Плавание на карбасе «Вашка» из Ковды на Соловки, 20-29 августа 2022 года.

20 августа. Ковда

Женя, Женя, Ранди и Жура.

1100, отошли от пирса замечательных московских биологов, где мы пережили смену экипажа, вчерашние проливные грозы, а главное — увидели, как можно общаться, работать с детьми и заниматься одним делом. Руководит здесь всем Евгения Георгиевна Петраш. Дети, которые приезжают учиться, замечательны.

Сегодня идём вглубь Кандалакшского залива. После вчерашнего турне очень захотелось посмотреть Кандалакшу внимательнее и с моря. На борту «Вашки» команда: Максим Матвеев и Евгений Шкаруба.

Вчера у меня был свободен целый день и Дмитрий Лоскутов — большой патриот Кандалакши, блестящий краевед и экскурсовод свозил меня на экскурсию из Ковды в Кандалакшу. Я увидел город на краю Белого моря. В этом городе совсем недавно появилась замечательная набережная, здесь живут влюбленные в свой край люди.

В общем, теперь нам просто нельзя не зайти сюда на карбасе!

В Кандалакше много чего интересного, но в первую очередь стоит смотреть новенькую набережную. Уж как получилось местным активистам отбиться от очередного промышленного бреда на этом берегу в самом центре города — ума не приложу, но теперь здесь изящный променад.

Главное сооружение набережной… Правильно — вышка для наблюдения за белухами, которые заходят в Кандалакшкий залив.

За этим забором стоят три улочки раздолбаных гаражей для моторок — ифраструктура маломерного флота. Вот бы их обновить и сохранить. Тем более, владельцы гаражей были первыми, кто встал на защиту своего берега. Бережный, внимательный подход к береговым структурам — вещь в мире давно распространенная. А Кандалакша, судя по набережной, сегодня впереди всех городов Белого моря, с неё и почин.

1115, идем на остров Оленний посмотреть, что там осталось от лесозавода. Солнечно. Тепло. Слабый бриз на воде.

1140, посмотрели поселок Лесозаводский с воды и повернули в море. Посёлок дачный, с остатками набережной деревообрабатывающего завода. Из берега торчат доски. У одного сарая — лодка на скипе с прокатами. Не поленился человек руками и головой поработать.

1251, перекусили у мыса Толстиков. Учимся ставить паруса. Ветер слабоват, но для учебы — что надо.

1340, ветерок усилился до умеренного. Хорошо идем вдоль подветренного Карельского берега в залив. Максим уверенно рулит карбасом. Чувствуются поморские корни. Если бы не встречное отливное течение, ехали бы мы узлов шесть, а так против течения — четыре. 

1520, скользим по воде. Вокруг десятки островов. Цепляют внимание любопытные названия: Близнецы (действительно — два одинаковых, симметричных острова), Тарасиха, Крайний, Заяцкий.

Вспоминаю вчерашний разговор с Дмитрием: он уверен, что первая встреча с Белым морем славян, первые навыки морехождения и морского судостроения возникли именно в водах у Карельского берега и в Кандалакшском заливе. Действительно — эти уютные и защищенные местечки хорошо подходят для большой морской школы. Заливы прикрыты сотнями островов. Море здесь намного безопаснее, чем Двинской залив или тем — более Горло Белого моря.

1800, встали на приглубую песчаную косу в Княжей губе к острову Крестовому. 

Странно, что такое сильное отливное течение выходит из бухты и проходит мимо косы. Весь вечер наблюдали, когда сменится направление… Уже идет прилив, а вода все отливает в сторону моря.

21 августа

0900, стартовали. Солнечный день. Ветер попутный до свежих порывов. Течение мимо нашего острова так и не повернуло. Феномен. Разобрались только, когда умывались утром. Вода почти пресная! Здесь нет отлива, здесь река Княжея вытекает в море. Не понятно, почему именно под нашим островом: ширина залива намного больше, чем может быть река.

0940, свеженько. Несёмся в Кандалакшу!

1005, зашли на фарватер, легли на створы острова Ряшков.

1100, летим по створам.

1210, приветствовали местную яхту. 

1330, пришли в яхт-клуб Кандалакши. Удачно встали у деревянной стеночки, поставили на зарядку аккумуляторы и пошли смотреть набережную. Теперь, она и на Максима произвела немало освежающее впечатление.

1700, погуляв и попив чаю с местными яхтсменами перешли на остров Малый напротив яхт-клуба.

В 1800 снова яхт-клуб и прогулка с Дмитрием и детьми Лешей и Аней Лоскутовыми вдоль набережной на карбасе.

2130, вернулись на остров Малый. Бог мой! Как давно было утро, какой длинный день!

