Коч – полярное судно эпохи русских географических открытий XVII века

Судно типа «коч» — одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока. В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции. 

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

  • Судно должно было быть приспособлено для плаваний как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, было снаряжено веслами.
  • По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должны быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.
  • На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть мореходными судами, приспособлеными к плаванию в сложных ледовых условиях.
Рис. А. Кухтерина

Происхождение термина «коч» не выяснено. Первое известное упоминание в российский актовых документах — 1597 г. Наиболее широкое распространение получил в начале — середине XVII в. На кочах были открыты и освоены северные территории от Баренцева до Охотского морей; при этом одним из важнейших свойств этих судов являлась способность к преодолению волоков. Доски обшивки, расположенные внакрой, соединялись вицей (растительными волокнами), пазы конопатились и закрывались планками на скобках.

Имеются сведения о наличии кровли, крытой берестой. Мачта была одна, с прямым парусом. Основной такелаж: ванты — «ноги», шкоты «скуты», брасы «возжи», фалы «дроги». Имелись вёсла, правили навесным рулём с румпелем. При кочах содержали одну-две гребные лодки.

Названия снастей такелажа, рангоута и отдельных элементов полярного судна «коч» по данным документов Якутской приказной избы середины XVII в. Рис. П. Филина, Н. Соротокиной

Длина по килю коча для новоземельских промыслов в конце XVII в. в составляла 9 сажен, ширина 3 сажени. Документы якутской приказной избы упоминают четыре типоразмера кочей — длинною 7, 8, 9 и 10 сажен. Вероятнее всего, в документах Якутской приказной избы использовалась трехаршинная казенная сажень, равная 2,16 м. При такой сажени размеры кочей могли быть соответственно 15 м, 17,3 м, 19,4 м, 21,6 м. Якутские документы XVII в всегда подчёркивают, что кочи, несмотря на то, что строились в глубине материка и были способны к плаванию внутренними водными путями, всё же предназначались для «морского хода» в отличие от дощаников, каюков, барок и др., плававших исключительно по рекам. В следующем, XVIII в., у поморов коч, по всей видимости, трансформировался в кочмару.

Реконструкци внешнего вида коча

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» — распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты.

Строительство коча. Рис А. Кухтерин

Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера  и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Ни где в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Модель коча С.Кухтерин

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см.

Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета в XVI–XVII вв. технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь. 

Первая модель-реконструкция малого волокового коча по результатам раскопок Мангазеи 20012006 гг. Экспозиция Музея реки Обь, г. Нефтеюганск. Автор С. Кухтерин

В.Л.Дмитриев, Ю.М.Наумов, П.А.Филин

1 комментарий к “Коч – полярное судно эпохи русских географических открытий XVII века”

  1. Интересно!!! Было бы замечательно если фото, в ваших статьях, были кликабельными, чтоб получше можно было рассмотреть детали или мелкий шрифт..

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 10 =

Прокрутить вверх