Шняка

Шняка – открытая лодка для морского промысла рыбы (как правило, трески) на Мурмане. Слово происходит от древнескандинавского «snekkja» или шведского «snacka», что является общим названием судов норманнов (как в русском языке слово «лодка»). Эти суда широко использовались для каботажного плавания в бассейнах Белого и Баренцева морей, в районах Колы и Кольского полуострова, северной Норвегии.
Традиционные шняки применялись как поморами, отправляющимися на путину с Кольского полуострова, так и местными саамами (лопарями) начиная с XV–XVI вв. вплоть до начала XX в. 

Из альбома «Исследование о состоянии рыболовства в России» 1863г. Шульца А.Я.

На севере-западе Норвегии также использовались нурландские лодки (Nordlandsbåt), суда со схожими размерами, пропорциями и функцией. Поморы называли их ёлами. Видимо, именно ёлы, со временем модернизированные моторами, заменили на Северных берегах архаичные шняки.

Ёла постройки 1930х годов. СССР.

Чертеж шняки, снятый с натуры при постройки в Кеми в 1897 г.

Все в шняке было направлено на практичный вылов наибольшего количества рыбы. Экипаж шняки обычно состоял из четырёх человек: кормщика или кормчего управляющего судном, весельщика, занимающегося греблей, наживщика, который устанавливал наживку на специальную снасть для ловли рыбы, и тяглеца, который эту снасть вытаскивал. Снасть называлась ярусом и для ее установки и выборки требовалось два человека, так как ярус мог достигать нескольких сотен метров в длине. Кроме весел у шняки была одна мачта, с одним прямым парусом. Так как в погоне за косяками трески плавание могло затянуться на несколько дней и даже недель, внутри шняки были оборудованы небольшое укрытие от непогоды (собачий чердак) и обложенное песком и камнями место для костра («алажма»). Строили шняку зимой, весной смолили и конопатили. При бережном содержании шняка могла прослужить 10-15 лет. 

У шняк наиболее архаичного типа днище выдалбливалось из ствола осины, а дальше с помощью технологии шитья ставились несколько сосновых набоев (до шести). Крепежом служили вица, пеньковые бечёвки и, в меньшей степени, деревянные нагеля. Позднее, киль и штевни стали собирать из ствола и корней (кокор) ели и технология постройки шняки, в целом, повторяла традиционную технологию шитья деревянных судов в Поморье

Характеристики шняки: Форма корпуса узкая, прогонистая, веретенообразная, самая широкая часть смещена в сторону носа; профиль мидель-шпангоута овальный; нос и корма одинаково острые, характерный форштевень кривой формы нередко с закатом внутрь; ахтерштевень прямой наклонный. Такая обтекаемая форма делала тяжёлую шняку довольно ходкой при гребле веслами даже одним человеком. Длина шняки в среднем составляла 8,5 – 11,5 м, ширина около 2 метров, высота борта 1,2 – 1,4 м, грузоподъемность 3 – 3,5 тонны. Низкая высота борта обусловлена необходимостью выбора на борт рыболовных снастей.

В отличии от карбасов, на начало XXI века ни одной действующей шняки не сохранилось. Более того, в следствии технической эволюции в судостроении, технология шитья была оставлена позади. Однако шнякам повезло, — историк и специалист в области деревянного судостроения Михаил Наймарк предпринял т.н. археологический эксперимент. Идея эксперимента состояла в том, чтобы, используя исключительно традиционные инструменты (ручные пилы, сверла, и т.д.) и технологии (вплоть до воссоздания технология смолокурения!) изучить методику шитья в судостроении, а, выйдя на шняке в море, изучить ее мореходные свойства. Используя чертежи, описания и сверяясь с сохранившимся экземпляром шняки с Мурмана (хранящимся в музее одной из скандинавских столиц), Наймарк полностью повторил процесс постройки шняки и вышел на ней в море. С 2001 по 2003 г. в Карелии команда Наймарка успешно завершила первую стадию эксперимента по строительству шняки, а в 2005 г. шняка своим ходом прошла более 450 морских миль по Онежскому озеру и Белому морю. Финальной точкой маршрута были Соловецкие острова, где данная шняка стоит и сегодня – в Соловецком Морском Музее. 

Подробнее о процессе строительства и мореходных качествах шняки можно прочитать в опубликованных статьях М. Наймарка в альманахе «Соловецкое море»

Авторы текста Никита Карбасов и Евгений Шкаруба.

Первая встреча с шнякой в 2000 году

1 комментарий к “Шняка”

  1. Красотаа!
    Здорово! Душевно! Давно мечтаю съездить в Карелию и Архангельскую область. Поглазеть на деревянные лодки и быт северян прошлых лет, а может и сходить порыбачить на ихних лодках! Что-то есть такое необъяснимое влечение в эти места, а к лодкам и их постройке особенно. Красивые и сказочные места! Ааафигенно здорово! Класс!
    Всем здоровья крепкого и творческих идей!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 5 =

Прокрутить вверх