан. При швартовке намотали на винт муринг – пришлось нырять.
20 октября
0320, вырвались из объятий гулет. Вчера они нас очень плотно зажали с обоих бортов.
0630, светает. Ветер то с берега, то встречный. Игорь стоял вахту, а я спал и думал, не поставить ли паруса? Игорь тоже думал. И вот оба мы не стали дергаться. И правильно, потому что ветер встречный и его мало. Поворачиваем вправо, на Гёчек, купаться.
0850, нежный ветер. «Джульетта» несется свои любимые 7 узлов под парусами. Легко и стремительно, как она это любит делать.
1120, встали на якорь и швартов напротив Гёчика у нашей любимой стояночки между двумя остротами Ясыджа. Купаемся.
1430, дневной бриз раскачает лодки на якоре. Наш якорь пополз и мы пошли в марину.
1540, встали в Гёчеке.
21 октября
0900, выходим в Мармарис. Штиль.
0922, купаемся в дрейфе.
Весь день шли в Мармарис. Сначала на моторе, потом под парусами. Безрезультатно ловили рыбу, жарились на солнце и, наконец, пришли в Нэтсел Марину. Гуляли по городу, наблюдали, как живет этот чартерный муравейник. Из грустного: из Нэтсел Марины ушли интересные кругосветные лодочки, которых еще недавно здесь было так много.
22 октября
Ночью приснилась «Джульетта» и улыбнулась.
Недавно говорили со Славой Мизиным о том, как важно мечтать, придумывать, сочинять новые мифы и верить в них самому.
Встретил инструктора яхтинга. Уже 14 лет работает здесь безвылазно. Доволен. Как ему не надоело?
1525, вышли из Нэтсел Марины.
1620, подняли российский флаг. Пришлось для этого сгонять на мачту и завести новый флаг-фал.
1630, встали под паруса. Отличный багштаг. Идем 7 узлов.
2000, немного покачало, сейчас скисает, мы все еще на парусах. Скорость около пяти узлов. «Джульетту» раскачивают волны, но остатки ветра все еще тянут нас вперед.
2200, моя вахта. «Джульетта» идет таясь. На цыпочках, чтобы не потревожить никого.
2240, ветер полетел дальше, паруса повисли безжизненно. Заводим мотор.
23 октября
0300, ночь, думали срезать путь по греческой территории. Тут появился греческий пограничный катер и нас отогнал. Пришлось кружить вдоль границы.
0600, закончили огибать греческую границу. Ну и дураки они…
0713, восход.
0735, встали на якорь в бухте Какова.
0900, искупались и едем дальше. Эх, поменять бы грот.
1100, плавание закончено. Всего пройдено 280 миль.
Днем команда уехала, оставив меня в порядке, заправленного вином и едой. С наслаждением грустим вместе с «Джульеттой». Развлекаю её как могу: смотрим советские фильмы, читаю ей немного книги вслух.
Всего прошли 280 миль. Фотографии общие.
По итогам обучения и практики Люба Белокобыльская получила сертификат IYT Bareboat Skipper, Игорь Белокобыльский — IYT Yachtmaster Offshore.