22 августа 

Утром прибирались на стоянке. Весь остров в плевках целлофана и еще чего-то там. Видимо, где-то свалка и ветер выдувает из нее всю эту дрянь и несет в море. Бедное Белое море.

Сегодня в залив задувает свежий восточный ветер и ехать против него в лоб нам нет никакого резона. Поэтому день проведем в Кандалакше, а вечером посмотрим.

Познакомились с хозяином яхт-клуба Алексеем Скопиновым. Как настоящий гостеприимный северянин, Алексей предложил и баню и стиральную машину. Днем прокатились в город.

Немного набережной…

Рядом с яхт-клубом у пирса заповедника привалился деревянный парусно-моторный бот. Нужно спасать. У нас на него все чертежи есть.

Обедали, отдыхали. После всех блаженств Кандалакши стартуем в море. 

2150, стартуем. Встречный ветер повернул к югу и скис.

2200, ложусь спать. Максим на вахте.

23 август

0030, месяца небе такой, что глаза колет. Поставили грот, поставим, пожалуй, и фок.

0110, идем на границе начинающегося багштага. Небо ясно, волна нежна и робка, лодка поёт. Огибаем Юпитер правым бортом.

0210, порою ветер становится строг и настойчив. «Вашка» довольная его вниманием летит вперёд.

0502, солнышко!

0825, до Умбы 6 миль. Очень хорошо идём, пожалуй, даже слишком. Волна около метра. Ветер силой пять баллов.

0920, заходим в Губу Большую Пирью Умбы.

1017, были в гостях у мастера-карбасника Сергея Яковлевича. Старая мастерская на берегу залива. Хорошие, добротные лодки. Работает вместе с женой, жОнкой, как здесь говорят. Строит лодки зимой, летом рыбачит и ходит в лес: «Летом карбаса не шьём, а зиму обманываем».

1200, после разговора с Сергеем Яковличем встали на мысу напротив деревни, чтобы поспать. Вечером встреча с местными жителями. Будем рассказывать про проекты верфи и летние путешествия. Снова отдых начинается с уборки вокруг. Место, лес, вода — все перкрасно, но мусорно очень! И мусорят не туристы.

Перед выходом в город на лекцию увидели, что к нашему прибранному мысу причалила байдарка с Владимиром и Ульяной Латка. Владимир и Ульяна — экологи, океанографы, китографы и большие дворники всего Кольского полуострова. Организовывают приборку всех его берегов.

И сразу видно это по их домику (у них летний домик у воды): был гнилой сарай, а теперь замечательное строение на сваях, в два этажа, с террасой и зимним домиком для мышей (это отдельная история).

Даже лесные мыши любят зимовать в тепле. Поэтому, когда хозяева уезжают домой в город, мыши тут как тут. Занимают домики у воды. Начинают смотреть телевизор, запрещенный интернет, гнать бражку, бухать и прочее. Чтобы их как-то обуздать, Володя построил специальный пансионат (не капкан же на этих мышек ставить). Мышка прибегает из леса, слышит настойчивый запах краковской колбасы и голландского сыра. Идет к источнику запаха и проваливается внутрь домика. Там у нее столы накрыты, кровати застелены — живи припеваючи и жди доброго хозяина, который приедет весной, возьмет домик и увезет мышек в лес, на природу.

Замечательный день с новыми друзьями из Умбы. Лекция и вечерние посидушки на терассе у воды. Культурно пили белое вино.

24 августа

1000, выходим из Умбы с Вовой и Ульяной. 

1221, проходим Турий мыс. Здесь растет наиболее охраняемый реликт — одуванчик Турьемысный. Специально для него этот мыс насыпали и охраняют подводными лодками. Растёт на тёплых склонах Турьего мыса.

1350, пришли в Тетринскую тоню. Чего только здесь нет. Все поморское. Хозяевам надоело рыбачить. Туристов теперь принимают. Карбасы и солеварни, животные шкурки всяки на палочках распятые.

Сколько такому карбаску длины?

1700, встали в Кузреке. Прекрасно. Отличное место, отличные дачи отличных москвичей.

Вечеряли и гуляли.

25 августа

Глянул на карбасок у берега напротив. Метра 4 с половиной.

Утром попрощались с Владимиром и Ульяной и с отливом выбежали с Кузреки в море.

1047, зашли на тоню Среднюю. Здесь на тоне сидит Андрей Алексеевич Буянов. Ему уже 73 года, а он все сидит и ловит селедку десятками тонн, таскает якоря по 80 килограмм, заводит невода, курит папироски, строит дом, смеется и балагурит, не любит московских дачников… Почему? Сам он с Холмогор, в 53 году сюда приехал поморов рыбу ловить)) Он так утверждает. С прищуром и фонариком во лбу человек.

1100, вышли с тони Средней. Идём в голомя в чистое открытое море на юг. Андрей Алексеевич одарил селедкой и камбалой на прощание. По-поморски.

Держим почти на солнце. Сегодня нужно закатить на юг как можно дальше. Скоро подует сильный южный ветер. 

1137, проходим Северный полярный круг обратно. Заканчиваем Полярный яхтинг, начинаем Приполярный.

Полярный знак обозначен специальными баканами, у нас над головой.

1235, ветерок подворачивает на запад. Открыли паруса. Пока только для того, чтобы нас меньше качало. Но скоро он усилится. Понемногу вылазят из воды ближние острова Карельского берега. Прощай, Кандалакша.

1340, завтра придем в Поньгаму, с которой мы начали плавание вдоль Карелии. Когда же это было? Недели две назад? Кажется, вечность прошла. Ребята вспоминаются из того похода… Вот одно из качеств путешествий — время растягивается, становится длиннее, а потом кажется, что уже полгода назад ты жег костер на том берегу, а было это будто позавчера. 

Жарили камбалу. Максим мастер.

1450, приснилось, что справа всплыла подводная лодка. Открываю глаза — а нет лодки. Зато прилично раздувает. Заглушили мотор.

1520, проснулся снова и выяснилось, что стихло и вообще — все это мне сниться. 

1625, течение с Кандалакши. Едим и едем. 

1650, метровая, а может и больше приходит волна откуда-то с юга. Катит уже пять часов. Как будто мы в Океане?

1730, неожиданно, против прогнозу, прибегают порывы южного ветра. Уже сегодня. Вместе с этой волной. Убрали паруса. А вдруг прогноз изменился и в самом деле скоро раздует в лоб… Мучаемся этим простым вопросом. Скоро осень, скоро пора штормов и ошибок.

2030, план идти на Супротивные острова пршлось отменить. С моря идет зыбь. Темнеет. Опасно идти сейчас над мелями по самнительной карте. И главное — встречный ветер не кончается, а он должен задуть только завтра в обед. Решили идти ночным переходом до Поньгамы

2225, огонь маяка Хенекоргский на 10 часов. 

2244, стихло. Темно вокруг. Решили не идти к берегу, а лечь в дрейф и спать. На всякий случай вытравили за борт якорь на веревке 15 метров. Если нанесет на банку, зацепится, а сейчас глубоко.

26 августа

0520, законли дрейфовать напров бухты Лебяжьей. Солнце.

Отдыхали в спальниках. Конечно, не жарко, но терпимо. Мешала скорее роса. И зыбь качала нашу лодочку. Зато, не нужно было искать стоянку, ставить лагерь ночью. Мы отдохнули. Мы смотрели, как порхают спутники в ночном небе, слушали, как дышит море. Одним словом — хорошо. Теперь выпьем кофе. Солнышко уже с нами, скоро приедем на дневную стоянку.

0750, белухи ныряют на входе залив. Завтракают.

1100, пришли спать. Гуляли, искали в Поньгаме пиво, топили баню, нашли амбар. 

27 августа

0935, прощайте, скалистые Карельские берега. Отчаливаем из бухты Поньгамы и идем на Соловки. Солнце палит. Слепит плазмой термоядерной реакции.

1000, пришла пора перебрать бочку с остатками продуктов, попить чаю с забытым шоколадом, лимоном и прочим.

1140, резкое усиление встречного ветра. Пришлось убрать мачты. Снова прогноз делает сюрпризы. По его прошлым обещаниям ветер должен был дуть с юга, а он с юго-востока.

1230, туман. Ветер усилился или нет? Ничего не видать, скинули обороты на малые, поставили грот. Выжидаем не понятно чего.

1250, возвращаемся на Карельский берег. Очень короткая, резкая волна бъет карбас. Как только повернули, ветер подстих. Вышли из тумана так же неожиданно, как и вошли. Туман накрыл Соловки, закрыл стеной от нас.

1325, встали у острова Чернетского. Здесь брусника и солнце. Отдыхаем, пьем чай.

1525, снимаемся с якоря. Чернетский остров подарил бруснику, два гриба, пожаренных в сметане и некое успокоение ветра. 

1721, тяжело идем. Влетаем в языки сулоев, длина волны в которых 3 метра, а высота 1 метр. Колотимся об это непотребство. В помощь подняли грот. Но помочь он нам не может… хорошо виден Анзер и Голгофа, но не Секирка. 

2100, пришли на острова. Немного устали и обалдели. Нашли ночлег уже не помню где. Кажется, на карбасе. Плавание закончено, мы на Соловках.

Фотографии: Евгений Шкаруба, Максим Матвеев, Ульяна Латка.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 9 =

Прокрутить вверх